Правописание безударных окончаний
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Кориняк Марина Владимировна

Правописание безударных окончаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon misarenko_g_g_pravopisanie_bezudarnykh_okonchaniy.doc612 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.41:808.2

ББК81.2Рус-9

 М65

Мисаренко Г. Г.

Правописание безударных окончаний: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. — 64 с. — (Русский язык в начальной школе. Дидактический материал).

ISBN 5-329-01313-5

Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок учеников в правописании безударных окончаний слов. Последовательное выполнение упражнений пособия помогает детям осмыслить понятия, соответствующие теме, и формирует план учебных действий, необходимых для правильного решения грамматических и орфографических задач.

Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении русского языка.

УДК 372.41:808.2

ББК 81.2Рус-9

ISBN 5-329-01313-5                                                            

  © АНО «Институт инноваций в обра-

зовании им. Л. В. Занкова», 2005

 © ООО «Издательский дом

«ОНИКС 21 век», 2005

© Мисаренко Г. Г., 2005

От автора

При работе с окончанием слова ученики испытывают две главные трудности. Первая заключается в том, что они ещё слабо осознают грамматику родного языка, в частности явление согласования слов при помощи окончаний. В устной речи, которой дети активно пользуются, внимание обычно направлено на смысл, который улавливается из общего контекста. Окончания же в контексте не являются смыс-лоразличительной частью слова и поэтому, как правило, произносятся недостаточно чётко. А в письменной речи это становится причиной ошибок. Вторая трудность в том, что дети пока не умеют произвольно изменять по вопросам слово, взятое изолированно, вне контекста предложения. Да и самих вопросов (кому? о чём? что сде-лает? какому? и др.) ученики толком не знают, потому что основная работа с ними проводится значительно позже — во время изучения склонения и спряжения. А без изменения слова нельзя выделить его окончания, и дети начинают называть окончанием любые буквы, стоящие на конце слова.

Отсюда вытекает главная задача коррекционной работы — привлечь внимание ребёнка к грамматической связи слов, вооружить его способами, помогающими менять форму изолированного слова, и научить видеть изменение последних букв (или отсутствие такового).

При этом очень важно приучить школьника произносить слова не спеша, очень чётко проговаривая каждый звук от первого до последнего, делая особый акцент на последних звуках.

Операции, связанные с правописанием безударных окончаний, в значительной степени упрощены по сравнению с учебниками. Основное внимание в упражнениях сводится к отработке действий, необходимых для правильного выбора окончания при помощи проверочного слова.

Первые упражнения этого раздела позволяют уточнить понимание детьми окончания как морфологической части слова и формируют операции по его выделению в слове. При этом дети сначала рассматривают окончания существительных, затем прилагательных и, наконец, глаголов.

3

№ упр.

Задача упражнений

стр.

1-3

Обращают внимание ребёнка на изменение букв на конце одного и того же существительного на примере слов с ударным окончанием

6-10

4-8

Показывают, как можно определить окончание при помощи вопросов и предлогов

10-14

9-10

Помогают понять связь прилагательных с существительными и связь формы прилагательного с формой его вопроса

14-17

11

Учит детей выполнять действия, необходимые для правильной постановки падежного вопроса и определения соответствующего окончания прилагательного (путём составления словосочетаний)

18-19

12-13

Привлекают внимание ребёнка к окончаниям глагола

19-22

14-15

Помогают отработать операции по определению окончания глагола

22-25

16-17

Показывают ученику связь родовых окончаний | существительных и прилагательных женского и среднего рода

26-28

18

Показывает способ выбора твердого или мягкого варианта окончания

28-30

19-20

Обобщают представление ребёнка о родовых окончаниях существительных и прилагательных

30-31

21

Закрепляет умение правильно писать родовые окончания

32

22-26

Развивают умение ставить существительное в начальную форму и определять тип склонения

33-41

27

Учит пользоваться проверочным словом для определения падежного окончания существи-| тельных 1 и 2 склонения___________________

41-43

4

28

Направлено на овладение способами проверки безударных падежных окончаний

44-48 |

29-30

Акцентируют внимание на падежных окончаниях существительных в форме множественного числа

49-51

31

Помогает пронаблюдать падежные окончания прилагательных

51-52

32-35

Учат определять правильное падежное окончание прилагательных с помощью вопросов

52-56

36-39

Учат ребёнка ставить глагол в начальную форму, учитывая при этом форму вопросов совершенного и несовершенного вида

57-62

40

Помогает осмыслить план действий для определения безударных личных окончаний глагола путём определения спряжения

62-63

Каждое упражнение (за очень небольшим исключением) включает в себя несколько вариантов материала для работы, объединённых одним заданием и одним технологическим планом действий. Они помечены номером упражнения и номером варианта, например: 32-1, 32-2, 32-3 и т. д. Взрослый либо предоставляет ребёнку право выбрать для работы любой вариант, либо указывает на один из них. Нужно ли ученику выполнять весь набор вариантов того или иного упражнения, в каждом конкретном случае взрослый решает отдельно.

Несколько слов о планах учебных действий, которые присутствуют почти в каждом упражнении. У них три цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу, наполнить слово «думать» конкретным смыслом; в-третьих, развивать речь ребёнка. Чтобы все три цели были достигнуты, необходимо требовать от ребёнка подробного рассказа от первого лица о том, как он собирается выполнять поставленное перед ним задание. Рассказывать он может кому-нибудь (взрослому, соседу по парте и т. п.) или же самому себе. Но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок приступил к работе без такого устного планирования.

5

1. Найди слово, которое повторяется, и поставь к нему вопрос. Спиши словосочетания с вопросом. Обведи квадратиком ту часть повторяющегося слова, которая изменяется.

План действий.

1): Шкаф с зеркалом. Подошли к зеркалу. На зеркале пятна. Стоит у зеркала. Зеркало блестит.

2): шкаф (с кем? с чем?) с зеркал [ом]

подошли (к кому? к чему?) к зеркал [у] пятна (на ком? на чём?) на зеркал[ё] стоит (у кого? у чего?) у зеркал[а] блестит (кто? что?) зеркал[о]

1-1. Соус к говядине. Суп с говядиной. Купили говядину. Молодая говядина. Котлеты из говядины.

1-2. Полотенце висит. Вытирает полотенцем. Принеси полотенце. Ходил по полотенцу. Ушёл без полотенца.

1-3. Посидим в беседке. Беседка в парке. Встретимся у беседки. Рядом с зелёной беседкой. Подошли к беседке.

1-4. Табуретка у стола. Встань на табуретку. Карандаш под табуреткой. Подними карандаш из-под табуретки. На табуретке кошка.

6

1-5. Под ёлкой боровики. Суп из боровиков. Подполз к боровикам. Наклонилась над боровиками. Много боровиков.

1-6. Компот из апельсинов. Купи апельсины. Сумка с апельсинами. Сладкий соус к апельсинам. На апельсинах салфетка.

2   Выпиши повторяющиеся слова, добавляя в них окончания.

2-1. Тёплая влажная земл... . На земл... трава. Кружил над земл... . Опустился на земл... .

2-2. Постирали бель... . Бак с бель... . На бель... красные полоски. Ящик без бель... . Пришили к бель... .

2-3. На стекл... трещинки. Вставили стекл... . Прилепили к стекл... . Окно без стекл... . Рамка со стекл... .

2-4. Прилетела стрекоз... . Ловили стрекоз... . Подлетел к стрекоз... . У стрекоз... крылышки. Гонялись за стрекоз... .

2-5. Прилетели скворц... . У скворц... птенцы. Насыпали корм скворц... . Гнёзда построены скворц... . Песня о скворц... .

2-6. Лежат кочан... капусты. Гора спелых кочан... . Тележка с кочан... . Ползали по огромным кочан... . Не хватает трёх кочан... .

7

3. Устно вставь выделенные слова в предложения, изменяя их по смыслу. Выпиши эти слова с предлогами, выдели в них окончания.

3-1 Крыльцо.

       Под ...... жил ёжик. Рая остановилась на

       ....... Кот вылез из-под ....... Бочку подвинули к .......

3-2 Бахрома.

       На ...... расплылось пятно. Мама купила

       шерсть для ....... Лена повесила шторы с

       ....... К сумке пришили .......

3-3 Хвост.

       Скорпионы сражаются ....... Глупый волк

       остался без ....... К ...... прицепился репейник. На......

       красовался бантик.

3-4 Продавец.

