Урок русского языка: "Суффиксы слов, называющих предметы"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Урок комплексного применения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_suffiks.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка на тему: «Суффиксы слов, называющих предметы».

обучающий аспект

  • уметь находить суффиксы в словах по алгоритму (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь образовывать слова с помощью суффиксов (познавательные универсальные учебные действия);

развивающий аспект

  • развивать речь за счёт расширения словарного запаса (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать логическое мышление при построении умозаключений (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать умение определять цель деятельности, оценивать её результат (регулятивные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать культуру сотрудничества во взаимодействии с одноклассниками (коммуникативные универсальные учебные действия).

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

– Добрый день, ребята.

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуем гостей улыбкой. Улыбнемся и друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Урок хотела бы начать с пословицы:

Слайд 1.

«Каждый день прибавляет нам частицу мудрости».

– Как вы понимаете ее? (Ответы детей)

• Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем их и используем.

То маленькое зернышко знаний, которое мы приобретаем каждый день, складывается в колосок, а колоски наполняют амбары. Так пополняются и наши знания.

Сегодня вас ожидают много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

2. Актуализация знаний.

  • Сегодня на уроке мы должны решить следующие задачи:
  • Определить тему урока.
  • Познакомиться с новыми суффиксами слов, называющих предметы
  • Научиться образовывать слова-предметы суффиксальным способом

Как вы считаете, какую задачу мы должны поставить перед собой первой? Второй? третьей?

– Ребята! Давайте вспомним, какую тему ему мы  изучаем? СУФФИКС

Она для нас не новая, и поэтому давайте вспомним то, что мы уже знаем о суффиксе: 

Выберите правильный ответ.

1.Суффикс – это…

• часть слова

• часть предложения

• слово

2. Суффикс стоит

• после корня

• после окончания

• перед корнем слова

3. Суффикс нужен для…

• связи слов в предложении

• для образования новых слов

^^^^^

Откройте учебник на стр. 45.

Прочитайте тему сегодняшнего урока «Суффиксы слов, называющих предметы».

Тема у нас есть, теперь мы должны поставить цель урока , чему мы будем , чему мы хотим научиться на этом уроке

Цель: научиться «делать» слова с помощью суффиксов, называющих предметы.

1.Чистописание:  чик, ик, , иш, ок, к, иц, их

Как вы думаете почему мы выписываем именно эти сочетания?

Распределите эти суффиксы по значению

1. Уменьшительно- ласкательное

2. увеличивающее значение

2. Словарная работа: Девочки выписывают 5 словарных слов и образуют однокоренные слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а мальчики 5 слов с суффиксами увеличивающими значения.

3. Работа над новой темой: Прочитайте тему сегодняшнего урока «Суффиксы слов, называющих предметы».

В чистописании у нас остались суффиксы их, иц образуйте от слова ВОЛК два других слова с этими суффиксами. Покажем письменно:

Волчица_ волк + иц +а (ч/к) ; волчиха

Можно ли сказать ,что у этих суффиксов одинаковый смысл?

4. Работа по учебнику Упр.50,51 стр.47.

5. Вывод : Суффиксы ник и ниц обозначают НЕ людей мужского или женского пола, а ПРЕДМЕТЫ мужского и женского рода.

6. Физкультминутка.

7. Работа в парах.

«Поиграем». Ваша задача заключается в том, что бы образовать новые слова, при помощи суффиксов их, иц, ник, ниц,  

слон  – ___________________  
художник  –  ____________________

верблюд -______________________

тигр  –  _______________________
осел  –   _____________________
дачник-_____________________

певец -  ____________________

сахар-___________________________

петух -____________________________

. слон  – ___________________  
художник  –  ____________________

верблюд -______________________

тигр  –  _______________________
осел  –   _____________________
дачник-_____________________

певец -  ____________________

сахар-___________________________

петух -____________________________

8. Итог урока

Прочитайте тему сегодняшнего урока «Суффиксы слов, называющих предметы». С какими новыми суффиксами мы познакомились: их, иц, ник, ниц

Цель: научиться «делать» слова с помощью суффиксов, называющих предметы.

Вспомним пословицу с которой начинали урок. «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости». Много ли мы мудрости добавили? Поднимите руку те кто доволен своей работой, работой своего товарища. Кому было сегодня легко на уроке?

- Где можно применить новое знание?

- Какое у вас настроение к концу урока? Нарисуйте смайлика на полях тетради.

(Дети рисуют смайлика).

Учитель: Мне приятно, что ваше хорошее настроение сохранилось. Вы – молодцы! Мне вы очень понравились. Спасибо за работу!

9. Д,з  Карточка с моделью слова на доске:

8. Дидактическая игра «Мое ласковое имя».

– А сейчас поиграем в игру, в которой каждый из вас должен придумать себе ласковое имя и сказать, с помощью какого суффикса оно образовалось.

Вова – Вовочка.

Настя – Настенька.

Влад – Владик.

Артём – Артёмка и т.д.

- На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

- Хоть на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветра с водой свежи,

Но на пляж идут ….

- А теперь образуйте слова с помощью суффиксов

ВОЛК-

-ИЦ-, -ОНОК-, -АТ-, -ИХ-, -ИЩ-

МОРЖ-

-ИХ-, -ОНОК-, -АТ-, -ИЩ-, -ОВ-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов"

презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов." 2 класс. УМК  "Начальная школа 21 век"...

Конспект урока русского языка "Суффиксы в словах" 2 класс

1. Учебный предмет: русский язык  (УМК « Планета знаний»)2. Класс 23. Тема урока « Суффиксы в  словах»4. Тип урока изучение нового материала5. Цель: исследовать...

Конспект урока русского языка «Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов» .2 класс

Тип урока: изучение нового материалаЦель: дать представление о суффиксе, как значимой части слова.Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффи...

Технологическая карта урока русского языка "Образование слов, называющих действия, с помощью постфикса"(УМК "Начальная школа XXl века", 3 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление с новой морфемой «постфикс» и с правописанием слов, называющих действия, оканчивающихся на «сь» и «ся»Зада...