Конспект урока по русскому языку "Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Соколова Ольга Дмитриевна

Конспект урока по русскому языку "Приставка" 3 класс
УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Класс, учитель

3 класс

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели урока

Образовательные: формирование представления о приставки, как значимой части слова;

Развивающие: развитие орфографической зоркости, умения проверять орфограммы в процессе решения учебной задачи;

Воспитательные: воспитание культуры поведения на уроке, ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости,  уважения к противоположному мнению, аккуратности и дисциплины труда.

Технологии, методы, приемы

Технологии проблемно-диалогического, группового обучения, обучения в сотрудничестве, технология развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающие технологии.

Методы: частично поисковый, языковой анализ, беседа, моделирование, упражнение.

Приемы: постановка учебно-познавательной задачи, анализ.

Основные понятия, термины

Планируемые результаты

  • Предметные результаты:
  • сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;
  • находить приставку среди других частей слова;
  • образовывать новые слова с помощью приставки;
  • учащиеся научатся находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки; 
  • понимают суть понятия однокоренные слова; 
  • умеют находить в слове корень и окончание.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • искать, получать и использовать информацию:
  • осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • фиксировать информацию разными способами;
  • понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной;
  • выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
  • понимать позиции разных участников коммуникации;
  •  задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;
  • осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования;
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать собственную учебную в соответствии с поставленной целью;
  • действовать по плану и планировать свои учебные действия;
  • находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Личностные УУД:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • способность к самооценке.

Организация пространства

Формы взаимодействия учителя и учащихся

Образовательные ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая (работа в паре)

Книгопечатная продукция:

Демонстрационный материал: презентация к уроку, меловая доска, учебник УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс.  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

универсальные учебные действия

1)Организационный момент.

Цель : включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь мне. Желаю всем хорошего настроения и хорошей работы на уроке.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, ножки вместе,

Между грудкой кулачок.

Все задания урока

Буду быстро выполнять.

Здравствуйте, ребята.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

2)Актуализация имеющихся знаний.

Цель: Повторение ранее изученного материала

-Откройте тетради по русскому языку.

Приготовьтесь к письму.

-Какие правила нужно соблюдать при письме?

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу

Я от вас друзья не скрою

Ручку я вот так держу.

-Проверьте, правильно ли вы сидите за партой?

- Отступите 2 строчки от прошлой работы.

 -Запишите: число.

-Кто справился, ручку на локоток и я сразу вижу, что вы готовы.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

- Как вы думаете – может ли быть слово без корня?

-Что такое корень?

-Какая часть слова, кроме корня вам еще известна?

-Хорошо, молодцы, ребята

-А что же такое окончание?

-Что нужно сделать, чтобы в слове найти окончание?

Прочитайте предложения, выпишите из них однокоренные слова, выделите корень.

Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра смелых.

-Выделите в этих словах корень и окончание.

-Открывают тетради.

-Называют правила.

-Проверяют правильность.

-Записывают число.

-Показывают готовность.

-Нет

-Корень-это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

-Окончание

-Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

- Чтобы найти окончание надо изменить форму слова.

-Выписывают однокоренные слова (С)

Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;  контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе

3)Постановка учебной задачи

Цель: Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями

-У вас на партах лежат карточки со словами.

-Прочитайте эти слова и обсудите в парах, какое слово будет лишним.

 Верно, ли утверждение что все слова в карточке состоят только из корня и окончания.

- В каком слове есть лишняя часть?

        

-Кто знает, как называется эта часть?

-Часть, которая находится перед корнем, называется «приставка».

-Сформулируйте тему урока.

-Какие задачи мы можем поставить перед собой?

.

-По какому плану мы будем работать?

(Предоставляется лесенка: изучаю, применяю, оцениваю).

-Что мы будем делать на каждом этапе?

-Читают слова ( Игра,море , добрый, вода, перелёты)

Слово «перелеты» лишние.

-Нет

-В слове «перелеты» есть лишняя часть, которая стоит перед корнем.

-Ответы детей

-Тема урока: «Что такое приставка?».
-Узнать, что такое приставка, как ее находить в словах, как она выделяется на письме.

изучаю, применяю, оцениваю

-На этапе «изучаю», мы узнаем, где пишется мягкий знак, для чего он нужен.

-На этапе «применяю», будем применять изученные правила,

А на этапе «оцениваю» будем оценивать свою деятельность.

4) Решение учебной задачи.

Цель: Выполнение учебных действий в устной и письменной речи.

-Итак, переходи на первый этап.

Как он называется?

Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них, дружок, сейчас

Начнём наш разговор.

