Формирование читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Прпоектная работа Формирование читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

                   Лаборатория инклюзивного образования

 

                                       Проектная работа

Формирование читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

                        

                                                                                                        Выполнила: Шайхутдинова С.В.

                                                                                                       Учитель начальных классов

                                                                                                       высшей квалификационной

                                                                                                       категории  МБОУ «Школа № 34»

                                                                                                       Московского района г. Казани

                                           Казань  -  2017                                                          

   Содержание.

I. Введение………….. ……………………………………………………..стр.3

II. Аналитическая часть…………………………………………………….стр.7

II.1Теоретические основы формирования  качеств навыков чтения учащихся в условиях общеобразовательной школы…………………………………...стр.8

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР…………….стр.8

1.2. Особенности овладения чтением. Симптоматика нарушений чтения…………………………………………………………………………стр.11

III. Механизмы достижения результата педагогической деятельности………………………………………………………………….стр.15

3.1.Совершенствование навыков чтения младших школьников с ОВЗ……………………………………………………………………………..стр. 15

3.2.Система работы по выработке сознательного отношения к чтению

и повышению качества обучения…………………………………………….стр. 28

3.3.Организация диагностики  за формированием

у учащихся навыка беглого чтения………………………………………….стр. 31

IV. Заключение. Анализ эффективности системы работы по формированию

навыка чтения……...........................................................................................стр. 35

V. Список литературы…………………………………………………………стр. 36

VI. Приложения

       

I. Введение

      Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии со ст. 79  Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ[1] с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти цели не новы, ещё в 30-е годы прошлого века выдающийся педагог Л.С. Выготский обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития.

 Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогике.

      Это вызвано её большой практической значимостью «Без чтения – нет учения». Чтение – сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества. Как правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняют познавательную, эстетическую и воспитательную функции,

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой), б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих - пониманию текста.

Обычно формирование этого навыка затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность.

Однако почти в каждом классе находится некоторое число учеников, которые хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем-то, умея читать (артикулировать написанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного, есть такие учащиеся , которые за определённый период обучения не могут научиться читать, не запоминают графическое изображение буквы, соответственно не соотносят её со звуком. Это вызвано недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза.

Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат. Заметим, что при этом взрослые невольно постоянно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию эмоционально отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом, к неверию в успех и скованности, вызванной страхом допустить при чтении ошибку.

Таким образом, сложилось противоречие между сложившейся системой работы по формированию навыков чтения у учащихся начальной школы и ее неэффективностью в условиях применения в работе с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья.

И потому эффективная работа по совершенствованию навыков чтения в условиях инклюзивного образования  в общеобразовательных учреждениях  крайне актуальна.

В связи с этим моя педагогическая деятельность в межаттестационный период была направлена на выявление условий, влияющих на эффективное использование приемов по совершенствованию навыка чтения детей с ограниченными возможностями здоровья; разработку системы упражнений по совершенствованию навыка чтения детей в условиях общеобразовательной  школы.

Цель: Создать условия для достижения положительных результатов по совершенствованию навыков чтения.

Задачи:

1. Изучить теоретические и методологические основы формирования навыков чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья, познакомиться с литературой по данной тематике.

2. Рассмотреть теоретические аспекты процесса совершенствования навыка чтения младшего школьника с ОВЗ, в условиях  общеобразовательной школы.

3. Провести диагностику  сформированности навыка чтения с целью проверки эффективности используемых методов и приемов работы.

4. Оценить эффективность системы работы по формированию читательской компетенции у учащихся с ОВЗ

Предмет анализа: возможности формирования читательских умений у младшего школьника.

Объект анализа: чтение младшего школьника в процессе формирования в условиях современного урока и внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: при помощи специально созданной программы возможна значительная оптимизация процесса чтения в младшем школьном возрасте для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методологической основой исследования явились разработки отечественных и зарубежных авторов, таких как:

Ананьев Б.Г., Городилова В. И., Егорова Т.В., Зайцев В.И., Каше Г.А, Корнев А.Н., Лалаева Л.И, Садавникова И.Н, Пиаже Ж., и др.