       У ...... кончилась мелочь для сдачи. Витя

       посмотрел на.......Олег протянул......деньги. Папа о чём-то    

       говорил с …….

3-5 Звезда.

      Солнце — это ......, а Земля — планета. К

       верхушке ёлки прикрепили ....... У Вити

       шапка со.......Ракета летит к далёкой.......

       На небе появились две .......

8

3-6. Колчан.

        Над......висел лук. Стрелы хранятся в.......

        Стрелок не нашёл своего.......По всему......

        шёл красивый узор.

3-7. Дрова.

       У порога стояла корзина с.......Без......не

       будет огня. Мышонок прятался в.......Аня

       протянула руку к .......

3-8. Проводник.

        Пассажиры обратились к.......На......была

        новая форма. На лице ...... сияла улыбка.

        Мы поздоровались с .......

3-9. Бобры.

       Слава увидел.......Ирина Петровна рассказывала    

       о …… Лесничий залюбовался ………..

       Охотник подкрадывался к .......

3-10. Лицо.

         Лена поднесла розу к.......Вышел старик с

          грустным ....... На ...... лежала тень. Сеня

          не увидел ни одного знакомого .......

3-11. Грибы.

         Отнеси ...... в дом. Поляна была усыпана

          .......На......блестела роса. Лучик пробежал

          по траве и.......В этом году много.......

9

3-12. Муравьи.

         Вечером ...... спешат домой. Жуки подружились с.......

         Мы знаем сказки и басни о.......

         В своём большом доме ...... тепло и удобно.

         Ни один лес не обходится без трудолюбивых .......

3-13. Пастухи.

          Братья Петровы работают.......У......много забот.

         Собаки помогают ...... стеречь коров.

         Вечером по сигналу ...... коровы идут домой.

         О ...... рассказывают весёлые истории.

4. Найди в предложениях повторяющиеся слова. Выпиши их вместе со сказуемым. Обведи квадратиком изменяющуюся часть этих слов.

Расскажи по плану, как ты будешь выполнять данное задание.

План действий.

1): По рукаву шла широкая кайма. К юбке пришили красную кайму.

2): По рукаву шла широкая кайма. К юбке пришили красную кайму.

3).   : шла (кто? что?) кайм[а] пришили (кого? что?) кайм[у]

10

4-1. На берег накатились волны. Слышался только шум волн. Пловца накрыло волнами. На волнах качались чайки. Яхта скользила по волнам.

4-2. Валера взял одно полено. По всему полену шли трещины. Воробей покружился над поленом и сел. Сидеть на полене было неудобно. Буратино сделан из одного полена.

4-3. Пришла Масленица с блинами. К блинам подали масло и мёд. На тарелке не осталось блинов. Мама испекла блины. О блинах говорят, что они похожи на солнце.

4-4. В коробке лежала блесна — маленькая металлическая рыбка с крючками. Леску привяжи к блесне. Щуки охотятся за блесной, как за рыбкой. У Миши удочка без блесны. Он купит блесну в магазине.

5.   Устно измени данные в рамке слова по вопросам. Голосом выдели окончания.

кто? что?

трава

пустота

без кого? без чего?

без травы

бревно

к кому? к чему?

к траве

жнивьё

на кого? на что?

на траву

стекло

с кем? о чем?

с травой

тряпьё

о ком? о чём?

о траве

белизна

11

6. Рассмотри образец и попытайся понять, почему у слова двор нулевое окончание.

Измени данные в рамке слова по вопросам. Выдели окончания.

кто? что?

без кого? без чего?

двор без двор[а|

петух дворец кирпич

к кому? к чему? на кого? на что?

ко двор[у] на двор

хитрец квас

с кем? с чем? о ком? о чём?

с двор[ом] о двор[е]

грибник агроном коридор

7.   Соедини данные слова с каждым предлогом. Напиши получившиеся сочетания, выдели окончания.

Образец.

Стен[а]— без стен[ы], по стен[е], (смотрю) на стен[у], за стен[ой].

12

8.   Спиши предложения. Найди в них все имена существительные и определи их окончания. Расскажи по плану, как это надо делать.

План действий.

1): Под корнями берёзы была нора.

2): Под корнями берёзы была нора.

3): без корней      без берёзы      без норы

          в корнях        в берёзе          в норе

          с корнями       с берёзой        с норой

4)': Под корн[ями] берёз[ы] была нор[а].

8-1. На крючке висит сумка с яблоками. Балкон был

        обвит  виноградом и украшен цветами.

        Бабушка внесла вазу с печеньем.

        У коршунов сильные крылья.

8-2. Можно сварить курицу с лапшой, а можно придавить

       её крышкой и пожарить на сковородке.

       Парикмахер быстро пощёлкивал ножницами,

       когда переходил от прядки к прядке.

8-3. Мама ушла за мясом и велела дочкам со спичками

       не играть, на лестницу не выходить, на подоконники

       не залезать и котёнка не мучить.

       И обещала принести с рынка по апельсину.

13

8-4. Во двор въехала машина, и шофёр с дворником

        стали выгружать ёлку. Она вкусно пахла морозом

        и хвоей. На её лапах висело несколько шишек.

        (По В. Драгунскому.)

8-5. Мы с Мишкой понеслись по лестнице и вбежали

        в зал. Весь потолок был увешан цветными

        лентами и фонариками, всюду горели лампы

        из   зеркальных осколков. Детей встречали артисты

        в смешных костюмах. (По В. Драгунскому.)

9. Из каждой группы предложений выпиши словосочетания с повторяющимися прилагательными. Поставь к ним вопросы и обозначь окончания.

Рассмотри план действий и расскажи себе, как ты будешь выполнять задание.

План действий.

1)и: За потайной дверцей был подземный ход. Письмо хранилось в потайном месте.

2): За потайной дверцей был подземный ход. Письмо хранилось в потайном месте.

3): за дверцей (как[ой]?) потайн[ой] в месте (как[ом]?) потайн[ом]

14

9-1. Игрок попал в штрафную зону. Матч

        закончился  штрафным ударом. Машина стояла

        на штрафной площадке. У футболиста ни

        одного штрафного балла.

9-2. Медведь жил в глухом еловом бору. В глухой

        полуночи резко пробили часы. Котёнок выбрался

        из глухого угла сада. Не будь глухой тетерей,

        слушай внимательно. За глухим забором

        послышался лай собаки.

9-3. Во дворе не было рябого петуха. На рябом лице

        Петруши появилась улыбка. От ветра озеро стало

        рябым. По рябой поверхности реки скользила лодка.

        На стол постелили рябую скатерть.

9-4. Корабль затерялся в штормовом море. На завтра

       обещали штормовую погоду. Радио передавало

       штормовое предупреждение. Утро опять было

       пасмурным и штормовым. От штормового ветра

       дрожали стены домов.

9-5. Волосы заплетены в тугие косы. Верёвка была

        завязана тугим узлом. Зрители любовались

        тугими мускулами боксёра. В кузове было тесно

       от тугих мешков с мукой. Пуговица не лезла в

       тугую петлю.

15

10. Рассмотри план действий и расскажи себе или другим, как определить окончания прилагательных.

План действий.

1)и: По тормозному пути можно определить скорость автомобиля.

2): он какой?     тормозной

          она              тормозная

          оно какое?   тормозное

          они какие?   тормозные

3): по тормозн[ому] пути

10-1. На голубом небе оставил след реактивный самолёт.

          В прозрачных окнах отражалось солнце. Надя

          везла коляску с плюшевым мишкой.

10-2. Кочки поросли болотной травой. Зверёк

          высунул остренькую мордочку. Два сливовых

          глаза глядели на меня. Дед шёл впереди

          твёрдыми шагами. Сзади послышался грузный топот.

10-3. Была у зайца избушка лубяная. Над утренней

          землёй поднимался прозрачный туман.

         Петербург называют северной столицей России.

         Про доброе дело говори смело. По крыше

         застучали редкие капли.

16

10-4. Этот Пачкуля Пёстренький ходил обычно в серых

          штанах и серенькой курточке, а на голове была

          круглая тюбетейка с разными узорами. Его весёлое

          и задорное лицо было покрыто грязными

          пятнышками. (По Н. Носову.)

10-5. Поэт Цветик рассказывал, что самое большое для

         него удовольствие — это забраться в проливной дождь

         на чердак, улечься на сухих листьях и слушать,

         как дождевые капли стучат по черепичной крыше.

