Рабочая программа по русскому языку в 4 классу по программе Гармония
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rus._yaz._4_kl.docx70.9 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №80»

«Согласовано»

на заседании МО

«Согласовано»

«Утверждаю»

Протокол №___от «__» ____2019

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ «Гимназия №80»

                                       /Я.Н.Косатова

/Л.Ю. Волкова

/А.А. Миронов

Подпись                      /расшифровка

Подпись                      /расшифровка

Подпись                           /расшифровка

Дата            «_____»______2019

Дата            «_____»________2019

Приказ  №_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета: русский язык

предметная область: «Русский язык и литературное чтение»

4 «А» класс начального общего образования

Срок реализации программы 2019/2020 учебный год

Составители:

Рамазанова Е.Л..

Николаева Н.А.,

Васильева Л.А.,

Осяева А.В.,

учителя начальных классов.

г. Барнаул, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе ООП  начального общего образования гимназии с учётом  авторской программы «Русский язык» 1-4 кл. / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко — Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 г. УМК «Гармония»

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента общеобразовательного

стандарта начального образования, рассчитана на 170 часов в год. Количество часов в неделю – 5.

           35 учебно-календарная неделя компенсируется праздничными и каникулярными днями в учебном году.

Учебно-методический комплекс:

  1. Программа к курсу «Русский язык» для 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений. / М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко — Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 г.
  2. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», учебник по русскому языку для 4 класса, части 1,2, изд-во «Ассоциация XXI век», Смоленск 2014 г.
  3. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, тетрадь-задачник по русскому языку для 4 класса, части 1,2,3, изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2016
  4. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Методические рекомендации к учебнику по русскому   для 4 класса», изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2014 г.

Контрольно-диагностические материалы:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты: представление о русском языке как языке своей страны; осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка; появление элементов сознательного отношения к своей речи, понимания необходимости контроля за её качеством; элементы коммуникативного, социального и познавательного мотивов изучения предмета «Русский язык»; становление интереса к изучению русского языка и в целом положительного отношения к учению (в частности, к урокам русского языка); элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

– понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т. п.;

– действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;

– выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;

 Познавательные УУД:

– целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к услышанному;

– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;

– читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём требуемые сведения, соотносить их с известными;

– понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, табличном виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический);

– находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач; – осуществлять целенаправленные наблюдения за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или совместно выявленным параметрам;

Коммуникативные УУД:

– участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения;

 – участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

-  слушать высказывания собеседников;

– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его;

- понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;

– строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач),

 стараясь соблюдать нормы литературного языка и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства;

– воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до других, делиться ею, по возможности, объяснять её.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В области речи, речевой, коммуникативной  деятельности

Выпускник научится:

– участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

– самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;

– пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов, в том числе словарём «Как правильно изменить слово?»;

– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника, в том числе нормы построения освоенных словосочетаний, образования отдельных глагольных форм, форм именительного и

родительного падежей множественного числа имён существительных, написания слов с непроверяемыми орфограммами в пределах изученного;

– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли в тексте, для завершения текста, для передачи его основной мысли, для выражения своего отношения к чему-либо);

– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

– письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала; понимать, от каког олица, 1-го или 3-го, ведётся рассказ;

– письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;

– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

– конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;

– делить текст на части (ориентируясь на подтемы),самостоятельно составлять план;

– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу повествовательного текста;

пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала, а также внося отдельные изменения, в частности, изменяя лиц рассказчика;

– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции, объявления;

дневниковые записи, короткие рассказы), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо;

В области фонетики и графики

Выпускник научится:

– различать понятия «звук» и «буква»;

– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически(при предъявлении слова звучащим или написанным);

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– осознавать и объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв, в том числе в глаголах, оканчивающихся на–тся, -ться, в словах с непроизносимыми согласными;

– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й] при письме;

– определять количество слогов в слове и их границы(а основе освоенных критериев);

– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

- использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»).

Выпускник получит возможность научиться:

– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

– сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

– классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области словообразования

Выпускник научится:

– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;

– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;

– конструировать слова из заданных частей слова;

– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;

– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;

различать изменяемые и неизменяемые слова, в том числе относить к числу последних наречия.

