Статья на тему: «Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках грамоте и русского языка» (из опыта работы в 1 классе)
статья по русскому языку (1 класс)

Пахомова Валентина Васильевна

 

          Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении в специфических ошибках разного генеза.

Приступая к работе, учитель должен помнить о том, что каждый ребёнок, приходящий в школу, любит и хочет работать в тетради. И надо позволить ему сделать это так, чтобы результаты выполнения даже самого маленького задания радовали его. Необходимо хвалить ребенка за достижения, помня о том, что только положительные эмоции, радость от работы, будут создавать дальнейшую мотивацию овладения письменной речью.

         Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется контроль за ходом двигательного акта письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya.zip23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы в первом классе

МКОУ «Лозовская СОШ», учитель начальных классов: Пахомова В.В.

Статья на тему:

«Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках грамоте и русского языка».

          Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении в специфических ошибках разного генеза.

Приступая к работе, учитель должен помнить о том, что каждый ребёнок, приходящий в школу, любит и хочет работать в тетради. И надо позволить ему сделать это так, чтобы результаты выполнения даже самого маленького задания радовали его. Необходимо хвалить ребенка за достижения, помня о том, что только положительные эмоции, радость от работы, будут создавать дальнейшую мотивацию овладения письменной речью.

  1. Слуховые диктанты предложений.
  1. Найдем компромиссное решение: запишем предложение цифрами.

Наступила осень.  (2)

Часто идут дожди.    (3)

Птицы улетают.   (2)

- Такой необычный диктант может быть записан яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить «зашифрованную» запись, активизирована тем самым память детей.

       1.2.  Еще необычнее будет задание сосчитать количество пробелов (пропусков) между            словами.

Зима пришла.   (1)

Выпал пушистый снег. (2)

Замерзли реки. (1)

Какая красивая зима!  (2)

- Такие диктанты могут проводиться в 1 классе почти на каждом уроке по следам интересных событий, прочитанного. Составлять их могут и  сами дети. Задания эти способствуют развитию речевого творчества детей.

  2. Списывание предложений.

Детям с трудом дается списывание с образца. Объясняется это тем, что при данном виде деятельности приходиться перераспределять внимание между образцом и собственным написание в тетради, приходиться удерживать в памяти отрезки списываемого, постоянно сличать написанное и образец. Для этого полезно упражнять в списывании с одновременными творческими   заданиями. Появляется дополнительный мотив «усовершенствовать» либо исправить написанное, возрастает интерес к заданию.

    2.1. Предлагаю записанное учителем без пробелов между словами предложение записать в тетрадь.

Детииграют.

Мамаготовитобед.

Бабушкавяжет

Папаработает.

Перед ребенком сразу встанет вопрос «как переписывать». Правильно, или так как есть? Появится проблема - возникнет необходимость решить её.

   2.2. Списать предложение заведомо неверное по смыслу.

Медведь боится волка.

Папа младше сына.

   2.3. Списать предложение с одновременным заданием: изменить в нем одно слово.

Ребята идут в школу.

Мальчики идут в школу.

Ребята бегут в школу.

Ребята идут из школы.

Ребята идут из библиотеки.

- После этого прочитываются и обсуждаются собственные варианты.

  2.4. Следующий вид упражнения – списывание с сокращением, в котором непременным является условие сократить каждое последующее предложение на одно слово.

Вова ел вкусный суп.

Вова ел суп.

Вова ел.

Выполняя и обсуждая это задание дети смогут понять значение различных членов предложения, ведь предложение в итоге сокращается до грамматической основы, несущей в себе основную смысловую нагрузку.

   2.5. Списывание предложений с добавлениями может быть подключено на последующих этапах работы.

Ученики решают.

Ученики решают задачу.

Ученики решают легкую задачу.

- Выполняя эти и подобные им задания, решается пропедевтическая задача распространения предложения, синтаксический разбор, предупреждение появления ахроматизмов на письме, а также расширяется объем кратковременной памяти учащихся.

   2.6. Списывание незаконченных предложений с заданием закончить их.

Мышка убегает от …

Яхта плывет по …

Самолет летит над …

Подобные задания готовят первоклассников к усвоению правила о раздельном написании значимого слова и предлога, подводят к падежным изменениям  имен существительных, формируют и обобщающую и ситуативную функции слова.2.

2.Слуховой диктант слов.