                                                                  (По Н. Носову.)

10-6. На старичке был длинный халат из красивой

          тёмно-синей материи с вышитыми золотыми звёздами

          и серебряными полумесяцами. Голова покрыта

          чёрной шапкой, на ногах красные туфли с

          загнутыми острыми носками. (По Н. Носову.)

10-7. На пароходной палубе находились пассажиры.

          Одни дремали в мягких креслах с откидными

          спинками, другие прохаживались по ковровым

          дорожкам, третьи беседовали возле высоких

          бортов. Чёрную трубу парохода украшала

          широкая красная полоса.

17

11. Рассмотри план действий и постарайся понять, как надо выполнять это упражнение. Расскажи себе или кому-нибудь, что надо делать, чтобы определить окончание прилагательного.

План действий.

1): Любит крот сырое подземелье.

2): Любит крот сырое подземелье.

3): любит (кого? что?) подземелье

      подземелье (какое?) сырое

4): оно сырое, он сырой, она сырая, они сырые

5): сыр[ое] подземелье

11- 1. Фокусник взмахнул зажжённым факелом.

          Щенок радостно замахал коротким хвостиком.

          На гладкой поверхности появилась трещина. На

          тёплой кочке грелся лягушонок. Звонок разбудил

          спящего котёнка.

11- 2. Володя работает на железной дороге. Однажды

         Петя возвращался из детского сада. Мы попросили

         у тёти Наташи толстую верёвку. Нитка не пролезала

         в игольное ушко. На мокром асфальте блестели лужи.

11- 3. Толстяк держал в руках пушистых зайчат. Снежинки

          тают на тёплых руках. В людных местах

          легко   потеряться. Люди проложили в

          пустынях  караванные пути. На полке стоял мёд

          в глиняных горшочках.

18

11- 4. Гости сидели за накрытым столом и ждали

          обещанный сюрприз. Вошла бабушка с большим

          блюдом и поставила его на самую середину стола.

          На блюде лежал именинный пирог, а на нём

          горели разноцветные свечи.

12.  Выпиши из предложений главные члены. Поставь вопрос к сказуемому. Выдели его окончание. Рассмотри план действий и расскажи, как ты будешь выполнять задание.

План действий.

1)и: Козлята лежат на травке. Мы лежим на пляже. На ветках лежит снег. Ты тихо лежишь в тенёчке. Я лежу на диване, а вы лежите на кровати.

2):

козлята (что делают?) Леж[ат]

мы (что делаем?)         Леж[им]

снег (что делает?)        леж [ит]

ты (что делаешь?)       Леж[ишь]

я (что делаю?)              Леж[у]

вы (что делаете?)         леж[им]

19

12-1. Таня надевает платье. Дети надевают пальто.

         Ты надеваешь костюм пирата, а я надеваю

         костюм медведя. Мы надеваем кепки, а вы

         надеваете панамки.

12-2. Мама подметает пол. Вы подметаете двор,

         а мы подметаем в доме. Ты подметаешь не

        очень чисто! По утрам дворники подметают улицы,

        и я тоже подметаю комнату по утрам.

12-3. Я леплю бегемота, а Саша лепит танк. Ребята

          лепят снежную бабу. Мы лепим пирожки. Зачем

          вы лепите куличики? Ты лепишь куклу для Оли?

12-4. Мальчик машет флажками. Кому ты машешь?

          Вы слабо машете, надо сильней. Провожающие

          машут нам руками, и мы машем им в ответ.

         Я машу платком.

12-5. Зачем он копает яму? Огородники копают грядки.

         Мы копаем червяков для рыбалки. Вы копаете не там,

         где надо! Я копаю канаву. Ты копаешь

         слишком медленно.

12-6. Шофёр меняет колёса автомобиля. Я меняю жвачку

         на точилку. Весной змеи меняют свою кожу. Мы

         меняем старую мебель на новую. Вы меняете монеты

         на жетоны.

20

13. Найди главные члены предложений. Поставь вопрос к сказуемому. Выпиши главные члены с вопросом. Выдели окончания сказуемых.

Образец.

Клоуны меняются париками. От удивления я меняюсь в лице. Зачем ты меняешься с Васей ручками? С годами люди меняются. Погода часто меняется.

клоуны (что делают?)   меня[ют]ся

я (что делаю?)               меня[ю]сь

мы (что делаем?)           меня[ем]ся

люди (что делают?)       меня[ют]ся

погода (что делает?)      меня[ет]ся

13-1. Я качаюсь на качелях. Чайки качаются на волнах.

         Обезьяна качается на ветке. Почему мы качаемся?

         Ты слишком сильно качаешься!

         Вы уже давно качаетесь!

13-2. В прихожей одевается Таня. Дети одеваются

         на прогулку. Ты одеваешься пиратом, а я

         одеваюсь медведем. Мы одеваемся медленно,

         а вы одеваетесь слишком быстро.

13-3. Вы тихо плетётесь к дому. Кибитка по дороге

         еле плетётся. Вечно ты плетёшься в самом хвосте.

         Под палящим солнцем мы плетёмся к речке.

         Туристы плетутся к лагерю.

21

13-4. Ты никогда не просишься к доске. Мы просимся в цирк,

          а Виталик просится в кино. Я прошусь гулять, но мама

          не пускает меня. А вы лучше не проситесь! Малыши

          всё время просятся на руки.

13-5. В воздухе кружатся лёгкие снежинки. Мы с

          партнёром быстро кружимся в танце. Ты кружишься

          на одном месте. Я долго кружусь от радости. Она

          кружится по комнате уже полчаса! Вы кружитесь

          и кружитесь вокруг ёлки.

14. Внимательно рассмотри план действий и расскажи себе или кому-нибудь, что ты будешь делать, чтобы определить окончания глаголов.

План действий.

 1)и: Вдруг гляжу: крышка на кастрюле трясется.

2): я

гляжу

я

трясусь

         мы

глядим

мы

трясёмся

         ты

глядишь

ты

трясёшься

         вы

глядите

вы

трясётесь

         он

глядит

он

трясётся

         они

глядят

они

трясутся

3): Гляж[у|, тряс[ет]ся.

22

14-1. Мишка берёт кастрюлю и идёт с ней к плите.

         А на сковородке шипит и трещит масло.

14-2. Вдруг Феня как задрожит, как затрясётся, а у самой

          из глазёнок слёзы так и текут.

14-3. Серёжа мчится домой. Дома он тормошит маму и

          торопит её. Ребята стоят и смотрят на пароход,

          который гудит, входя в порт.

14-4. Собака ложится перед крыльцом и начинает

          жалобно скулить. Ветер погудит в печной трубе,

          поскрипит воротами и мчится в поле, кружит

          снежные вихри.

14-5. Мама Ивана днём работает в библиотеке, а

          вечером учится в колледже. Иван представлял себе,

          как завтра придёт в школу. Лесенка спускается,

          но не доходит до пола — обрывается в воздухе.

14-6. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

          Мальчики с разбега кидаются в воду. Давайте

          сперва поставим чайник, а потом разбудим бабушку.

14-7. Оглянешься кругом и бросишь перышко по ветру —

          куда оно полетит, туда и ты пойдёшь. Деревья в

          лесу дрожат от холода, а солнце не светит, потому

          что его закрывает чёрная туча.

23

14-8. Поезд несётся по лесам, а Петька стоит у окна

          и выкрикивает свою песенку. Муся знает своё имя,

          и когда её зовут, бежит и смешно кружится, ловит

          свой хвостик. Если никто не обращает внимания на

          её танец, она сердится и кричит.

14-9. Кошка проносится по двору и быстро шмыгает в

          щель сарая. Куры недовольно поднимают головы и

          кудахчут. Говорят вам, что автобус не ходит, а вы

          всё стоите и стоите! Когда выходишь утром в поле,

          цветы кивают тебе головками, а ветерок шевелит

          твои волосы.

15.  Найди в тексте все глаголы, выпиши их и выдели окончания.

15-1.Гугуцэ знает, откуда берутся Деды Морозы. Зима

        выводит их так: рассыпает крошки по снегу и

        накрывает шапкой. Наутро из крошек вырастают

        маленькие Деды Морозы.

15-2. Три дня Зима держит их в доме и кормит одними

          снежинками, ждёт, пока у них отрастут белые усы и

          бороды. А потом выпускает во двор — сами растите!

           — и выводит новых.

24

15-3. Маленькие Деды Морозы гоняются друг за другом,

          катаются с гор и кидают шапками в белых медведей.