Мною были выбраны следующие методы исследования в соответствии с целью и задачами:

Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования

Эмпирические: изучение педагогического опыта, беседы, качественный и количественный анализ данных.

II. Аналитическая часть.

Навык чтения в начальной школе играет большую роль и является основным фактором успешности обучения. С целью определения уровня навыков чтения у учащихся начальных классов регулярно проводится техника чтения. Мониторинг понимания читаемого текста.

Обнаружены следующие недостатки качества чтения у учеников 3 класса начальной школы:

-общее недоразвитие речи, в частности нечеткое произношение звуков (2 уч.);

- по слоговое чтение  ( 4 уч.);

-прочитывание слов с ошибками (7 уч.);

-челночное чтение (3 уч.);

-узкий читательский кругозор  (12 уч.);

-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения (7 уч).

Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора учащихся дали мне возможность проектировать эффективную для данного класса систему подготовки квалифицированного ребенка-читателя, с соответствующим уровнем, заданным программой и наметить пути эффективной работы с данными детьми.

II.1Теоретические основы формирования качеств навыков чтения учащихся в условиях общеобразовательной школы.

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка.

Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, природовом, а также раннем периоде жизни ребенка. Поскольку большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия (работы Б. И. Белого, П. Б. Шошина). Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. По мнению ряда зарубежных психологов, в частности Г. Спионек, такое отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей, испытываемых этими детьми в обучении.

У детей этой группы недостаточно сформированы пространственные представления, неустойчивость внимания, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения.

Недостатки организации внимания обусловливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а также широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Еще одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти.

Эти дети с трудом овладевают сложными видами памяти. Так, вплоть до 4 класса большинство учеников с ЗПР преимущественно пользуются механическим заучиванием, в то время как у их нормально развивающихся сверстников в этот период (от 2 к 4 классу) интенсивно развивается произвольное опосредованное запоминание.

Трудности усвоения тех или иных учебных предметов ведут к появлению школьной дезадаптации, снижению учебной мотивации, проблемам в отношениях с учителем и родителями. Как правило, самыми сложными для усвоения являются письмо и чтение, которые «ведут» за собой сложности овладения другими предметами.

В психолого-педагогической литературе существую разные точки зрения на понимание чтения как вида деятельности. Под чтением понимается «… процесс декодирования графической (буквенной) модели слова в устно - языковую форму» [Корнев А.Н., 1997]; «процесс понимания письменных сообщений» [Эльконин Д.Б.]; «сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначаемых буквами» [Селиверстов В.И.,1997].

Навык чтения включает в себя два компонента: технический и смысловой. В техническую сторону чтения включают следующие компоненты: способ чтения, темп чтения, правильность чтения. В смысловую сторону чтения входят выразительность и понимание прочитанного.

Навык чтения с большими трудностями формируется у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Исследования Т.В. Егоровой, Г.И. Жаренковой, Ю.А. Костенковой, Р.И. Лалаевой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, В.И. Насоновой, Л.И. Переслени, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпиной, С.Г. Шевченко показали, что дети этой категории с большим трудом овладевают технической стороной чтения и недостаточно понимают прочитанное. Трудности овладения чтением детьми с ЗПР связаны с рядом факторов, это замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, сложности установления взаимных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в процессе чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, слабость самоконтроля. К психолого-педагогическим факторам относят низкую мотивацию к учебной деятельности в целом и к читательской деятельности в частности (А.О. Дробинская, В.И. Насонова, М.Н. Фишман, Н.А. Цыпина).

1.2. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ.

СИМПТОМАТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ.

Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей с ЗПР приводит к существенным трудностям овладения чтением и письмом.

Нарушения письма и чтения при ЗПР являются наиболее характерными и ярко выраженными речевыми расстройствами.

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, который осуществляется деятельностью различных анализаторов (зрительного, речедвигательного, речеслухового), различных мозговых систем.

В процессе чтения условно можно выделить две стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона процесса чтения включает узнавание букв, соотнесение зрительного образа написанного слова с его звуковой формой и слитное произнесение слога и слова. Смысловая его сторона процесса чтения представляет собой основную его цель. Между этими сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. Правильное понимание читаемого предопределяется точностью зрительного восприятия, соотнесением зрительного, речеслухового и кинестетического образа слова. С другой стороны, процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания прочитанного.