Выпускник получит возможность научиться:

– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);

– самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;

– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

В области лексики

Выпускник научится:

– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Выпускник получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;

– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

В области морфологии

Выпускник научится:

– выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного), в том числе опознавать как самостоятельные части речи имена числительные и наречия (яркие случаи);

– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного;

-  род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

– пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;

– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы);

– использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности

речи.

Выпускник получит возможность научиться:

– различать смысловые и падежные вопросы, личные  и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

– выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;

В области синтаксиса и пунктуации

Выпускник научится:

– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;

– ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы;

– составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;

– выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

– различать понятия «части речи» и «члены предложения»,выделять в предложении главные и второстепенные члены;

– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

– устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

– распознавать предложения с однородными членами,

Выпускник получит возможность научиться:

– выделять наречия среди слов других частей речи;

– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

– видеть особенности изменения имён прилагательных на-ий, -ья, -ин;

– замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

– пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;

– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Речь, развитие речи, практика речевой деятельности

Продолжение овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, представленными в виде таблиц, схем, алгоритмов: находить нужную информацию и осознанно ею пользоваться для решения учебно-познавательных задач.

Дальнейшее обучение правильному использованию, произношению, изменению слов, построению словосочетаний (в объёме, представленном в следующих разделах программы), выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения.

Совершенствование всего комплекса умений, связанных с пониманием, воспроизведением и созданием различных видов текстов (в пределах изученного), с соблюдением требований к хорошему тексту, правил его обдумывания и улучшения после записи.

Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление);способы выражения собственного мнения (использование слов: по-моему, я думаю, что…и др.).

Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).

Продолжение освоения подробного и выборочного изложений; добавление в текст собственных суждений. Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица). Общее представление о сжатом изложении.

Практическое освоение уже знакомых жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления; общее знакомство с новыми жанрами: объявлением, дневниковой записью, рассказом, сказкой. Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств. Освоение понятия «сочинение» как общего названия создаваемых текстов, состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста.

Фонетика и графика. Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям.

Лексика. Совершенствование представления о двух значениях слова: основы (лексическом) и окончания (грамматическом); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Общее представление о прямом и переносном значениях, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.

Состав слова (морфемика). 

Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи. Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов (с акцентом среди последних на наречиях).

Морфология

Совершенствование представления о частях речи как группах слов, отличающихся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения, а также о делении частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: закрепление изученного, продолжение формирования всех приобретённых умений; накопление опыта использования словаря учебника «Какого рода и числа слово?» для правильного употребления слов в речи. Дальнейшее становление умения определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов.

Общее представление о понятии «склонение», о трёх склонениях имён существительных. Определение принадлежности имени существительного к 1-му, 2-му или 3-му склонению; овладение необходимым для этого способом действия.

Соблюдение правил культуры речи при использовании несклоняемых имён существительных (пальто, метро, кино, шоссе);

при изменении некоторых имён существительных (рот – рта, лоб – на лбу и др.),

при образовании форм родительного падежа множественного числа от слов типа: место, дело, ёжи т. п.,

форм именительного падежа множественного числа от слов, типа: учитель, повар, шофёри др.;

использование словаря учебника «Как правильно изменить слово?».

Имя прилагательное: совершенствование всех приобретённых умений. Уточнение значения, передаваемого формами множественного числа имён прилагательных. Продолжение работы над использованием имён прилагательных для повышения точности и выразительности речи.

Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении по падежам (практическая работа на уровне культуры речи и правописания).

Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.

Местоимение: закрепление общего представления об особенностях этой части речи, о личных местоимениях, их назначении, значении форм 1-го, 2-го, 3-го лица; овладение правилом употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Склонение личных местоимений, их использование для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи (продолжение работы).

Глагол: повторение изученного, совершенствование всех приобретённых умений. Сопоставление «работы» окончаний в формах настоящего, будущего и прошедшего времени; личные и родовые окончания глаголов.

Общее представление о понятии «спряжение». Два спряжения глаголов, способы определения спряжения; овладение необходимыми способами действия.