          В школу они ездят на оленятах. Там они учатся и

          растут.

15-4. Перед Новым годом, когда снег засыпает их дома,

         Деды Морозы суют игрушки в мешки и садятся верхом

         на оленей. В поле олени прокладывают путь ногами,

         а волки служат им вместо собак.

15-5. Едут Деды Морозы, едут и добираются до белой

          конюшни. Там их ждут белые кони и везут кого на

          восток, кого на запад, а кого и на юг. Только снег

          скрипит под полозьями саней, да метель развевает

          белые бороды — ими Деды Морозы погоняют лошадей.

15-6. Опустошат они свои мешки, выучат наизусть все

          стишки, которые дети прочтут на ёлках, и вернутся

          восвояси. Дома они поют друг другу детские песенки

          и ждут не дождутся, когда же опять придёт Новый год.

          И всё это время облака в их стране дрожат от холода,

          а в небе светит лишь осколок луны да несколько звёзд.

                                                                             (С. Вангели.)

25

16. Рассмотри образец и постарайся понять, как окончание прилагательного помогает правильно написать окончание существительного.

Образец.

Больш[ ая] речк[а]

игров[ая] песн[я]

Больш[ ое] озер[о]

игров[ое] пол[е]

Допиши окончания существительных.

16-1. Штормовое волнени..., смешная истори...,

          круговое движени..., грибная продукци...,

          снеговое кружени..., озорная комеди...,

          цветное вязани... .

16-2. Крутая горк..., торфяное болот..., плохая застёжк...,

         большое гор..., носовая палуб..., больное горл...,

         голубое кресл..., деловое предложени... .

16-3. Старая ворчунь..., крепкое здоровь..., вишнёвое варень...,

          хищная пирань..., осеннее ненасть..., душистая петунь...,

          удобное плать..., мясное кушань..., звонкая певунь...,

          сладкое печень... .

16-4. Удалая дружин..., рулевое управлени..., прямое русл...

          реки, кольцевая гонк..., смешное чудищ..., сухое дерев...,

          золотое яблочк..., вставное стёклышк..., ледяная

          избушк..., цирковая артистк....

26

16-5. Дождевая водиц..., лесное болотц..., складная лестниц...,

          голубая мыльниц..., мокрое полотенц..., небольшое

          корытц..., свиное копытц..., лесная красавиц..., яркое

          солнц..., золотое сердц..., шестое оконц..., ветряная

          мельниц..., простое блюдц..., окружная больниц... .

17. Рассмотри план действий и расскажи, что надо делать, чтобы правильно написать окончание прилагательного.

План действий.

1): газов... плита

2): плита какая? Газовая

3): газов[ая] плит[а|

17-1. Шумн... утро, плотн... штора, штопан... варежка, восточн...

          лакомство, сдобн... тесто, соломенн... шляпка,

          вкопан... бревно.

17-2. Грушев... повидло, квашен... капуста, кован... железо,

          снежн... месиво, мелк... канавка, открыт... поддувало,

          жирн... пятнышко.

17-3. Стареньк... ружьишко, зелен... сахарница, бутылочн...

  горлышко, трудн... правило, свеж... гусятина, овсян...

           поле, мягк... обложка.

27

17- 4. Ягодн... пюре, безбрежн... море, русск... народы... музыка,

          ал... кашне, сильн... желание, тяжёл... зубило, жёлт...

          дублёнка, махров... полотенце.

18. Рассмотри каждый из планов и расскажи, что надо делать, чтобы выбрать правильное окончание.

План действий.

1): высок... камен... забор

2): забор высоккаменн

3): высок[ий] каменн[ый] забор

18-1. Древн... город, храбр... воробей, метк... стрелок,

          тяжк... путь, пуглив... зверёк, пузат... самовар, мелк...

          песок, ясн... взгляд, финск... домик.

18-2. Щипан... мех, хлипк... забор, плоек... экран, скромн...

          подарок, терпк... вкус, анг-лийск... язык, незряч... пёс,

          ядовит... гриб, гладк... лёд.

18-3. Цепк... взгляд, хлебн... колос, гибк... прутик, двурог...

         носорог, жгуч... ветер, хвойн... лес, замшев... костюм,

         тряск... вагон, задн... ряд, Велик... Устюг, верхн... этаж.

28

План действий.

1): тёпл... зимн... одежда

2): одежда тёпл зимн

3): тёпл[ая| зимн[яя| одежда

18-4. Модн... юбка, осени... вода, летн... жара, нижн... полка,

          сорн... трава.

18-5. Прян... зелень, ломан... линия, задн... стенка, тощ...

         кобыла, верхн... кромка, нервн... работа.

18-6. Новогодн... ночь, штопальн... игла, крайн... избушка,

          средн... сестра, лечебн... настойка, тыльн... сторона.

18-7. Утрен... заря, проворн... ворона, ватн... подушка, зимн...

          синева, вечерн... роса, глянцев... бумага, поздн... пора.

План действий.

1): свеж... курин... яйцо

2): яйцо свежкурин

3): свеж[ё~ё] курин[оё] яйцо

18-8. Ранн... утро, горяч... молоко, игольн... ушко, радости...

         лицо, зимн... пальто, лучш... здание.

29

18-9. Удобн... место, старш... поколение, поющ... деревце,

         полезн... занятие, плотн... кольцо.

18-10. Верхн... течение, успешн... лечение, дружн... топанье,

            горяч... желание, стран... свечение, дальн... болото.

18-11. Народн... гулянье, свеж... молоко, паруси... судно,

            хорош... тесто, точн... измерение, прежн... время.

18-12. Любящ... сердце, пахуч... вещество, под-вижн...

           щупальце, рван... полотнище, ле-тящ... облако.

19.     Из данных слов составь и напиши словосочетания «прил.+ сущ.». Выдели окончания прилагательных. Расскажи по плану, как ты будешь выполнять задание.

План действий.

1)и: Ложка, чай.:     ложечный чай

                                                         чайная ложка          

2): чайн[ая] ложк[а]

19-1. Море, даль. Семафор, сигнал. Прозрачность, капли.

         Полка, книги.

19-2. Лодка, парус. Штраф, удар. Шум, улицы. Пюре, овощи.

19-3. Голод, волк. Дверь, балкон. Серёжки, берёза. Жар, солнце.

30

19- 4. Правда, рассказ. Прогулка, лыжи. Крыльцо, сосна.

           Работа, руки.

19-5. Болото, сырость. Фарфор, чашка. Мышь, король. Берега,

          кисель.

19-6. Вкус, клюква. Зрение, орёл. Дыра, мотошлем. Яд, змея.

20.    Просмотри упражнения 16—19, которые ты выполнил (выполнила) раньше и заполни таблицы окончаниями.

Окончания имён существительных

в единственном числе

во множ.

мужск. р.

женск. р.

средн. р.

числе

Окончания имён прилагательных

в единственном числе

во множ.

мужск. р.

женск. р

средн. р.

числе

-ая

-яя

31

21. Подумай, посоветуйся с кем-нибудь и реши, что ты будешь делать, чтобы правильно написать окончания данных слов. Встретились ли тебе нулевые окончания?

21-1. Окончилась рабоч... недел..., пасутся жирн... баран...,

          шелестят кленов... листь..., упало огороди... чучел...,

          раздался громк... звон... .

21-2. Нужен метк... стрелок..., открылся хлебн... магазин...,

         блестят цветн... осколк..., мчатся дозорн... катер...,

         сломался вафельн... стаканчик..., оборвались телефонн...

         провод... .

21-3. Показался плавн... поворот..., попадались мелк...

          камешк..., блестели магазин... витрин..., работает

          кирпичи... завод..., причалил рыбач... баркас..., давят узк...

          лямк... .

21-4. Дальн... зарниц..., удобн... мест..., прост... названи...,

          средн... ступеньк..., разбит... фар..., общ... счасть... .

21-5. Марлев... повязк..., лучш... заняти..., тонк... ресниц...,

         остр... шильц..., верхн... звонниц..., плывущ... чудищ...,

         сдобн... тест... .

21-6. Сливочн... масл..., чахл... рощиц..., прежн... врем...,

         субботн... прогулк..., знаком... ме-лоди..., древн... песн...,

         блестящ... блюдц..., вишнёв... варень... .

32

22. Поставь имена существительные в начальную форму (измени их так, чтобы они отвечали на вопросы кто? что?). Выпиши их в четыре столбика по образцу.