  3.1. Пропуск целого слова – нередкая ошибка в тетрадях учащихся. При овладении слоговым анализом слов может быть использована цифровая запись. Диктант слов разной слоговой структуры станет наиболее продуктивным, количество анализируемых слов увеличится во много раз, если учитель предложит детям цифровую запись, обозначающую

  3.1.1. количество слогов в слове: мак(1),маки (2), маковка (3)

  3.2 Пропуски гласных – одна из наиболее часто встречающихся ошибок. Это объясняется тем, что основную смысловую нагрузку в словах русского языка несут на себе согласные. Предлагаю детям не совсем обычный слуховой диктант: вместо целых слов они записывают гласные из этих слов. Методически оправданной будет следующая последовательность подобных диктантов.

  3.2.1. Диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (соответственно записываются только начальные ударные гласные)

Игры (и). остров (о). арка (а), астры (а), иглы (и). эхо (э). утка (у). улей (у).

Дети быстро и легко справляются с этим диктантом. Одновременно решаются вопросы дифференциации гласных о и а, о и у, и и э (звуки эти нередко смешиваются детьми из-за их артикуляторного сходства)

  3.2.2. Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же как и звучат:

Дом, нож, рак, кит, сон, сын, сыр, мак. Дым, бык, лак, лось, конь, сом.

  3.2.3. Диктант двусложных слов несколько труднее. Возникает возможность ошибочной записи безударной гласной. Оправданным будет «орфографическое» проговаривание. Одновременно учу детей проверять безударные гласные.

Сахар, мука, кони, коза, грибы, дома, сани, лиса.

Постепенно в работу включаю слова с гласными второго ряда.

  3.2.4. Диктант трехсложных слов выполняется также. Во втором полугодии 1 класса и во 2 классе такие диктанты эффективны для проверки усвоения словарных слов.

Корова (о-о-а), сорока (о-о-а), ворона (о-о-а).

  3.3. Работа с цифровым рядом.

Пропуски согласных в стечениях и их перестановки часто встречаются в работах учеников.

Для диктанта подбираются слова со стечением согласных. Перед учащимися на столе цифровые ряды от 1 до 10. Цифры можно записать в каждой тетради.

Дается задание найти место звука (буквы) в словах и записать цифрой в тетрадях. Например, найти место (р), в словах: бросить (2), зебра (4), подобрать (6), привезти (2), грачи (2).

3.Упражнения для усвоения графических навыков.

- Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это – ошибки по кинетическому сходству.

Ошибочный выбор последующего

элемента

Неправильная передача количества

однородных элементов

о – а                              У – Ч

б – д                              Г - Р

и – у

а – д

н – к  (Н – К)

н – ю (Н – Ю)

л - я

П – т           (П- Т)

Х – ж          (Х – Ж)

Л – м           (Л – М)

И – ш          (И – Ш)

С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает

Предлагаю виды тренировочных упражнений на минутках чистописания:

с – е, с – о, э – с, у – д – з, л – и,  м – ш, в – д, т – ш, п – и, Е – З.

  4.1.  Списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв.

Например,

Деꜜушка уꜜит рыꜜу.

(Дедушка удит рыбу.)

Баꜜушка люꜜит соꜜирать гриꜜы.

Бабушка любит собирать грибы.

Обратное задание - зашифровать записанные или продиктованные предложения.

( В зоопарке ꜜыли зеꜜры, оꜜезьяны, ꜜегемоты)

В зоопарке были зебры, обезьяны, бегемоты.

  4.2. Списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок. Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей работе.

Например, списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:

Редята содирают делые гриды.  (б – д)

Ребята собирают белые грибы.

Тараход опходип  оп тричала.  (т - п)

Пароход отходит от причала.

  - Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется контроль за ходом двигательного акта письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся....

Примерные виды творческих заданий и упражнений на уроках русского языка для предупреждения нарушений в формировании письменной речи учащихся.

У многих детей возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся в специфических ошибках:- отсутствие границ предложения;- слитное написание слов в предложении;- пропуски гласных;- ошиб...

Личностно ориентированная направленность в формировании творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. (из опыта работы)

В данной статье говорится о роли учителя начальных классов в развитии творческих способностей учащихся, о том, как пробудить в ребёнке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выраз...

Статья "Некоторые методы и приемы использования ономастического материала на уроках русского языка" (из опыта работы учителя)

Одной из важных задач обучения русскому языку является пробуждение интереса, положительной мотивации к изучению русского языка....

Виды творческих заданий и упражнений на уроках обучения грамоте и русского языка

Виды творческих заданий и упражнений на уроках  обучения грамоте и русского языка...