Продолжение работы над правильностью речи: над правильным ударением (звони´т, позвони´шь, посла´ла, начала´…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят), а также наблюдений за использованием различных глагольных форм для повышения точности и выразительности речи.

Наречие как «помощник» глагола в речи; знакомство с особенностями этой части речи. Использование наречий в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?». Написание наиболее частотных наречий (в словарном порядке).

Предлогисоюзы и, а, но, частица не как служебные части речи: повторение. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и правильное использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.

Синтаксис

Словосочетание. Представление о словосочетании как способе более точного называния предмета, признака, действия. Знакомство со строением словосочетания: наличием главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Знакомство с некоторыми значениями словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), с их отражением в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как?идр .

Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже, подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу.

Вычленение словосочетаний из предложения и их составление. Освоение принятых правил связи слов как условия правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до …; поехать в (на), приехать из (с)и т. п.).

Предложение: повторение изученного о видах предложений, о членах предложения, о способах нахождения главных членов.

Общее представление о видах второстепенных членов предложения: определении, дополнении, обстоятельстве.

Знакомство с однородными членами предложения: их назначением, признаками, правильным и уместным употреблением (на практическом уровне). Нахождение предложений с однородными членами в тексте и составление; использование бессоюзной связи («перечисления»), союзов и, а, но.

Общее представление о сложных предложениях, их нахождение в тексте (простые случаи).

Орфография и пунктуация

Дальнейшее совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Продолжение работы над использованием приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.

Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способ решения орфографических задач.

Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:

• безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ия, -ие, -ья, -ье, -ов, -ин);

• безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;

• безударные гласные в родовых и личных окончаниях глаголов;

• раздельное написание нес глаголами;

• ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа.

Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения. Постановка запятой в предложениях с однородными членами (простые случаи).

Проверка написанного: практическое овладение.

Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: аллея, аптека, бассейн, бросить, вверх, влево, вниз, вокзал, волейбол, воскресенье, восток, впереди, вперёд, вправо, встретить, вторник, до свидания, ездить, заметить, запад, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, комбайн, кончить, коридор, коричневый, красить, лазить, медленно, молоток, налево, направо, неделя, пассажир, помнить, понедельник, портить, прекрасный, приветливо, прямо, пшеница, пятница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, скоро, слева, снизу, снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, фамилия, хозяин, хоккей, часто, человек, четверг, экскурсия, электричество, этаж.

Формы организации учебных занятий

  • групповые;
  • массовые;
  • микрогрупповые;
  • коллективные;
  • индивидуальные;
  • школьные уроки;
  • экскурсии;
  • домашняя работа;

самостоятельная работа

                                                        Основные виды деятельности:

-понимание и сохранение учебной задачи урока;

-ознакомление с информацией в учебнике(на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

-знакомство с основными видами речевой и письменной деятельности человека (слушание, говорение, чтение, письмо);

-оценивать результаты своей деятельности;

-общая целевая установка на изучение темы;

-конкректизация задач в начале каждого урока;

-введение новой информации;

-работа с текстовым и иллюстративным материалом.

Пояснения к программе

За основу берем тематическое планирование из методических рекомендаций, составленных автором программы (Русский язык. 4 класс.  Методические рекомендации. Пособие для учителя / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко  – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014).  

После контрольных работ и изложений проводится работа над ошибками по необходимости на следующем уроке.

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочую программу учебного предмета «Русский язык» в 4 «А»классе

         Учитель: Рамазанова Е.Л..

№п/п

Реквизиты документа

Исходная программа

Внесение изменений в программу

дата

тема

дата

тема

1

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов или общих тем

Всего часов

1

Знаем –повторим, не знаем –узнаем        

20ч.:17/3р

2

Словосочетание.( «Знакомимся со словосочетаниями»)

14 ч.:10/4р

3

Наречие. («Представляем ещё одну часть речи»)

5 ч.:4/1р

4

Проверяем себя

3 ч.:2/1р

5

Пишем объявления

3 ч.

6

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных

32 ч.:26/6р

7

Части речи: что мы о них знаем? Повторение

14 ч.:11/3р

8

Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов»)

20 ч.:15/5р

9

Новое о строении предложений

12 ч.:9/3р

10

Учимся рассуждать

7 ч.:5/2р

11

Повторение систематизация и расширение знаний о слове(«И снова о главном работнике в языке– слове»)

23ч.:20/3р

12

Размышляем, рассказываем, сочиняем        

14 ч.:11/3р

13

Перелистаем учебник

Всего

3ч.:1/2р

170 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема урока

Дата

проведения

Вид контроля.

