Кластер на уроках русского языка в начальных классах как прием технологии критического мышления.
статья по русскому языку

Гореванова Екатерина Александровна

Использование приема составления кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует актуализации знаний учащихся, обобщению и структурированию материала. Кластер помогает эффективнее запомнить теоретический материал по любой теме, проявить творческие способности и креативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon klaster.ppt1.17 МБ
Файл klaster_na_urokah_russkogo_yazyka_v_nachalnyh_klassah.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гореванова Екатерина Александровна учитель начальных классов МКОУ «Гимназия №9» г. Шадринск Первая квалификационная категория Кластер на уроках русского языка в начальных классах как прием технологии критического мышления

Слайд 2

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) Цель: развитие мыслительных навыков у школьников, которые необходимы как в учебном процессе, так и в повседневной жизни.

Слайд 3

ОСНОВА ТРКМ – ТРЁХФАЗНАЯ СТРУКТУРА УРОКА ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 4

1 этап урока – «Вызов» Цель: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Функции : Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Слайд 5

2 этап- «Осмысление» Эта стадия позволяет ученику: 1) получить новую информацию; 2) осмыслить её; 3) соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Слайд 6

3 этап- «стадия рефлексии» Здесь основным является: 1) целостное осмысление, обобщение полученной информации; 2) присвоение нового знания, новой информации учеником; 3) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме

Слайд 7

Кластер (от англ. cluster – «скопление», «пучок», «созвездие») – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Слайд 8

Применение кластера имеет следующие достоинства: - он позволяет охватить большой объем информации; - вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно; - дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

Слайд 9

В ходе составления кластера формируются и развиваются следующие умения: - умение ставить вопросы; - выделять главное; - устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; - переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; - сравнивать и анализировать; - проводить аналогии.

Слайд 12

«Планета и ее спутники» 1. В центре чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы; Состав слова

Слайд 13

2. Вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; Окончание Корень Приставка Суффикс Состав слова

Слайд 14

3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи . Изменяемая часть слова Основная часть слова Служит для образования новых слов Состав слова Окончание Приставка Суффикс Корень

Слайд 16

Примеры заданий Приём «Корзина идей» Части речи - это: 1... 2... 3...

Слайд 18

При оформлении кластера на уроках русского языка в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил: 1. Кластер изображается на доске, в тетради, на чистом листе бумаги. Это зависит от способа организации урока. 2. При создании кластера желательно использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры. Это позволяет акцентировать внимание на определенных моментах и образнее представить изучаемое явление.

Слайд 19

Таким образом, использование приема составления кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует актуализации знаний учащихся, обобщению и структурированию материала. Кластер помогает эффективнее запомнить теоретический материал по любой теме, проявить творческие способности и креативность.

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

КЛАСТЕР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК ПРИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Е.А. Гореванова, г. Шадринск

В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе к системе образования в целом, и к специфике преподавания русского языка в частности предъявляются новые требования. Основным считается переход от репродуктивного стиля обучения к инновационной образовательной парадигме, способствующей развитию познавательного интереса и познавательной активности младших школьников [1].

Главным средством формирования познавательной активности является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Специфика данной технологии заключается во взаимодействии учащегося и информации. Основная цель технологии – развитие мыслительных навыков у школьников, которые необходимы как в учебном процессе, так и в повседневной жизни. Принято выделять следующие стадии этой технологии: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия». Применяя технологию РКМЧП, обучение происходит на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности [3, с. 25].

Графическая организация материала в данной технологии является ведущим методом демонстрации процесса мышления. Наиболее распространенным является прием составления кластера. Однако вопрос о применении данного приема на уроках русского языка в начальных классах, а также рекомендации по составлению кластеров до сих пор остается малоизученным.

Кластер (от англ. cluster – «скопление», «пучок», «созвездие») – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы [2]. Данный прием, в отличие от письменной работы, позволяет охватить больше информации, помогает ее систематизировать, представив как заголовок смысловых блоков.

Кластер – это отражение нелинейной формы мышления. С помощью него можно представить ключевые моменты любого понятия из курса русского языка. Этот прием также принято называть «наглядный мозговой штурм». По своей специфике он похож на опорный конспект и является универсальным. Чтобы систематизировать имеющуюся информацию по определенной теме, либо выявить пробелы в знаниях по этой теме, данный прием целесообразнее применять на стадии вызова. Для закрепления полученной информации кластер используется на уроках русского языка на стадии осмысления. Если необходимо сгруппировать лингвистические понятия и установить между ними логическую связь, кластер применяют на стадии рефлексии.