В работах Т.Г.Егорова выделяются следующие ступени формирования навыка чтения:

  • овладение звукобуквенными обозначениями;
  • по слоговое чтение;
  • ступень становления синтетических приемов чтения;
  • ступень синтетического чтения.

Каждая из этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами, приемами овладения.

Прохождение этих ступеней формирования навыка чтения у детей с ЗПР осуществляется замедленными темпами. Вместе с тем, характерной особенностью является значительное различие в уровне сформированности навыка чтения и в темпе овладения чтением у детей одного и того же класса. Это связано с большим разнообразием клинической картины и психологическими особенностями различных групп детей с ЗПР.

Процесс овладения чтением вызывает большие трудности у детей с ЗПР (Н.А.Цыпина). Затруднение вызывает овладение не только технической стороной процесса чтения, но и понимание прочитанного.

У детей с ЗПР наблюдается значительно более медленный темп чтения, чем у учеников массовой школы. В конце букварного периода скорость чтения детей с ЗПР в среднем составляет 15 слов в минуту вместо 30-40 слов. Даже после 3-4 лет обучения скорость чтения некоторых детей не превышает 40 слов в минуту, у других детей она достигает 70-80 слов в минуту.

Процесс чтения у детей с ЗПР, особенно в 1 классе, сопровождается большим количеством разнообразных ошибок.

Нарушения технической стороны процесса чтения первоклассников с ЗПР проявляются в незнании букв (или нетвердом их знании), замедленном чтении, в нарушении слияния букв (побуквенном чтении), искажениях звуко-слоговой структуры слов (особенно состоящих из большого количества слогов, слогов со стечением согласных).

Дети с ЗПР часто пользуются своеобразным способом чтения, постепенным «нанизыванием» звуков к предыдущим звукам, который Н.А.Цыпина обозначает термином «причитывание» (с-ст-сто-л-стол).

Распространенными ошибками чтения являются замены звуков:

  • замены звуков, сходных по звучанию и произношению (звонких и глухих, аффрикат и их компонентов, смешение гласных, уподобление гласных);
  • замены звуков, соответствующих буквам, сходным по начертанию (т – г, ш – щ).

В процессе чтения у детей с ЗПР наблюдаются различного рода искажения звукослоговой структуры слова. Частыми ошибками являются пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов.

Особую трудность для этих детей представляет чтение слогов со стечением согласных. При чтении таких слогов дети читают первую согласную слога как отдельный слог, отделяя ее паузой от других согласных того же слога (в-зя-ли). Часто наблюдается пропуск одного из согласных звуков стечения, добавления гласной между согласными (страна – стана, сатрана). Сходные ошибки дети допускают при чтении закрытого слога (вбе-жа-л, мо-й-ся). Особенно большое количество искажений наблюдается при чтении многосложных слов.

Значительную трудность для детей с ЗПР представляют слоги с мягкими согласными. Известно, что одна и та же буква соотносится как с твердыми, так и с мягкими звуками, т.е. с двумя фонемами. Выбор фонемы определяется последующей гласной буквой, что значительно усложняет процесс чтения.

По данным Н.А.Цыпиной, наиболее распространенными ошибками у детей с ЗПР являются ошибки на замену букв.

В процессе чтения детей с ЗПР часто наблюдаются регрессии, возвращение к ранее прочитанному.

Дети с ЗПР часто делают неправильное ударение, их чтение является маловыразительным, монотонным. У этих детей нарушается интонационная структура читаемого предложения. Часто в конце предложения отсутствует интонационная завершенность. И, наоборот, в середине предложения наблюдается интонация завершенности, вследствие чего предложение как бы разделяется на две бессмысленные части («Володя раздеваться не хотел, РВАЛСЯ. К ДВЕРИ бабушка взяла у него лопатку» вместо «Володя раздеваться не хотел, рвался к двери. Бабушка взяла…»).