Все достоинства обсудим

И похвалим от души,

Как использовать их будем,

Сам скорее расскажи

-А сейчас посмотрите на доску, прочитайте слова, которые у нас записаны. (Улетела, прилетела, перелетела, залетела, вылетела)

-Попробуйте доказать, что эти слова являются однокоренными.

-Верно. А одинаково ли их лексическое значение?

-А какая часть вносит новый оттенок значения и образовала новое слово?

-Как называется эта часть?

-Верно.

-Откройте учебники на стр. 84, прочитайте сведения о языке.

-Кто прочитает нам это правило?

-Давайте прочитаем это правило хором.

-Прочитайте еще несколько раз. Кто попробует повторить, что такое «приставка» без учебника?

-Молодцы.

-Что нового вы узнали, прочитав учебник?

На стр.85 прочитаем хором приставки и запомните их написание: они всегда пишутся одинаково.

-А теперь давайте немного отдохнем

(ФИЗМИНУТКА)

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершить

-Молодцы.

Теперь сядьте правильно и запишите в тетрадочку упр.153.

(Следить за осанкой)

  • Сколько заданий в этом упражнение?
  • Сколько заданий до текста?
  • Сколько заданий после текста?
  • Какое задание выполним первым?
  • Давайте прочитаем слова и рассмотрим картинки.
  • Прочитайте для себя
  • Кто прочитает вслух?
  • Прочитайте следующее задание? Что нужно сделать?

 -Хорошо, молодцы. Теперь самостоятельно запишите эти слова и выделите в них приставки.

(взаимопроверка)

Запишите следующее упр.154

  • Сколько заданий в этом упражнение?
  • Сколько заданий до текста?
  • Сколько заданий после текста?
  • Какое задание выполним первым?
  • Эту таблицу мы с вами уже рассмотрели, поэтому двигаемся дальше.
  • Прочитайте следующее задание? Что нужно сделать?

  • Прочитайте следующее задание

-Верно. Теперь давайте с помощью приставок, которые даны нам в таблице, попробуем образовать новые глаголы. Запишите эти глаголы и выделите приставки.

-Молодцы.

-Теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно, у вас на партах лежат карточки с текстом. Положите их перед собой.

-Что нам нужно сделать?

-Верно.

…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края.

(Проверка по эталону)

Кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки и более? Выполнил все правильно?

  • На каком этапе  мы находились?

-На какой этап мы переходим?

-Изучаю

-Выполняют карточки

-Читают слова

-В этих словах один общий корень «лет».

-Нет, лексическое значение разное.(Объясняют лексическое значение каждого слова).

-Та часть слова, которая находится перед корнем.

-Приставка.

-Один учащийся читает, остальные следят за чтением.

-Читают

-Ответы учащихся

-Читают

 

 

-Выполняют физминутку

-Записывают упражнение

-5

-1

-4

-Которое расположено до текста

-Рассматривают картинки и читают слова

Нужно доказать, что данные слова являются однокоренными и объяснить их лексическое значение. Эти слова являются однокоренными, так как у них одинаковый корень «ход», разное лексическое значение эти словам придают приставки, которые находятся перед корнем.

-Записывают слова, выделяют приставки.

-Записывают упражнение

-5

-3

-2

-Которое находится до текста.

Нужно назвать приставки с буквами о, а, е (называют эти приставки)

-Нужно сказать к какой части речи относится каждое слово (все слова – глаголы)

-По цепочке называют какую приставку можно добавить к словам.

-Вставить подходящие по смыслу приставки.

Самостоятельная работа

-Применяю

-Оцениваю

-Поднимают руку

Регулятивные:

формирование умения планировать деятельность.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

Личностные результаты:

-формировать уважительное отношение к иному мнению;

-развивать навыки сотрудничества со  взрослыми и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-соотносить изученные понятия с примерами;

-выполнять самопроверку, вносить коррективы.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

5)Рефлексия. Подведение итогов урока.

Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

-Молодцы, а теперь посмотрите на слайд

  • Найдем приставку в каждом слове по цепочке:
  • Закипел, прокричал, закричал, нарисовал, помыл, запел, постучал, застелил, выпал, засветило, пригрело, запомнил.  

-Оцените свою работу.

-Подведем итоги урока.

Что нового узнали?

Что повторили?

-Что мы делали на уроке?

-Что вам запомнилось больше всего?

-Что было трудным?

-Ребята, многие из вас очень хорошо поработали сегодня.

Всем спасибо за урок. До свидания.

-Называют приставку в каждом слове

 

-Узнали, где пишется приставка,  Что такое приставка;

Какие приставки бывают;

Как на письме выделяется приставка;

-Прощаются

Познавательные УУД:

 осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

Личностные результаты:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию; проявлять интерес к изучению темы; • осознавать собственные достижения по изучению темы.

Методист __________________                                                              Учитель_________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....