Конспект урока по обучению грамоте на тему Звуки [л] и [л’], буква Лл
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Светлана Петровна Островская

Конспект урока по обучению грамоте на тему Звуки [л] и [л’], буква Лл

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 11. Звуки [л] и [л’], буква Лл (с. 81)

а) Совершенствование умений выполнять звуковой анализ слов, дифференцировать сонорные звуки;

б) знакомство с новой буквой, обозначающей звуки [л],[л’], чтение слов с этой буквой;

в) развитие широких образовательных мотивов учения, чтения.

Ход урока

1. -Дети, вам тепло ?

В классе светло ?

Прозвенел уже звонок?

Уже закончился урок?

Только начался урок?

Хотите учиться?

Значит можно садиться.

- Знакомство с произведениями Самуила Маршака.

— На прошлом уроке вы решили стараться всё делать сами. Что именно? (Выслушиваются мнения детей.)

 Что ещё нужно делать самому, узнаете из стихотворения детского писателя С. Маршака «Угомон».

Что случилось нынче в школе? Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс. И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша. Он сказал:— Ребята, тише!

— Тише! — крикнули в ответ Юра, Шура и Ахмет.

— Тише, тише! — закричали Коля, Оля, Галя, Валя.

— Тише-тише-тишина! — Крикнул Игорь у окна.

— Тише, тише! Не шумите! — Заорали Витя, Митя.

— Замолчите! — на весь класс басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья просто вышла из терпенья,

Убежать хотела вон.…Вдруг явился Угомон.

Оглядел он всех сурово и сказал ученикам:

— Не учи молчать другого, а молчи побольше сам!

— Пригодится ли совет писателя ребятам нашего класса? (Заслушиваются ответы учащихся.)

- А какие произведения этого писателя вы знаете?

— Очень важный совет даёт писатель ребятам в своём стихотворении «Дети нашего двора». Речь идёт о том дворе, где жил сам писатель, а вместе с ним жили замечательные люди, герои. Послушайте отрывок из этого стихотворения.

На дворе у нас живут многие герои.

Но ребята признают правило такое:

Ты гордись своим отцом, знатным гражданином,

Но и сам будь молодцом, а не просто сыном…

Тот, кто водит самолёт дома по паркету,

Завтра в небо поведёт самолёт-ракету.

Кто построил на дворе мост через канаву -

Мост на Волге, на Днепре выстроит на славу.

Дети нашего двора, крепнут ваши крылья,

Ваша детская игра завтра станет былью.

— Как вы понимаете совет писателя: «Будь молодцом»?

- А его слова: «Мечта станет былью»? (Надо думать, мечтать о своём будущем, о том, кем ты вырастешь, и даже в игре готовиться к взрослой жизни.)

- Любая ли детская мечта становится былью?

- Что нужно делать для того, чтобы мечта осуществилась? (Надо не терять времени зря, хорошо учиться, чтобы получить образование.)

- Не будем и мы терять времени зря.

2. Постановка задачи урока. Беседа по рисунку «Азбуки».   С 81

— Что строят ребята? (Ракету.) Подберите слово, близкое по значению слову «ракета». (Космический корабль.)

- Куда летают люди на космическом корабле? (В космос.)

- Что такое космос? (Это мир звёзд, планет.) Как называют людей, летающих в космос? (Космонавтами.)

 - Где уже побывали космонавты? (На Луне.)

Кто знает, как называется машина, которая путешествовала по поверхности Луны? (Луноход.)

— Как вы считаете, кем хотят стать ребята? (Космонавтами или конструкторами, т. е. создателями космических кораблей.)

Что им для этого надо уметь, какие книги прочитать? (Уметь разбираться в чертежах, прочитать книги о планетах и космических кораблях.)

— Чтобы прочитать книги о Луне и космических кораблях, ребятам нужно познакомиться с новой буквой.

- А мы с вами по какой стране путешествуем? (АБВГДейке)

- а для чего люди путешествуют? (чтоб открывать новые знания)

- как вы думаете, какая будет цель нашего путешествия сегодня? (познакомиться с новой буквой Л и помочь этим замечательным ребятам)

. Великий ученый Джорж Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».

- А чтобы узнать что-то новое, мы должны? (вспомнить то, что уже знаем). Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

Давайте с вами вспомним:

- Наша речь состоит из… (предложений)

- Предложения состоят из… (слов)

- Слова делятся на… (слоги)

- Слог состоит из …(звуков)

- звуки бывают …(глас и согл)

Гласные – это звуки…

Согласные –

3. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения;- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

— Каким звуком начинается слово «Луна»? (Звуком [л].)

— Каким звуком начинается слово «Леня»? (Звуком [л’].)

- А как вы думаете,  это одинаковые буквы?

- Посмотрите вопрос один, а мнений много. Кто же из нас прав?

- Что же нам нужно узнать на уроке?

- Что  мы будем делать?

4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие»).

Наметим наш план действий:

1. Знакомство с буквой Л и звуками, которые она может обозначать

2. Сами попробуем нарисовать букву в тетради.

3. Сопоставим свои буквы с образцом.

4. Сделаем звукобуквенный- анализ слов, затем заполним звуко-буквенную схему. Чтение слогов с буквой Л.    Задания ИКТ

5. Применим правило «Перед гласными АОУЫЭ – предшествующий согласный звук  произносится твердо, перед гласной И - предшествующий согласный звук  произносится мягко.