У детей с ЗПР обнаруживаются значительные нарушения семантической стороны процесса чтения. Эти нарушения связаны с влиянием целого комплекса факторов: недостаточностью представлений об окружающей действительности, снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, трудностью установления временных, пространственных, причинно-следственных зависимостей, трудностью организации и систематизации смысла прочитанного, бедностью и неточностью словаря, недоразвитием грамматического строя речи, а также несформированностью технической стороны процесса чтения.

На первоначальном этапе овладения чтением у детей с ЗПР наблюдается неточность понимания отдельных слов, словосочетаний, текста. Этих детей затрудняет понимание образованных выражений, метафор, переносного значения слова.

Особенно большие трудности семантического характера выявляются при чтении текста. Так, при пересказе прочитанного дети не могут выделить главную мысль, отразить временные, причинно-следственные связи, оценить ситуацию, поступки действующих лиц. У детей с ЗПР вследствие недостаточности процессов синтеза нарушено целостное восприятие текста. В послебукварный период характерной особенностью чтения детей с ЗПР является угадывающее чтение. Оно свидетельствует о возросшей роли осознания читаемого. Вместе с тем, основываясь на несовершенном процессе синтеза, оно приводит к большому количеству смысловых, вербальных замен, а также к аграмматизмам.

Следует отметить, что у детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых школьников, не наблюдается механического, бессмысленного чтения.

Таким образом, в процессе чтения у детей с ЗПР имеет место стремление к осознанию прочитанного.

III. Механизмы достижения результата педагогической деятельности.

3.1.Формирование навыков чтения младших школьников с ОВЗ.

Только тот ученик “читает”, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира. Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и её успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Учащиеся младшего школьного возраста находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении “про себя” скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были наделены на то, чтобы двигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.

И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счете, к отставанию в учебе.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Какие же упражнения использую в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

1)упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

а) Упражнения в четком проговаривании скороговорок, чистоговорок.

Задание: Прочитайте скороговорку три раза медленно, быстрее, совсем быстро, но без ошибок, четко выговаривая все звуки. Коля колья колет, Поля поле полет. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

б) Упражнение на четкое произношение гласных, гласных и согласных, различное сочетание гласных. ао оа аи иа ои

ао ои уа ау ыа

уы ыу оу уо оы

аэ оэ аи уэ эу аоу оиа аыи уаи

уоа иаа эуэ оао

ыээ оуо аооа

уауа аыуо уыао

Прочитайте на одном выдохе. а-о-у-э-ы

о-у-ы-а-э

а-ы-о-э-у Прочитайте слоги на одном выдохе, делая ударение на выделенном. ра-ро-ру-ры-рэ

ря-рё-рю-ри-ре

арь-орь-урь-ырь-ерь Прочитайте звуки и слоги на одном выдохе, повышая голос к концу строки (понижая голос в конце строки, как в конце предложения).

я-е-ю-и

о-ё-а-я-ы-и

ре-рё-рю-ря

ле-лё-лю-ля

лы-ли-ны-ни Прочитайте на одном выдохе. 3 раза: шёпотом, тихо, громко. ла-лэ-лы-лу-ло

ал-эл-ыл-ул-ол

кла-клэ-клы-клу-кло

в) Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

г) чтение шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.

д) чтение тихо и умерено:

арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа

е) чтение громко и быстро:

гарь - парь – жарь
дверь – зверь – червь

ж) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.

Довольно часто на уроках использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот:

ецнлос
ансев
цясем

з) чтение зашумленных слов:

снег                                                      зима
мороз                                                    вьюга

2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

а) Выработка внимания к окончанию слова. (Чтение слов с общим корнем) вода, водный, водичка

белый, белье, белить, белизна

родина, родной

б) Выработка внимания к корню слова. (Чтение слов с общим окончанием). чистота, частота девушка, дедушка

булка, белка

машина, малина

шишки, шашки

в) Сочетание существительного с прилагательным. у чистого берега

у дальнего леса

с глубокого дна

г) Виды работы над текстом.

- Нахождение предложения (отрывка), отражающего главную мысль рассказа.

- Нахождение в тексте 2-х, 3-х, 4-х сложных слов.

