Открытый урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Литвинцева Татьяна Александровна

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе" (повторение и обобщение) в форме путешествия. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 им. И.К.Серикова

Урок – путешествие

Повторение  и  обобщение по теме :

«Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

в единственном числе»  

( 4 класс)

УМК "ШКОЛА  РОССИИ"

                                                           

                                                         

                                                      Учитель начальных классов

Литвинцева Т.А.

г.Курганинск

Тема:  Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе

Цель: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование:  опорные  схемы, картинки,  слайдовая  презентация, раздаточный материал (тест, карточки с падежами, падежными окончаниями -Е, -И, перфокарты).

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

II. Чистописание

- Вспомните фразу.

Учитель:   Красиво писать -
Ученики:
    красоту творить. 
- Вот и мы начнем урок с красивого письма.
- Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа. Обратите внимание на выделенные орфограммы.

(Помним правила посадки.)

Догадайтесь, какие буквы будем сейчас  писать на чистописании, они являются  орфограммой в следующих словах: синица, сестра, Родина, лагерь, инженер.

- Это  буквы  - И-, -Е- 

- Пропишите эти буквы в чередовании, увеличивая на одну:

                еи еие.еиеи еиеие

III. Актуализация знаний./ Индивидуальная работа по перфокартам (3-5 человек)

- В наших словах в какой части слов  эти  буквы  являются   орфограммой? В каких ещё частях слова они могут быть орфограммами?

 - А что нужно знать, чтобы писать грамотно?

                Вывод: безударные гласные могут находиться во всех частях слова и                         необходимо знать правила их написания. 

- Что вы  можете  сказать про  данные слова? Что  их  объединяет?

IV. Самоопределение к деятельности

  • Каша в голов(е,и).

                Ушки на макушк(е,и).

-Прочитайте словосочетания.

-Чем являются эти словосочетания?

-Объясните лексическое значение фразеологизмов?

-Если затрудняетесь, где можно посмотреть?

-Какое окончание вы выберете?

-В каком из имён существительных было легко определить окончание? В каком трудно? Почему?

-Какую же букву напишем в окончании «е» или «и»? Почему?

 -Кто уже догадался и сможет сформулировать тему нашего урока?

«Безударные падежные  окончания  имен существительных в ед. числе»

V. Работа по теме урока

  1. Повторение алгоритма написания безударного падежного окончания.

- Сегодня  мы продолжим   путешествие  по замечательной  стране "Имя существительное". Упражняясь в правильном написании безударных падежных окончаний, будем раскрывать её загадки. Предлагаю взять  с собой в дорогу багаж, багаж  знаний.

- Вспомним порядок действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных.

                Алгоритм написания безударного окончания имен существительных
        1.Определяю склонение 
        2.Определяю падеж
        3.Вспоминаю какое окончание имеет это существительное в этом падеже
        4.Проверяю по слову-помощнику

-Какой разбор нам расскажет о всех грамматических признаках существительного? (Морфологический.)

  1. Упражнение в изменении формы существительного ( в П.п.)

      - На каком виде  транспорта  можно  отправиться?

                Транспорт : автомобиль, автобус, троллейбус, самолет, машина,                                 метро, пароход, газель, поезд.

-Запишите  слова  в П.п.с предлогом. Укажите склонение сущ. Выделите окончание.

- С какими  трудностями  встретились  при написании слов?(Падежные  окончания.)

  (Самостоятельная работа, комментированная проверка.)

  1.         Первая станция "Отдыхай-ка"

- Отдохнем и повторим, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению. Если я называю существительное 1 склонения, то приседают и девочки и мальчики, если существительное 2 склонения, то только мальчики, если  существительное 3 склонения, то только девочки. Объясните, почему? (потому что к 1 склонению относятся существительные и женского и мужского рода, ко второму только мужского, а к третьему только женского).

Зима, улица, час, город, дочь, ночь, трава, конь, перо, сирень, поле, окно, весна, радость, снег.

  1. Вторая станция "Размышляй-ка"

- Спишите пословицы, дописывая окончания имен существительных. Укажите их падеж и склонение. (Комментированное письмо.)

1) Под каждой крыш... свои мыши.

2) При солнышк... тепло, при матер...  добро.

3) Пушинка к пушинк... — и выйдет перинка.

-Выполнить морфологический разбор существительных крышей, матери.