Знаем-повторим, не знаем-узнаем

1

Начинаем повторять…(«Перечитаем письмо»)

2

Повторение основных грамматических понятий («Обо всём понемногу»)

3

Систематизация основных орфографических правил.

4-5

Повторение изученного о речи («Всё ли ты помнишь о  речи?)

6

Знакомство с понятием«личный дневник»и обучение его ведению («Делаем дневниковые записи»)

7

Обобщениеизвестного о слове: о значении, строении, частиречи и члене предложения.(«Что ты знаешь о словах?»)

Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора («Как ты умеешь анализировать слова?)

8

Звуки и буквы в слове: значение и строение слова

9

Состав слова и его значение

10

Разграничение слов по частям речи

11

Повторение изученного о формах глагола

12

Упражнение в выполнении различных грамматических действий

Совершенствование грамматических и орфографических умений(«Готовимся к проверке своих умений»)

13-15

Орфографические умения  как правильные орфографические действия

16-17

Тренировочно-проверочные работы

18

Контрольная работа по результатам повторения.

Диктант

Индивидуальный

Учимся передавать рассказы других и говорить о себе

19

Изложение: обучение пересказу от другого лица

20

Написание воспоминаний«Летние встречи»

Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями»)

21

Знакомство с понятием«словосочетание»(«Как предметы, признаки, действия назвать точнее?»)

22

Продолжение знакомства со словосочетаниями

23

Составление словосочетаний и включение их в предложение

24-25

Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами(«Наблюдаем за значениями словосочетаний»)

26

Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений

Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях («Что может приказывать главный член словосочетания?»)

27-28

Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний («Что приказывает имя существительное имени прилагательному?»)

29-30

Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей(«Кому и в чём подчиняются имена существительные?»

31

Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач

32-33

Обучение выбору падежной формы имени существительного(«Учимся правильной речи»)

34

Закрепление изученного

Наречие. («Представляем ещё одну часть речи»)

35

Знакомство с особенностями наречия как части речи(«Представляем ещё одну часть речи»)

36

Правописание наречий

37

Продолжение освоения наречия как части речи

38

Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи

39

Изложение с изменением лица рассказчика; тренировка в использовании и правописании наречий

40

Повторение изученного и подготовка к  контрольной работе(«Проверяем себя»)        

41

Совершенствование и самопроверка приобретённых умений

42

Контрольная  работапо теме: «Проверяем себя»

Индивидуальный.

43

Знакомство с особенностями построения объявлений

44-45

Создание текстов-объявлений

Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных

46

Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?»)

47

Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных»)

48

Формирование умения определять склонение имени существительного

49

Закрепление изученного

50

Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении

51

Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных(«Известное правило подсказывает новое»)

52

Закрепление изученного

53

Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных(«Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных»)

54

Закрепление изученного

55-56

Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе

57

Закрепление изученного

58-60

Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?»)

61

Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Закрепление изученного

62

Изложение « Так приходит зима»

63

Этюд по картине А. Пластова «Первый снег»

64-65

Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе(«Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?»)

66-67

Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию «Словарём трудностей».(«Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа»)

68-70

Закрепление изученных вопросов право-

писания («Повторяем, тренируемся в правильном письме»)

71

Закрепление изученного

72

Контрольная работа

Индивидуальный

73-75

Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)

76-77

Создание словесных этюдов(«Размышляем, фантазируем, рисуем…»)

Части речи: что мы о них знаем? Повторение

78

Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении («Части речи- имена»)

79

Продолжение повторения изученного

80

Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения

Секреты имён  числительных

81

Изменение имён числительных по падежам

82-83

Сложные числительные и особенности их изменения

84

Употребление имён числительных в речи; совершенствованиеразличных орфографическихумений

Учимся пользоваться личными местоимениями

85-86

Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений

Повторение изученного о глаголе

87

Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание.

88

Образование неопределённой формы

89

Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать

90-91

Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные  окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?»)