- Нахождение в тексте и чтение сочетаний: а) сущ. + прил. б) сущ. + глагол в) местоимение + глагол (и наоборот)

- Пометка и чтение непонятных слов.

- Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги. Например: про-ис-шест-ви-е

вос-хи-ти-тель-но

- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске). печальный - грустный

радостный - весёлый

развеселился - обрадовался

несчастье – беда

- Чтение слов, к которым даны сноски.

- Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

- Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации.

- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

- Чтение самого красивого места в рассказе (стихотворении).

- Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. (И наоборот).

- Нахождение предложения (отрывка), отражающего главную мысль рассказа.

- Чтение и установление, что правдиво, и что вымышлено (для сказки).

- Нахождение и чтение предложений, которые стали поговорками, крылатыми выражениями (для басен).

- Чтение с сокращением текста (подготовка к сжатому пересказу).

- Нахождение предложений (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.

- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой и т.д.

- Нахождение и чтение слов (предложений), которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

- Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Упражнение на развитие смысловой догадки (предугадывание)

- Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

а) Антиципация частей пословиц, поговорок. Например: Готовь сани летом, а …(телегу зимой) Кто пахать не ленится, у того …(и хлеб родиться) Кончил дело, … (гуляй смело)

б) Антиципация частей диалога Задание. В этом диалоге известной русской сказки недостаёт двух реплик. Если ты внимательно прочитаешь диалог, то сможешь восстановить недостающие реплики. - Здравствуй, сестрица! - ______________________ - Дай мне рыбки! - ______________________ - Я не умею. - Эка, ведь я же наловила!

г) "Путанка" Задание. Поставь перепутанные буквы в словах на место, и вы познакомитесь с докучной сказкой. Лиж-был ацрь, У ацря лбы ровд, На водре лбы кло, Ан луко чаломо Не чатьна ил каскуз счанала? (Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала?)

3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

Упражнение 1. «Кто больше увидит» Не отводя взгляда от точки, перечисли предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

Упражнение 2. «Отгадай букву». Глядя на квадрат, назови буквы (цифры, фигуры) используя боковое зрение. Расстояние от квадрата постепенно увеличиваю.

Упражнение 3. «Вижу - не вижу». Направляя прямой взгляд на красный квадрат, назови букву. Если ребенок не видит буквы, нижний листок дидактического пособия продвигаю, приближаю к прямому взгляду ребенка до тех пор, пока ребенок не узнает букву. Возле прорези делаю пометку. В другой раз букву устанавливаю чуть дальше.

Упражнение 4. «Сажаю морковку». Рисую ящик с морковками. Глядя на первый слог – хвостик, надо увидеть все слово на морковке (учитываю, что дети боковым зрением могут увидеть не более 5 букв).

Упражнение 5. «Длинная морковка». Если морковка выросла слишком большая, тогда в ящике она будет выглядеть таким образом. Прямой взгляд надо переносить с хвостика морковки на кончик и читать начало и конец слова. Тот момент, когда взгляд направлен на начало слова, боковым зрением ребенок улавливает то, что написано в середине слова. Перенося взгляд на конец слова, он еще раз видит середину, еще раз контролируя себя.

Упражнение 6. «Фотографирование слова». Машина, магазин ,каникулы. Пишу слово, закрывая его полоской бумаги, оставляя только первый слог, на который и направлен прямой взгляд. Слово открываю на короткое время. Ребенок, используя боковое зрение, должен успеть его назвать.

Упражнение 7 . «Восстанови окончание». Вороб… сидел на ветк…и чирикал.

Упражнение 9. «Чтение в темпе скороговорки ранее отработанного отрывка текста». Дети проговаривают на большой скорости первое словосочетание, затем добавляют еще 2 слова и читают с той же скоростью И так до конца отрывка В некотором царстве… В некотором царстве, в некотором государстве… В некотором царстве, в некотором государств, жил-был … В некотором царстве, в некотором государств, жил-был, богатый купец.

4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановить на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.

Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.

Развитие скорости чтения при чтении вслух и молча.

Для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию предлагаю упражнение “ФИНИШ”.

Учитель называет текст (по учебнику) или раздает карточки с текстом для чтения молча и указывает слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию прочитанного.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.