  1. Следующая  остановка «Падежная»  

                        Игра  «Угадай падеж». Сигнальные карточки- на столах у детей.

  1. Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю.

      Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто. (И.п)

  1. Падеж — «работяга».  

Предлогам «перед»,  «под»  и «над»  в любой момент я буду рад. (Т.п)

  1. Кого же нет, чего же нет?

                Я очень беспокоюсь.

                Отправлюсь я на поиск.

                Прошу, друзья, скорее помогите!

                И как зовут меня, скажите. (Р.п)

  1. Мне без предлогов свет не мил, пусть будут «в», и «о», и «при». (П.п)
  2. Лишь только я могу сказать, с предлогами «к» и «по» порой дружу,

но и один гулять хожу. (Д.п.)

  1. Четвёртая станция "Составля-ка!"

-Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (Письмо с комментированием)

                опушились, иней, деревья, блестящим

                лес, в, убор, красив, зимнем

Дети:  Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)

          Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)

- Выполните синтаксический разбор 1-го предложения.

  1. Пятая станция « Угадай –ка». Сигнальные карточки-буквы на столах у детей.  

- Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена.

 (Дети  показывают  карточку с нужной  буквой.)

- Как  будем действовать, чтобы  решить орфографическую задачу в окончании   имен существительных?

                        Жили  в Саранск _, в Ярославл_,  в Астрахан_

                         Читали  о ландыш_, о рыс_, об ослик_

                         Шел по алле_, по  дорожк_, по  площад_

  1. Станция  «Исправляй-ка». (Работа самостоятельная по вариантам.)

1 вариант.

Сомалёт пралител над лесам над полям и над речькай.

2 вариант.

Пар от дыхания инеим асидал на варатнике и на шабки.

VI.Рефлексия

  1. Станция "Заполняй-ка!"

-Заполните таблицу. 

Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”

Заполни таблицу.

Номер ответа

          

          

          

          

          

          

Номер задания

1

2

3

4

5

6

  1. Какое существительное отличается от других склонением?
    1) лось
    2) лошадь
    3) конь
    4) медведь
  2. У какого существительного окончание не такое, как у других?
    1) к тетрадк.
    2) о сирен.
    3) в альбом.
    4) на страниц.
  3. Где должно быть окончание существительного 1-го склонения предложного падежа – е?
    1) держать на ладон.
    2) жители деревн.
    3) остановиться в город.
    4) гостить в деревн.
  4. В написании окончания какого существительного можно ошибиться?
    1) на столе
    2) на стене
    3) на слоне
    4) на дереве
  5. Где ошибка в распределении вопросов по падежам?
    1) Р.п.- кого? чего?
    2) П.п. – о ком? о чём?
    3) Д.п. – кем? чем?
    4) В.п. – кого? что?
  6. В предложном падеже окончание – е имеют имена существительные
    1) 1 и 2 склонения
    2) только 1 склонения
    3) только 2 склонения
    4) 1 и 3 склонения

Проверка: проверьте себя по таблице:                              

Номер ответа

    2    

    2    

    4    

    4    

    3    

    1    

Номер задания

1

2

3

4

5

6


 «Мудрым никто не родился, а научился»                                        

-Как вы понимаете эту пословицу?

VII. Подведение итогов урока

Домашнее задание        

                Переписать предложение задания "Исправляй-ка!" без ошибок, определяя                         падеж и склонение существительных.

— Оцените свою работу на уроке.

—  Какие умения мы закрепляли сегодня на уроке?

—  Кто легко справился со всеми заданиями?

А что вам помогло справиться с заданиями? (Знания: падежи, склонения, род имен существительных).

—  Кто испытывал затруднения?

Спасибо вам, ребята. На этом наш урок закончен.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже"

Познакомить учащихся с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;учить последовательности действий при написании безударных окончаний; отрабатывать умение распознавать тип склонения...

Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"

Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе"

Слайдовая презентация к уроку русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах в единственном числе"....

Разработка урока русского языка на тему "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже"

Тема урока "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" Программа "Школа России"Цели "познакомить учащихся с окончанием имён существительных в творитель...

Открытый урок 4 класс .Школа России. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах в единственном числе.

Открытый урок  4 класс .Школа России. Правописание  безударных окончаний имен существительных во всех падежах в единственном числе....

Технологическая карта урока русского языка "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в п...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для отработки правописания безударных падежных окончаний имён существительныхЗадачи урокаДидактические:Повторить правописание безударных падежных ...