Обучение правописанию личных  окончаний глаголов

(«Учимся писать личные окончания глаголов»)

92

Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы…»)

93

«Открытие»двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами(«Склонений –три. А спряжений?»)

94

Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических  задач (написание - ь в глаголах 2-го л.ед. ч., суффиксов и -ь в неопределённой форме)

95

Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям

96

Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием (Зачем и как узнавать спряжение глагола?»)

97

Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме («Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?»)

98

Закрепление умения узнавать спряжение по

Неопределенной форме

99

Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола

100-101

Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква»)

102

Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов

103

Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов

104

Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении(«Дополняем памятку характеристики глагола»)

105-107

Совершенствование комплекса формируемых умений(«Применяем знания, совершенствуем умения»)

108

Подробное изложение: обучение деловому повествованию.

Индивидуальный.

109-110

Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений

111

Контрольная работа

Индивидуальный

Новое о строении предложений

112

Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения»)

Однородные члены предложения

113

Знакомство с понятием «однородные члены предложения»

114

Союзы и знаки препинания при однородных членах

115

Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами

116

Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами                

117

Использование в речи предложений с однородными членами

Предложения бывают сложными

118

Общее знакомство со сложными предложениями

119

Сопоставление предложений сложных и простых с однородными членами

120

Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»

Подведение итогов

121-122

Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе        

123

Контрольная работа за 3-ю четверть

Индивидуальный

Учимся рассуждать

124

Знакомство с построением  рассуждения

125

Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления

126

Обучение написанию объяснительной записки

127

Обучение построению рассуждений (на материале правил письма)

128

Письменный пересказ текста-рассуждения

129

Конструирование текста-рассуждения

130

Создание текста-рассуждения

Повторение, систематизация и расширение знаний о слове(«И снова о

главном работнике в языке– слове») Слово и его значение

131

Много ли слов в языке и почему появляются новые слова?        

132

О словах, которые выходят из употребления

133

Объясняем происхождение некоторых слов

134

Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказ у текста («Поговорим о значении слов»)

135

Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться толковым словарём

136

Синонимы и антонимы; выбор точного слова

137

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание

138

Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне(«От значения слова – к правильному написанию»)

139

История слова и непроверяемые безударные гласные в корне

140

Рассказываем истории некоторых выражений

141

Слово с разных точек зрения(«Что мы знаемо словах?»)

142-143

Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора

144-145

Чтобы писать грамотно, нужно…(систематизация умений)

146

Совершенствование   комплекса орфографических умений

Проверяем себя

147-148

Проверяем свои умения(«Проверяем себя»)

149-150

Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты; выполнение заданий на основе текста

151

Контрольный диктант

Индивидуальный

152

Итоговая проверочная работа (выполняется на тексте)

Индивидуальный

153

Культура речи: повторение и обобщение(«Знаешь, как правильно?»)

Размышляем, рассказываем, сочиняем

154

Наблюдения за способами связи предложений в тексте

155

Обучение связи предложений в тексте

156

Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения

157

Подробное изложение: обучение построению рассказа

158

Подробное изложение: обучение словесному рисованию

159

Создание текста-объяснения. Написание словесных зарисовок-воспоминаний на основе личных впечатлений

160

 Введение термина «сочинение»; знакомство

с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение

161-162

Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок

163

Написание сочинений- рассуждений

164

Сочинение рассказов по сериям сюжетных рисунков

165

Продолжение работы над сочинением рассказов по серии сюжетных рисунков

166

Ещё один рассказ по серии картинок

167

Письмо учителю                        

Перелистываем учебник

168

Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка…

169-170

Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку для4 класса по программе " начальная школа 21в."

В рабочую программу включены такие разделы: пояснительная записка ,основные содержательные линии,средства обучения, ...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Т.Г. Рамзаевой

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе Т.Г. Рамзаевой....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (по программе В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Л.В.Чеботковой) Пояснительная записка

Программа для третьего года обучения предусматривает, что формирование умений и навыков, развитие устной и письменной речи учащихся с самого начала опираются на системные знания школьников в обл...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма. В конце программы прилагаются диагностические  материалы....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по Русскому языку. 2 класс. ФГОС. УМК Гармония. 2013-2014 уч год

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: п...