Образец.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

множ.

-а, -я -

-□, -о, -е

-□ (ж. р.)

число

ванн|а|

склон[]

глазурь[]

камешк[и]

вишн|я]

колес[о]

деталь []

колёс|а|

22-1. Поместились в банке. Машет крылом. Гуляет по вечерам.

         Стоит у колонны. Пахнет полынью. Покрыта землёй.

         Мазать вареньем. Меняться фантиками. Плавали на

         корабле. Скачет от радости. Бутылка с кефиром. Участие

         в парадах. Упал в полынью.

22-2. Увидели иволгу. Падает хлопьями. Появился на сцене.

         Погрозил пальцем. Разрезал дыню. Зажала в ладони.

         Блестит на куполах. Прятаться под кроватью. Зимуют

         под корягами. Лежали на блюде. Сидим на кухне.  

         Вылечил лебедя. Поселились в кустах.

22-3. Вынул из мыльницы. Побелили известью. Замахал

          крыльями. Пришили к платью. Разлетелись искорками.

          Рисует акварелью. Занялся добычей. Отчистить

          От накипи. Нашли под креслом. Читает басню. На своих

           местах. Ходит к учителю. Приехал к новоселам. Работает              

          в коровнике.

33

22-4. Расскажи сказку. Накупили платьев. Приготовили без

          вермишели. Строим из брёвен. Несколько тетрадей.

         Покрытое глазурью. Разложили возле сарая. Спрятались

         в камышах. Собирали черешню. Испачкаться в грязи.

        Пели о богатыре. Принёс гостинцев. Отдыхали в деревне.

22-5. Накрыл голову. Разлилось по плите. Лечимся таблетками.

         Не хватило детали. Стояли на крыльце. Блестит стёклами.

         Вошла в спальню. Разговаривает с дворником. Гуляет на

         воле. Пришёл к братьям. С морским биноклем. Полезно

        для здоровья. Играл на свирели. Увидели пеликанов.

22-6. Завалился за тумбу. Покрытые опятами. Встречайте

          гостью. Устали от беготни. Высоко на тополе.

          Начертили по диагонали. Не хватило кирпичей.

          Приехал из училища. Завёрнуто в тряпицу. Находилось

          за озерцом. Играл на компьютере. Наполнили перьями.

         Помогали ветеранам.

34

23. Выпиши имена существительные, которые имеют не начальную, а другую форму. Расскажи по плану, как надо выполнять задание.

План действий.

1)и: На болотных кочках краснеет клюква.

2): (на чём?) на кочках — кто? что? — кочки; краснеет

    (кто? что?) клюква

3): на кочках (кочки)

23-1. Рыбки снизу стрекозой любуются. Бегает плиска по

          берегу, хвостиком кивает. Под кустом мелькнула

          быстрая тень зайчонка. В листьях грибов совсем не

          видно. Серёжа читает книгу о животных.

23-2. Оля вернулась в комнату со щенком на руках. Петя

          отправился в кухню за апельсинами и соком. Мама

          принесла бутылку с молоком и напоила котят.

          Ветерок пробежал по листьям и запутался в ветках.

23-3. Стали мы монетку искать. Всю комнату облазили —

         и за диваном, и за креслом смотрели. Я даже в маминой

         пудре пальцами поковырял, а Мишка в вазу с вареньем

         залез. (По В. Драгунскому.)

35

24. Проверь, все ли подчёркнутые слова являются именами существительными. Поставь существительные в начальную форму и выпиши их в четыре столбика по образцу.

Образец.

1 скл.

-а, -я -

2 скл. -[], -о, -е

3 скл.

-□ (ж. р.)

множ. число

морошка

круг

площадь

полозья

24-1. После болезни Надя с матерью выходили на прогулки в

         лес. По тропинке они шли к оврагу, края которого

         постоянно оползали. От этого корни двух берёз 

         обнажились, и деревья легли на другую сторону,

         точно мост.

24-2. Нашёл лягушонок в зарослях травы сыроежку с

         дождевой водой и устроил в ней настоящее купание,

         как в блюдечке. А потом уселся на краешке —

         брюшком в воде, а грудью на бережку, как будто

         воздушные ванны принимает. (По В. Бианки.)

24-3. Дедушка Ион не любит шума. С наступлением ночи 

         он уходит в глубины леса, чтобы выследить очередного

         льва-людоеда и избавить людей от опасности. В

         течение своей жизни дедушка Ион убил около сорока

         львов. Его крепкая рука хорошо владела и ружьём, и

         ножом. (По С. Вангели.)

36

24-4. Талая вода проникла до самой глуби снега и разбудила

         спящих на земле под снежным одеялом лягушат. Они

         выползли из-под снега, почувствовали тепло солнечных

        лучей и решили по глупости, что уже середина весны и

        можно отправляться в путешествие к ближайшему болоту.

                                                                             (По В. Бианки.)

24-5. В полдень от горячих лучей солнца весь снег вокруг

         нашего домика на колёсах покрылся чёрной пылью.

         Я подумал, что где-то угли жгли. Прикоснулся ладонью

         к этому грязному снегу, и вдруг под рукой стало белое

         пятно: это оказались сотни мельчайших жучков-

        прыгунков. Они и сидели на поверхности снежного

        наста. (По В. Бианки.)

24-6. Хитрым человеком был Иван Семёнов. Уже совсем с

          болезнью справился, а как только врач придёт, Иван 

          застонет, за голову схватится и даже сесть на кровати 

         не может. И всех бы родственников и врачей перехитрил,

         если бы не муха. Крутится она возле носа и жужжит.

        Хотел Иван её газетой при-

37

хлопнуть, а она на потолке уселась. Вскочил Иван, стал на кровати скакать, по потолку полотенцем лупить. А тут в комнату доктор вошёл. (По Л. Давыдычеву.)

25.    Определи склонение имён существительных и выпиши их в два столбика. Расскажи по плану, как ты будешь выполнять задание.

План действий.

1)и: испачкался грязью, на мышке

2): (кто? что?)

женский род, 3 склонение

(кто? что?) мышк[а| — 1 склонение

3):

1 скл.

3 скл.

на мышке

грязью

25-1. В гавани, в корзине, в мишени, в сирени, в ванне, в

          темени, в щетине, в гортани, в былине, в колонне.

25-2. О пустомеле, о неделе, о метле, о детали, о вермишели,

          о кукле, об акварели, о неволе, о метели, о свирели.

38

25-3. На мышке, на карамели, на медали, на церковке, на

          моркови, на грудке, на скамье, на плесени, на шашке.

25-4. К тёте, к газете, к жалости, к тесноте, к челюсти, к

         минуте, к четверти, к шалости, к трости, к капусте.

25-5. По бутылке, по шинели, по ботве, по простыне, по

         насыпи, по изнанке, по косынке, по фасоли, по

         диагонали.

25-6. В церковке, в кровати, в ладошке, в тетради, в брошке,

          в ладони, в щели, в карамельке, в кроватке, в церкви,

          в броши, в карамели, в тетрадке, в щёлке.

25-7. На ступени, на грудке, на двери, на лошадке, на медальке,

         на лошади, на печке, на площади, на груди, на площадке,

         на дверке, на печи, на медали, на ступеньке.

25-8. Кормит свинью, гонит колдунью, красит скамью,

          восхищается Сибирью, делится радостью, увидел

судью, удивил новостью, ругает шалунью, прорубил

          полынью, подавился костью, наелся фасолью,

           встречает гостью.

39

26.    Рассмотри 4-й пункт плана и попытайся понять, какое задание должно быть у этого упражнения. Расскажи по плану, как ты будешь выполнять это задание.

План действий.

1): глухарь, россыпь

2):

         

3): (мой, большой) глухарь — мужск. род,

     2  скл. (моя, большая) россыпь — женск. род,

     3  скл.

4):

2 скл.

3 скл.

глухарь

россыпь

26-1. Акварель, лопасть, сирень, рукопись, аптекарь,

          букварь, вратарь, гвоздь.

26-2. Шампунь, помощь, гавань, панцирь, бровь, словарь,

          шалость, тюлень.

26-3. Пароль, тяжесть, подпись, фонарь, перстень, цель,

          четверть, рубль.

40

26-4. Фасоль, витязь, ветвь, прядь, крендель, зритель, грязь,

         голубь.

26-5. Вермишель, вещь, секретарь, челюсть, пустырь, тоннель,

          карамель, волдырь.