Возможно использовать данный прием на всех его стадиях в течение всего занятия. В начале урока педагог предлагает младшим школьникам на листе бумаге изобразить всю имеющуюся у них информацию на заданную тему. На протяжении всего занятия учащиеся постепенно добавляют в свою схему новый материал, выделяя его другим цветом. Таким образом, использование кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует развитию умений прогнозировать, предполагать, анализировать, дополнять, фиксируя главное.

Прием составления кластера на уроках русского языка в начальных классах применяется на разных этапах урока (при целеполагании, повторяя изученный материал, при объяснении новой темы, при работе с учебником, при закреплении, систематизации, обобщении изученного материала) [1].

Наиболее используемой разновидностью кластера при изучении нового материала, по нашему мнению, можно назвать «Фишбоун» («Рыбий скелет»). Учитель на доске записывает вопрос, фразу или объект, о котором далее пойдет речь. Это и является головой рыбы. Далее формируется «скелет»: младшие школьники в своих тетрадях записывают все, что знают о предмете речи. Получается своего рода каталог мыслей, которые необходимо озвучить. Затем младшие школьники обмениваются знаниями, делают выводы о предмете речи. В данном случае ответ на поставленный в начале урока вопрос представляет собой хвост рыбы.

Закрепляя и систематизируя изученный материал, мы предлагаем на уроках русского языка использовать такую модель кластера, как «Планета и ее спутники». Ее можно применять и на этапе постановки цели, и при повторении пройденного материала.

Учащимся предлагается в центре листа записать ключевое слово или фразу, являющуюся «сердцем» темы. Далее вокруг слова фиксируются мысли в виде отдельных слов или предложений, которые отражают основную идею темы. Их соединяют с ключевым понятием прямыми линиями или стрелками. Затем к каждому «спутнику», устанавливая новые логические связи, добавляются другие «спутники». Таким образом, образуется схема, графически изображающая мысли учащихся и определяющая информационное поле изучаемой темы [2].

Составляя кластер коллективно, можно применить прием «Корзина идей», где младшие школьники по очереди называют факты по изучаемой теме, не повторяя уже озвученное.

При оформлении кластера на уроках русского языка в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил:

1. Кластер изображается на доске, в тетради, на чистом листе бумаги. Это зависит от способа организации урока.

2. При создании кластера желательно использовать цветные ручки, карандаши, фломастеры. Это позволяет акцентировать внимание на определенных моментах и образнее представить изучаемое явление.

При составлении кластера необходимо озвучить ученикам, что они должны записывать все возникающие у них идеи и фиксировать их до тех пор, пока они не закончатся. Им нужно попытаться построить больше логических связей и не придерживаться какого-то задуманного плана.

Таким образом, использование приема составления кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует актуализации знаний учащихся, обобщению и структурированию материала. Кластер помогает эффективнее запомнить теоретический материал по любой теме, проявить творческие способности и креативность.

Список использованных источников

  1. Кластер на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diplomba.ru/work/100857
  2. Коряковцева, Е.И. Создание кластера на уроках русского языка [Электронный ресурс] / Е.И. Коряковцева. – Режим доступа: https://infourok.ru/sozdanie-klastera-na-urokah-russkogo-yazika-1337564.html
  3. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст] : учебно-методическое пособие / И.В. Муштавинская. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : КАРО, 2013. – 140 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах

Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии критического мышления

В данной работе даны методические рекомендации по использованию некоторых приёмов технологии критического мышления на разныъ этапах урока....

Конспект урока русского языка в 4 классе с использованием технологии «Критическое мышление».

Основные цели урока по теме "Несклоняемые имена существительные": знакомство с несклоняемыми именами существительными наиболее часто встречающимися в речи, с их происхождением и значением,  прави...

Урок русского языка в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления

Тема: "Второстепенные члены предложенияЦель: Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.Ввести алгоритм определения второстепенных...

Развитие творческого мышления на уроках русского языка в начальных классах

Методические рекомендации для учителей начальных классов...

Использование кластеров на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи как средств формирования познавательных УУД.

В данной работе были отражены виды приёма "Кластер" вне технологии развития критического мышления (ТРКМ) при изучении частей речи как средств формирования познавательных универсальным учебны...

Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.

      Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...