Игра в прятки”: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

Мнимое слово”: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как “Чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения. Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. В своей работе использую методику профессора И.П. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Вполне можно рекомендовать этот прием обучения родителям, дети которых читают неохотно. Хорошо бы просмотр перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном дает хорошие результаты. В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер. Сейчас разработано много образовательных программ для детей младшего школьного возраста.

Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко оказались упражнения: - многократное чтение; - чтение в темпе скороговорки; - выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом : после того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз прочитавший

один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.

 Перед детьми с ограниченными возможностями здоровья поставлена цель: постепенно достичь чтения 90 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому в конце урока отводится несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту и подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в “Таблицу достигнутых результатов”. Дети должны видеть свои достижения.

Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации:

1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно -фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
10. После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.

3.2.Система работы по выработке сознательного отношения к чтению и повышению качества обучения.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование его не только как ученика, но и как личности, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т. д. Что можно сделать сегодня, чтобы помочь каждому ребенку добиться успеха в овладении чтением? Как привить интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя у младших школьников? Как включить в процесс активного чтения каждого ученика?

С целью определения читательского кругозора, учащимся предлагается анкета , которая помогает выявить читательскую активность у детей , а также направленность читательского интереса.

Анкета для учащихся начальной школы

«Читательская активность обучающихся».

начало года

конец года

1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

-можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет-

4. Что ты любишь читать?

-стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

-читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу

-не могу

Работать с книгой ребенок учится с первого школьного дня на всех уроках. По азбуке дети обучаются грамоте. Читая тексты учебных книг, овладевают умением понимать прочитанное. С первой учебной недели параллельно с обучением чтению по азбуке и учебным книгам учитель может ввести детей в большой мир литературы: познакомит с широким кругом доступных книг, предложит заниматься чтением литературы регулярно с использованием “Читательского дневника”. « Читательский дневник» в 1 классе заполняют родители , во 2 классе дети пытаются заполнять сами с помощью , в 3-4 классах под контролем родителей заполняются самостоятельно.

Я стараюсь еженедельно проверять дневники, поощрять учащихся, которые постарались в течение недели путем словесной похвалы, приклеиванием наклеек, либо в классном уголке в рубрике «Лучший читатель», организовываем театрализованные постановки в которых принимают активное участие родители по изготовлению костюмов, атрибутов к инсценировке, что повышает мотивационный настрой учащихся.

Предложенная система работы, своевременная поддержка, личная заинтересованность учителя и родителей младшего школьника позволит ребенку с ограниченными возможностями здоровья:

-полюбить книгу и процесс чтения; -повысить качество чтения; -расширить кругозор читателя; -развить его творческие способности.

В качестве примера предлагается один из “Читательских дневников”. (Приложение 2) Учебное пособие по организации внеклассного чтения предназначено для оказания помощи каждому ребёнку в достижении успеха по овладению чтением.

3.3.Организация диагностики за формированием у учащихся навыка беглого чтения

Среди всех общеучебных умений и навыков самое важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Известный ученый и педагог В.Н. Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться в 4 классе.

Каковы условия успешного формирования навыка беглого чтения?

1. Задача научиться бегло читать, наряду с задачей формировать интерес к чтению, должна быть поставлена перед учащимися со стороны учителей начальной школы.

2. Эти задачи должны быть приняты учениками и их родителями.

3. Учитель, ученики, родители должны быть научены специальным упражнениям по технике чтения. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Для этого были организованы тематические родительские собрания и консультации.

4. Необходимо подготовить учащихся к замеру по технике чтения, настроить их на серьезную работу в случае неуспеха, когда норматив техники чтения ими не выполнен.

5. Диагностический замер техники чтения дает возможность определить группу учащихся, которым нет необходимости работать над этим навыком, так как они выполняют норматив, и группу учащихся, которые не выполняют норму и с которыми предстоит работать.

6. Овладение необходимой техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам.

7. Работа над техникой чтения для учащихся, не достигших успеха, должна быть ежедневной.

В конце урока чтения я оставляю 3-4 минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам, замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике.

Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно подойти к ученику и проверить его результаты. Они всегда свидетельствуют о прибавке в скорости чтения. Это благотворительно сказывается на отношении учеников к тренировке.

8. Работа по технике чтения не должна превышать в течение дня 10-15 минут.

Если ученик добился успеха, то его работа одобряется учителем, учащимися, родителями. По своему усмотрению учащийся может продолжить совершенствовать свой навык и зафиксировать с учителем свой лучший результат.

В начале года и в конце каждой четверти проводятся контрольные замеры навыков чтения, которые заносятся в таблицу и графики.

Используя данный мониторинг можно проследить динамику как каждого ученика, так и всего класса в целом.

Организуя контроль за техникой чтения, необходимо, чтобы ученик понимал, что беглое чтение — это лишь необходимое средство для решения учебных, познавательных задач. Поэтому для ученика важно, чтобы он осмыслил прочитанный текст, мог его пересказать, составить к нему вопросы, выделить главное, ответить на поставленные взрослым вопросы, озаглавить прочитанный текст.

Терпеливо, каждый раз одобряя продвижение учащегося в освоении техники чтения, отмечая его силу воли, стремление к победе, я и родители стимулируем деятельность ученика.

Существуют определенные причины, по которым ученик не может добиться нужной техники чтения в установленный срок. В этом случае замер техники чтения мы делали при чтении текста учеником про себя. Взрослый проверяет понимание текста после чтения, задавая вопросы или предлагая составить вопросы ученику. Мешает достижению успеха неровное дыхание. Тогда мы отмечаем дыхание в тексте знаком, принятым в музыке, ориентируя ученика делать вдох на знак препинания.

Параллельно с решением задачи выполнения норм по технике чтения должна решаться задача формирования интереса к чтению. Мною для консультации родителей были собраны рекомендации, которые вручались родителям для индивидуальной работы с ребенком дома. Ниже я привожу текст рекомендаций.

Рекомендации родителям для работы по увеличению скорости чтения детей иформирования у них интереса к чтению

Уважаемые родители, известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».

Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу. Начинать чтение нужно с обложки и титульного листа. Своя собственная библиотека дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызывает интерес к чтению.

Организация работы

1. Завести читательский дневник, где указываются автор произведения, его название, замеры техники чтения.

2. Проверять понимание прочитанного текста при замерах техники чтения, используя следующие варианты заданий: ребенок должен ответить на вопросы взрослого после чтения текста, сам составить вопросы, придумать название прочитанного текста, сформулировать главную мысль, пересказать текст.

3. При проверке техники чтения считать целыми словами предлоги и союзы.

4. Читать ежедневно не менее 20-30 мин, 5 мин тренинг по технике чтения, т.е. читать один и тот же текст несколько раз, каждый раз отмечая, сколько слов прочитано за минуту, стремясь приблизиться к норме.

5. Рекомендуются тексты писателей согласно  общеобразовательной программы по которой мы работаем.

Значение контроля за формированием навыка беглого чтения, на мой взгляд, переоценить трудно. В результате этой работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся. Они приобретают любовь к чтению, эта работа соединяет детей и родителей, учителей в достижении общей цели.

Каждый год в сентябре провожу контроль техники чтения в классе . По полученным результатам подбираются упражнения, развивающие технику чтения и использую на уроках .

После начала работы все учащиеся включаются в самостоятельную работу над техникой чтения и улучшают свой результат. Это мы можем увидеть в графике результатов контроля техники чтения. Анализируя полученные результаты мы видим, что техника чтения значительно выросла.

IV. Заключение.

Анализ эффективности системы работы по формированию навыка чтения.

Использование в практике данной системы работы способствует совершенствованию навыка чтения.

Результаты диагностики говорят следующее:

  • у учащихся идёт стабильный рост темпа чтения;

- совершенствуется способ чтения, уровень понимания текста – высокий;

  • чтение выразительное;
  • уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.

Сформированность навыка чтения в свою очередь повлияла на:

- общее развитие речи, учащиеся всё чаще используют в своей речи распространенные предложения, эпитеты, сравнения;

- на повышение качества успеваемости.

Данные результаты свидетельствуют о целесообразности использования в практике системы по работе над совершенствованием навыка чтения.