26-6. Стебель, сеть, тень, мысль, гребень, пузырь, ткань,

         журавль, часть, коготь.

26-7. Шмель, циркуль, гантель, тоннель, тополь, постель,

          кремль, карамель, бутыль, король, модель, миндаль,

         журавль, корабль, кисель.

27. Выбери любое из данных ниже слов. Оно будет проверочным для безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения.

река, земля, стена

Внимательно рассмотри образец и расскажи себе, как можно проверять безударные окончания при помощи проверочного слова.

(в реке)        (не было реки)

В портфел... не было линейк... . — В портфел[е] не было линейк[и ].

(в реке)

В лодк...  лежали вёсла. — В лодке лежали

вёсла.

(от реки)

От доярк... вкусно пахло молоком. — От

доярк[и] вкусно пахло молоком.

41

Выпиши существительные с предлогами, вставляя пропущенные окончания при помощи выбранного тобой проверочного слова.

27-1. Синичка подлетела к окну и уселась около форточк... .

         Сегодня ты одет не по погод... . Капитан стоял на палуб...

          корабля. Снизу по лестниц... поднимался старик.

         Вечером Кузя вылез из бочк... . В маленьком садик...

         росли чудные розы. На его чумазой мор-дашк... застыло

         удивление. Серёжа выпрыгнул из кабинк... . На пульт...

         имелась жёлтая кнопочка.

27-2. От обивк... кресел остались одни лохмотья. К кормушк...

          слетелась стайка синиц. Из норк... выглянула забавная

          мордочка. На кассет... была записана сказка. Зимой на

          дач... никто не жил. На её ладошк... светилась голубая

          бусинка. Паша по привычк... закрыл глаза. Жизнь у

          Головёшк... была очень скучная. На манеж... шло

          представление. А шарик будто прилип к подкладк... .

27-3. Прыгая с кочк... на кочку, Митя подобрался к берёз... .

         На майк... красовалась цифра «пять». На одном карман...

         не было заклёпк... . У серёжк... был сломан замочек.

         Мышонок поселился в старом валенк... .

         Одна подушка была в наволочк..., а другая без наволочк...

       . На мест... старого дома был сквер. Лёне было тепло в

         пушистом джемпер... . У калитк... стоял незнакомый

         человек в шляп... .

42

27- 4. В велогонк... победила команда Костромы. Потерялся  

          нож от мясорубк... . С крыш... капала вода. Петькины

          руки были по локоть в глин... . На неб... ярко светили

          звёзды. Лодка приближалась к середин... реки. В

          пещер... было темно и прохладно. Летом Вовка жил у

          дедушк... на пасек... . Эта сказка о волшебной яблон...

          и наливном яб-лочк... . Илюша жил на далёкой

          Камчатк... в маленьком посёлк... .

27-5. На буфет... стоял праздничный кекс весь в сахарной

      пудр... . Григорий Васильевич жил в квартир... на

     пятом этаже. Фокусник повернулся к публик... и

           достал из коробк... шарик. В зрительном зал... было

               полно народу. Петька встал со ступеньк... и посмотрел

вниз. Дрессировщик потрепал льва по густой

             шевелюр... . Нина Ивановна работала в химчистк... .

        Узкая тропка вела нас от речк... в лес. В ящичк...

                  лежал тюбик с зубной пастой.

43

28. Рассмотри план действий и расскажи, как ты будешь проверять безударные окончания существительных. Допиши окончания слов.

План действий.

1)

2): поставлю в начальную форму;

    если слово 1 или 2 склонения, надо подставить

    проверочное слово; если слово 3 склонения, то вписать

    окончание –и

Например:

1): На шляп... .

2): на шляп... — (кто? что?) шляпа —

    1  скл. — на реке

3): На шляп[е].

1): На абажур... .

2): На абажур... — (кто? что?) абажур —

2  скл. — на реке

3) : На абажур[е].

1): На ладон... .

2): На ладон... — (кто? что?) ладонь — моя ладонь — женск. род, 3 скл. — окончание –и

3): На ладон[и].

44

1, 3 скл.

28-1. Положила к морковк... — к маринованной морков... .

          В шерст... барана — в пушистой шёрстк... . Человек

          в шинел... — в лёгкой шинельк... . На верхней ступен...

          — на верхней ступеньк... .

28-2. Испачкался в извест... — ведро извёстк... . В седой пряд...

          — в прядк... волос. Подойти к лошадк... — скакать на

          лошад... . Сидела на постел... — спит в постельк... . На

          шоколадной медальк... — рассказ о боевой ме-дал... .

28-3. На ветк... дерева — сидит на ветв... . На двер... домика —

         на боковой дверк... . Руки в зелёнк... — в зелен... леса.

         Молоко в бу-тылк... — хранить в бутыл... . Зажать в

         ладошк... — снежинка на ладон... . На яркой кист...

         рябины — на маленькой кисточк... .

28-4. На двер... был звонок. На сцен... появился Дед Мороз

         со Снегурочкой. Из-за болезн... Света пропустила

    несколько уроков. В сочной мякот... яблока притаился

     червяк. К одной старушк... приехала погостить внучка.

           Из дрел... торчало сломанное сверло.

45

28-5. Я в жизн... не видал ничего смешнее. На завтрак были

         котлеты из морков... . Игорь уселся на табуретк...,

         скрестив ноги. Головешка почувствовал угрызения

         совест... . В миск... остывала каша. Все беды от

         глупост... . Дети укрылись от дождя в лесной сторожк... .

28-6. Кибитка отъехала и скоро пропала в метел... . По чёрной

         пашн... важно прохаживались грачи. В морской дал...

         показался парус. Павлик уселся на скамейк... .

         К суббот... подарок был готов. Зимой в Сибир...

         сильные морозы. Лена побывала на выс-тавк... игрушек.

         Напишите в тетрад... сегодняшнее число.

2, 3 скл.

28-7. Без всякой жалост... . О белом пудел... . На блестящей

          глад... . Об известном писател... . На высоком ясен... .

         Совсем без сол... . На сизом голуб... . От великой

          радост... .

28-8. Статья о фасол... . На большом штабел... дров. В крупном

          клубн... картофеля. О внимательном зрител... . От

          горькой полын... . На мягкой мебел... . О храбром

          спасател... . У гнедой лошад... .

46

28-9. Много всякой снед... . В холодном апрел... По вашей

          милост... . В знойном июл... . Н морском бинокл... .

         На старинной модел... На дорогом гост... . К истории

         болезн... .

28-10. На тонком шпил... . В гранитном камн... Из яичной

            вермишел... . В глубокой прс рез... . На сломанном

           грифел... . О старо медвед... . В поздней осен... .

           Из болыпо проруб... . В жаркой сухой степ... .

28-11.0 крупном тюлен... . На сложной детал. машины. В

             маленьком жёлуд... . В ясно лазур... неба. Для

             вкусной карамел... . Б морском кител... . О тяжёлой

             болезн... . С отважном рыцар... . В снежной метел... .

28-12. На гордом профил... . В долгой жизн... . В старом

           топол... . На ногт... большого пальца. В тёмном

           туннел... . От радост... дет захлопали в ладоши. На

           мягкой высоко кроват... . Отметки в моём табел... .

28-13. На двер... висело объявление. В Машино пенал...

           всегда порядок. Лодка причалил к пристан... . Витя

          и Серёжа устроились к диван..., а Лена — в кресл... .

          Пастушок играл на свирел... . Львёнок грелся на

          солнышк... и пел песенку.

47

28-14. Витя рассказал о своей болезн... . В туннел...

           все машины включают фары. Бабушка лежала

           в постел... . В третьей четверт... у Светы хорошие

           отметки. Орёл уселся на самом гребн... скалы.

          Человек в серой шинел... подошёл к мальчикам.

          В лагер... геологов все ещё спали. В записной книжке

          ещё не было ни одной запис... .

1, 2, 3 скл.

28-15. Соловей свил гнездо в орешник... . В банк... с водой

            плавала рыбка. Ведро достали при помощ...

            верёвки и крючка. Витин папа работает на комбайн... .

           В гриву лошад... были вплетены ленты. За сараем в

           кустах сирен... стояла небольшая будка. В субботу

           мы отправились на выставку мебел... . Девочки

           договорились о встреч... и разошлись.