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

5. Реализация построенного проекта (10 мин)    Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом;- зафиксировать новое знание в речи и знаках;- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;- уточнить тему урока.

- Давайте посмотрим на модели, что сделали ребята на доске. (ЛЕНЯ, ЛУНА)

- Какие это слова?

- Какой первый звук  в слове  Леня?

- Произнесем его.

- Какой это звук? (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)

Докажите.

- Какой первый звук  в слове Луна?

- Произнесем его.

- Какой это звук? (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)

Докажите.

- А знаете ли вы еще слова, в которых встречается этот звук?

Выделение и нахождение звуков в словах.

- Я буду называть слова, а вы показываете зеленый или синий карандаш, соответствующую звуку: луна, линия, люстра, люк, лужа .

- Это легко, когда [л], [л,] в начале,

 а теперь в середине: полено, палец, палка, помада (ловушка)

- В другой части слова попробуем поискать звуки [л], [л,]. В начале были? В середине были? Где не были?

Боль, котел, капель.…

- Назовите слова, противоположные по смыслу и начинающиеся со звуков [л] или [л,]: грубый, тяжелый,

Покажите карандаш нужного цвета, соответствующую звуку.

— Придумайте такие имена мальчикам, чтобы они начинались со звука [л’]. (Лёва, Лёня.) Физминутка

Буквой Л расставим ноги

Словно в пляске, руки в боки

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

- Поработаем в прописях стр 26

Какие слова зашифрованы с помощью рисунков? (Лампа, лиса.)

Составьте звуковые схемы этих слов.

Почему буква л написана синим и зелёным цветом? (Она обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки.)

Рассмотрите письменную строчную букву л в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?           ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС

Откуда начинают писать букву л?

Обведите образец.

Обведите слоги ло, лы, ли. Назовите слова, в которых встречаются эти слоги.

Напишите слоги самостоятельно по образцу.

Прочитайте предложения.

Обведите буквы в предложениях.

Напишите предложение «Лиса у сосны» самостоятельно по образцу.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в парах

- А теперь расскажите своему соседу всё о букве «эль» и звуках, которые она обозначает.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(Звуковой анализ слов лисички, лист.)

 -Поднимите руку у кого была ошибка? Где? (не знал или был невнимательным?)

Составьте предложения со словами лисички, лист.

Какой можно сделать вывод? (Эти слова имеют по два значения.)

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Чтение слогов по слоговой табличке: ла—ло—лу.     слайд

Закрепление представлений о позиционном принципе чтения: сравнение слогов (лы — ли).

Азбука  Чтение текста «На Луну» по предложениям с учётом знаков препинания (восклицательного знака, тире).

Формирование сознательности чтения с элементами выразительности.

— На что указывает знак восклицания? (На выражение особых чувств при чтении.)

-Какие чувства испытывают мальчики в своём воображаемом путешествии на Луну?

-  Переживают ли они разлуку с мамой? Передайте это голосом при чтении.

-Чем гордятся мальчики? (Они умны.)

-Что значит «мы мыслим»? (Думаем.)

-Почему они убеждены, что «мысли — сила»? В чём сила мысли? (Человек придумывает новые машины, совершает открытия, изобретает.)

— А вы считаете себя думающими людьми?

-Тогда отгадайте загадку «По синему небу тарелка плывёт». Что это может быть? (Луна.)

-У кого другая отгадка? (Космическая или летающая, тарелка.)

 Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 27)

Что изображено на рисунке в левом верхнем углу страницы? (Луна, звёзды, ракета.)

Рассмотрите письменную прописную букву Л в правом верхнем углу страницы.

Чем похожи и чем отличаются заглавная буква Л и строчная буква л? (Они состоят из одинаковых элементов, но заглавная буква чуть возвышается над строкой.) обведите слоги и слова).

Прочитайте предложение.

Почему в конце предложения стоит восклицательный знак?

Обведите буквы в предложении.

Напишите его самостоятельно по образцу.

9. Рефлексия.

Назовите слова, в которых есть твёрдый звук [л], мягкий звук [л'].

Оцените свою работу на уроке, взяв в руки карандаши красного, желтого и зеленого цвета.

Кому нужна помощь учителя?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему вы научились?

Какое задание было трудным?

В чём проявилась ваша учебная сила? (В старании, желании)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звуки [н], [н\'], буквы Н, н.

Цели урока:познакомить детей с согласными звуками [н], [н\'],  буквами Н, н;учить слышать эти звуки и давать им характеристику;вырабатывать навыки осознанного чтения;способствовать обогащению слов...

конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [З],[C],буквы З,С

данный конспект урока поможет учителю в занимательной форме познакомить учащихся с понятием парные звонкие и глухие согласные...

конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [З],[C],буквы З,С

данный конспект урока поможет учителю в занимательной форме познакомить учащихся с понятием парные звонкие и глухие согласные...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: " Звук [й\'] и буква й" 1 класс

Технологическая карта урока обучение грамотеТема: " Звук [й\'] и буква й"Цель:·        Научать характеризовать звук [й‘].·        З...

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звук и буква И"....

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [с], [с`] и буква С, с" 1 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [с], [с,], с печатными буквами Сс; совершенствованиенавыка чтения слов по слогам и орфоэпически; создание условий для формирования первоначаль...