                                Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. М., 1950.
  2. Алексеева О.Ю. Совершенствование навыков чтения младших школьников. –Интернет, раздел преподавание в начальной школе.
  3. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. М., 1950.
  4. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Спб., 1997.
  5. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.
  6. Зайцев В.И. Резервы обучения чтению. М., 1991.
  7. Каше Г.А., Никашина Н.А., Шуйфер Р.И., Евлахова Э.А. Исправление недостатков произношения, чтения, письма у учащихся. М., 1960.
  8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб., 1997.
  9. Лалаева Р.И., «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», С-Пб, 2002.
  10. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М, 2000.
  11. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М., 1995.
  12.  Суворова Н.М. Беседы с книгой -Начальная школа. 2005. №2. с. 21.
  13.  Фомина Н.В. Работа кружка «В гостях у сказки». -Начальная школа. 2005. №2. с. 34
  14.  Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012, - № 53 (ч. 1), - Ст. 7598; Российская газета № 303, - 31.12.2012.
  15.  Юрьева Н.С. Что может детский журнал. – Начальная школа. 2005. № 2. С. 29.

 

                                          Приложение


[1] Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012, - № 53 (ч. 1), - Ст. 7598; Российская газета № 303, - 31.12.2012.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательских умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья Выполнила: Шайхутдинова Светлана Викторовна Учитель начальных классов Высшей квалификационной категории МБОУ «школа № 34» Московского района г. К азани

Слайд 2

Школа для всех

Слайд 3

Инклюзивное образование В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, говорится о том, что Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Слайд 4

Актуальность проекта: Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогике. Это вызвано её большой практической значимостью « Без чтения – нет учения».

Слайд 5

Цель проекта: Создать условия для достижения положительных результатов по совершенствованию навыков чтения .

Слайд 6

Задачи проекта: Изучить теоретические и методологические основы формирования навыков чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья, познакомиться с литературой по данной тематике. Рассмотреть теоретические аспекты процесса совершенствования навыка чтения младшего школьника с ОВЗ, в условиях общеобразовательной школы. Провести диагностику с формированности навыка чтения с целью проверки эффективности используемых методов и приемов работы. Оценить эффективность системы работы по формированию читательской компетенции у учащихся с ОВЗ

Слайд 7

Недостатки качества чтения -общее недоразвитие речи, в частности нечеткое произношение звуков (2 уч .); - по слоговое чтение ( 4 уч .); -прочитывание слов с ошибками (7 уч .); -челночное чтение (3 уч .); -узкий читательский кругозор (12 уч .); -непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения (7 уч ).

Слайд 8

Формирование навыков чтения упражнения , направленные на развитие четкости произношения; упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения ; упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память ; упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Слайд 9

Анкета для учащихся начальной школы начало года конец года 1. Любишь ли ты читать? -да- -нет- 2. Почему ты любишь читать? -можно многое узнать -интересно 3.Посещаешь ли ты библиотеку? -да -нет- 4. Что ты любишь читать? -стихи -сказки -смешные рассказы -рассказы о животных 5.Что любишь больше всего? -читать сам -слушать чтение взрослых 6. Читают ли в вашей семье книги вслух? -читают -не читают 7. Как ведут себя родители во время твоего чтения? -хвалят -ругают, сердятся 8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал? -могу -не могу

Слайд 10

Рекомендации родителям: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом ». педагог В.А.Сухомлинский

Слайд 11

Читательский дневник дата название ФИО автора герои Суть произведения 15.10.2017 Сказка о попе и его работнике Балде А.С. Пушкин Поп, Балда , нечисть Сказка рассказывает о том, как Балда с нечистой силой сладили и проучили попа.

Слайд 12

Наш театр

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...

Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

Роль родителей в формировании самооценки у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Психологический комплекс является совокупностью чувств, мыслей, опыта, установок (которые сформированы подсознательно или сознательно), которые привели к формированию новых эмоций и нового шаблона пов...

«Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».Почему же мы сегодня очень часто произносим слова с приставкой само- ? Потому чт...

Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....

Педагогические условия формирования социальной компетенции у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности

Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оцен...