28-16. В ящик... не хватало одной бутылк... . Лидия Петровна

            достала из аптечк... йод. На обложк... тетрад... стояла

            фамилия владельца. Из ночной темен... доносились

            шорохи и скрипы. В новогодней лотере...

            разыгрывались снегокаты. В глуш... леса пряталась

            маленькая избушка. Кошелёк был полон мелоч... .

48

29    Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились  ли тебе нулевые окончания?

29-1. С верными друзь... . С огромными бадь... К небольшим

          полынь... . О своих сыновь... , К певучим соловь... .

         В нескольких ладь... , До маленьких муравь... .

29-2. В новых буквар... . Для наших старик... На быстрых

          катер... . К весёлым снегир... , После нескольких

          броск... . Без крепеньких моховик... . Быстрыми шаг... .

29-3. В пыльных лопух... . Со сдобными крен дел... . У

          весёлых циркач... . Под толстыми корн... . От

          жарких луч... . К деревенским пастух... . Без маленьких

          лисят... . Роман в пяти том... . Под голубыми небес... .

29-4. На зеленоватых моховик... . С яркими ва сильк... . Из

         пыльных грузовик... . Для би тых кирпич... . В уличных

         фонар... . От бле стящих зеркал... . В зелёных стручк... .

        О сложных станк... . К белым дождевик... .

29-5. О всяких чудес... . С забавными близнец... У морских

          корабл... . У острых меч... . Бе; белых воротник... .

         На крепких боровик... К хлопотливым бобр... .

         С моими ключ... Около наколотых дров... .

         В новых сапог...

49

30Заполни таблицу падежных окончаний существительных множественного числа с помощью слов из упражнения 29.

падеж

окончания

именит, (кто? что?)

-ы    -и    -а    -я

родит, (кого? чего?)

дат. (кому? чему?)

винит. (кого? что?)

-ы    -и    -а    -я

творит, (кем? чем?)

предл. (о ком? о чём?)

Расскажи по плану, что надо делать, чтобы правильно изменить слова в скобках и написать безударные окончания.

План действий.

1): с тонкими (ветка)

2): с кем? с чем? — с ветк...

3)в таблице: кем? чем? — ветками

4): с тонкими ветк[ами]

30-1. В сосновых (поленья), к старым (платья), из лёгких

         (хлопья), на быстрых (крылья), с тонкими (полозья),

         у деревянных (стулья), за густыми (деревья).

50

30-2. С деревянными (вёсла), в спортивных (сумки),

         со школьными (тетради), за высокими (забор),

         около садовых (беседки), под лесными (коряги),

         по мелким (крупинки).

30-3. На кожаных (подмётки), под тёплыми (ладони),

          на быстрых (олени), с детскими (игрушки), в

          стеклянных (банки), у небольших (хищники),

          за футбольными (ворота).

30-4. Без летних (ливни), из резиновых (шланги), с

         известными (хоккеисты), в русских (гармошки),

         до последних (участники), по хлебным (зёрнышки),

         со спелыми (груши).

31. Внимательно прочитай словосочетания. Постарайся определить окончания прилагательных.

31-1. Клиника глазн... болезней. Куски сыр... штукатурки.

          В боков... кармане. На мехов... варежке.

31-2. На мохов... кочке. Группа пожил... людей.

         По крут... склону. В головн... вагоне. С туг... косами.

         На рулев... колесе.

31-3. По ржан... полю. От седьм... колонны. В плох... погоду.

          С овощн... базара. Со сторо-жев... собаками.

По цветн... покрывалу.

51

31- 4. С дождев... водой. Слышны громов... раскаты.

          Потерялся склады... ножик. Про удал... молодца.

          По кольцев... маршруту.

31-5. На степн... просторе. В торфян... горшочках. В

          дровян... сарае. По речн... волнам. Под проливы...

          дождём. На крив... ножках.

32. Рассмотри упражнение и постарайся понять, какое у него может быть задание.

Расскажи по плану, как ты будешь выполнять это задание.

План действий.

1): На устал... коне.

2): на коне (каком?) усталом

3): На устал[ом] коне.

32-1. В модн... журнале. Из кротов... норы. На

         солнечн... полянах. С храбр... воробьем. По тонк...

         веткам. От яблочн... пирога. У высок... стены.

        С резк... звуком.

32-2. По хмур... небу. В шуточн... песенке. К ягодн...

          киселю. Без ядовит... грибов. В чер-дачн... окне.

          Со старш... ребятами.

32-3. В хвойн... лесу. На хлопков... полях.

         Из картофельн... муки. По Финск... заливу.

         С хлебн... квасом. От шмелин... укусов. В древн... столице.

52

32-4. С лягушачь... кваканьем. В барань... шерсти. От волчь...

          воя. За птичь... криками. Из черепашь... панциря.

          Со щучь... икрой. До барсучь... норок. В кошачь...

          когтях. Из бычь... пузыря. В рыбь... царстве.

33. Рассмотри план действий, посоветуйся с кем-нибудь из окружающих и определи, как ты будешь выполнять это упражнение.

План действий.

1): Зимой тепло в вязан... (куртке, пальто, варежках).

2): в куртке (какой?) вязаной, в пальто (каком?) вязаном, в варежках (каких?) вязаных

3): В вязан[ой| куртке, в вязан[ом] пальто, в вязан[ых] варежках.

33-1. Вкусная начинка у шоколадн... (батончика, конфет,

   плитки). Под окном пахнет душист... (цветами,

фиалкой, горошком). Приятно чувствовать на

    лице ласков... (лучи, свет, тепло). Наша дорога

      шла по ровн... (полю, местности, берегам речки).

53

33-2. На плите сковорода с капусты... (солянкой, котлетами,

         соусом). Мы остановились около бел... (стены, берёзок,

          здания). А конфеты достались младш... (гостям, брату,

          участнице). В прозрачн... (струях, воде, ручье) играют

          лучи солнца.

33-3. Слава разглядывал мохнат... (пчелу, гусениц, шмеля).

         Оля угостила Таню слоён... (пирогом, булочкой,

          рогаликами). Устал... (путнику, группе туристов,

          пассажирам) нужно отдохнуть. В прохлади...

          (зарослях, орешнике, тени) журчит ручей.

34. Рассмотри план действий и расскажи, как ты будешь выбирать правильное окончание слов.

План действий.

1): Из син... кожан... сумки торчал уголок платка.

2): из сумки (какой?)

3): из сумки синей кожаной

4): из син[ей] кожан|ой| сумки

34-1. Жук прогнал пуглив... син... стрекозу. Солнце садилось

          за далёк... осени... кромкой леса. Игрок выбрал коротк...

          средн... дорожку.

54

34-2. Кувшин стоял на сам... верхн... полке. Зна харь жил в

          дальн... заброшен... деревне Задн... картон... стенку

          украсили звёздами

34-3. Не открывай сундук без особ... необходи мости.

          Однажды в студён... зимн... пору я из лесу вышел.

          Наверх положили сумку с лёгк... летн... одеждой.

34-4. Медведь живёт в дремуч... непроходим., тайге.

          Ученики разглядывали древн... бо гатырск... броню.

          Мы долго любовались вол шебн... зимн... красотой.

35.     Спиши. Вставь пропущенные окончания.

35-1. Дед Артём мастерит много птичь... домик., для заботлив...

         садовод..., огородник... И лесник... .

35-2. Витя снял с перв... наклейк... слой защитн., бумаг... и

         прилепил её на кармашек спор тивн... сумк... .

35-3. Без всяк... боязн... Антон подошёл к стойлу бел... лошад...

         и достал из внутренн... кар ман... летн... курточк... сахар.

35-4. В куче всяк... разн... мусор... Митя нашел кусок кожан...

   куртк..., дверцу кухонн... тумбочк... и кастрюлю без

            прав... ручк... .

55

35-5. Накормила гречнев... каш... . Сделано важ-н... научн...

          открыти... . Расположился в мягк... кресл... . Вспомнил

          о волшебн... па-лочк... .

35-6. Заговорил мягк... голос... . Вместе с фанерн... ящик... .

         Весь в дорожн... пыл... . Забрался в жёлт... машин... .

         Извивалась узеньк... лент... .

35-7. Испекла сладк... булочк... . Пишет на сер... бумаг... .

          Нашёл пшеничн... зёрнышк... . Показалась огромн...

          долин... . Луг с пушист... одуванчик... .

35-8. Олег подошёл к младш... братишк... и погладил его по

          кудряв... головк... . К открыт... калитк... подошёл

          Павлик и протянул удив-лённ... женщин... руку.

35-9. На цветочн... клумб... . Глаза с длинн... ресниц... .

         Блюдо с готов... кушань... . Смотрит с высок... башн... .

         На своём нов... автомо-бил... . Заглянул под стоящ...

         телег... .

35-10. В такой же сереньк... курточк... . Увидел грязн... рожиц...

         . Был воспитанн... мальчуган... . Поливал из резинов...

           трубк... . Ехал на гусеничн... трактор... . По площадк...

           к её дальн... сторон... бежала девочка.

56

36.  Выпиши данные глаголы в два столбика по образцу.

Образец.

что дела...?

что сдела...?

Рассмотри план действий и расскажи, как надо выполнять это задание.

План действий.

1) : грызёт

2)и:

3): грызёт — что делает?

4)в таблицу.

36-1. Качаем — накачали, натрём — потираем, закивал —

          киваю, доверим — доверяем, мурлычет — замурлыкал,

          пожалеешь — жалею.

36-2. Моргает — заморгает, снимем — снимаю, сияешь —

          засияет, обливаем — обольём, ночуют — заночуешь,

          поступает — поступит, меняю — обменяем.

36-3. Тушим — потушили, обливает — обольём, разрежет —

режем, голубеет — заголубеет, вырулишь —

 выруливает, залетает — залетим, толкает —

затолкнём.

57

36-4. Покатал — катает, заденет — задел, разбухает —

          разбухнет, учит — выучит, построит — строим,

          колет — наколет, роняет — уронит, копает — выкопает.

36-5. Закатывает — закатят, схватит — хватают, разбиваешь —

          разобьёт, поймём — понимает, нагрубил — грубит,

          прячет — спрячешь, подловим — ловит, целует —

          поцелует.

36-6. Прячем — спрячем, заколдовал — колдует, толкаешь —

          толкнут, замолкли — замолкаю, починит — чините,

          оденешь — одеваем, спасает — спасёт, заплетает —

          заплетёт.

37. Рассмотри два способа, с помощью которых можно поставить глагол в начальную форму.

1-й способ.

свистишь (что делаешь?) — что делать? — свистеть

покраснеют (что сделают?) — что сделать? — покраснеть

2-й способ.

свистишь (что делаешь?) — надо что делать? — надо свистеть

покраснеют (что сделают?) — надо что сделать? — надо покраснеть

58

Выбери один из способов и устно поставь глаголы в начальную форму. Выпиши их в два столбика по образцу.

Образец.

что делать?

что сделать?

свистеть

покраснеть

37-1. Надевают, оттащил, пилю, потушишь, топаете,

          волочим, закуковала, стихает.

37-2. Тренькаем, падает, подтолкну, откуси, хихикаешь,

         погасит, стережёт, посадите.

37-3. Донимаешь, радует, разбухнут, дошагает, жалеем,

         прочитаю, узнаю, напечёте.

37-4. Пошевелю, чирикала, завертим, проглотишь, устаёте,

         растормошил, закопаете.

37-5. Зеленели, поступим, накупила, рискует, принимаете,

         уроню, стонет, доберёмся.

38.    Определи, какой из двух глаголов каждой пары отвечает на вопрос что дела...?, а какой — на вопрос что сдела...? Подбери к ним из скобок начальную форму. Спиши слова в два столбика по образцу.

Образец.

что дела...?

что сдела...?

запекает — запекать

запечёт — запечь

Мигаешь, мигнёшь (мигать, мигнуть).

59

Доверим, доверяем (доверять, доверить).

 Брызнет, брызгает (брызгать, брызнуть).

 Хлопнешь, хлопаешь (хлопнуть, хлопать).

 Щёлкаете, щёлкнете (щёлкать, щёлкнуть).

Разбухает, разбухнет (разбухнуть, разбухать).

Выползет, выползает (выползти, выползать).

Замедлят, замедляют (замедлить, замедлять).

Запретим, запрещаем (запретить, запрещать).

Выпилим, выпиливаем (выпилить, выпиливать).

Отлавливает, отловим (отлавливать, отловить).

Открутят, откручивают (открутить, откручивать).

Похвалит, похваливает (похвалить, похваливать).

Ухватишь, ухватываешь (ухватывать, ухватить).

Выскакивает, выскочит (выскочить, выскакивать).

Договаривает, договорит (договорить, договаривать).

60

39. Найди в предложениях глаголы и поставь их в начал ную форму. Рассмотри образец и постарайся понять, что надо обращать особое внимание.

Образец.

встал — что сделал? — что (надо) сделать? — (надо) встать

кусает — что _делает? — что (надо) _делать? — (надо) кусать

39-1. Поселились звери в теремке. Ежик тес месит и пироги

         стряпает. Мышка кашу варит. Лягушка бельё

         стирает. Петушок всех охраняет.

39-2. Катя читает стихи, а Манечка вынимает куклу и сажает

          её на колени, чтобы кукла тоже послушала. Серёжка

          заглядывает в комнату и уходит.

39-3. Солнце уже к лесу спускается. Муравей с дит на листке

          и думает, что вот сейчас солнце скроется, двери в

          муравейнике закроют. Дунул ветер и сорвал листок с

          ветки

39-4. Костя всегда выходит во двор с газете Сначала он

                прочитает её. И тут же рассказывает Кате и Мане,

                 что плохие люди ломают деревья, леса не берегут, реки засоряют.

61

39-5. Мы с Мишкой две недели подряд не ходили в кино —

          всё деньги копили. Наконец насобирали и купили

          телефон. Прибежали домой, один аппарат у меня

          поставили, а от него через форточку протянули провод

          к Мишкиному. (По В. Драгунскому.)

40. Рассмотри планы действий. Расскажи, как ты будешь определять безударное окончание глагола.

1-й план действий.

1): Ты обнима...шь берёзу.

2): ты (что дела...шь?) обнима...шь — что надо делать? — (надо) обнимать — 1 спр.

3):   1 спр.- ем, -ете, -ешь, -ут/-ют

4): Ты обнима[ешь] берёзу.

2-й план действий.

1): Он полож...т портфель.

2): он (что дела...т?) полож...т — что надо делать? — (надо) положить — 2 спр.

3): 2 спр.- им, -ите, -ишь, -ат/-ят

4): Он полож[ит] портфель.

40-1. Мы жале...м о потере. Она облада...т талантом.

          Ты часто хвора...шь. Они потуш...т свет.

          Ты замес.шь тесто.

62

40-2. Вы добира...тесь до деревни. Они поступит хорошо.

          Мы служ...м на границе. Ты вде-ва...шь нитку.

          Они не там ищ...т.

40-3. Ты ищ...шь собаку. Мы посад...м цветы. Он топч...т

          грядки. Они надева...т ботинки. Ты помн...шь песню.

          Они пил...т дрова.

40-4. Вы леп...те зверей. Мы быстро скач...м. Ты вскоч...шь

          на стул. Они глота...т таблетки. Ты зря хвал...шься.

          Он воз...т грузы.

40-5. Они покаж...т кино. Ты разбуд...шь соседей.

         Ты груз...шь арбузы. Она полива...т цветы.

         Вы собира...те марки. Мы брод...м по лесу.

40-6. Мы весело хлопоч...м. Ты реша...шь задачу.

          Они налов...т рыбы. Ты мороч...шь мне голову.

          Он тащ...т мешок. Вы болта...те попусту.

40-7. Они подним...т камни. Вы запреща...те бегать.

         Мы круж...мся в зале. Ты поступишь в школу.

         Она кача...т головой. Они стира...т платки.

40-8. Мы попрос.м воды. Вы далеко заплыва...-те.

         Оно застрева...т в дверях. Мы вяж...м сети.

         Он полож...т молоток. Они круж...тся в воздухе.

63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных"

Тема: «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных («Правописание»)» Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Дидактическая цель: воспроизведение в памяти учащихся...

Диктант. 4класс после темы "Правописание безударных окончаний имени сущ."

Предлагается диктант после изучения темы "Правописание безударных окончаний имен существительных. (4 класс, II четверть)....

Правописание безударных окончаний имён существительных

Урок-закрепление по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных"....

урок русского языка 4 класс "Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Цели: Обучающие: - формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предло...

Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...

Правописание безударных окончаний имен существительных

Урок русского языка может быть использован в любом УМК. Урок потроен на основе системно-деятельностного подхода, проблемного изложения материала.Цели урока: Создание содержательных и организационных у...