Методическая разработка по русскому языку для 1 класса по системе «Школа XXI века» Тема: " Заглавная буква в именах собственных".
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Галат Наталья Валерьевна

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка.26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по русскому языку для 1 класса

по системе «Школа XXI века»

Тема:                    Заглавная буква в именах собственных.

       Заглавная буква в географических названиях.

Тип урока:  Обобщение и систематизация знаний.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком…

К. Паустовский.

Цель:  углубить представление детей о написании  заглавной буквы в именах собственных и географических названиях, создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для применения ЗУН в знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах людей и кличках животных, формировать систему знаний о правописании заглавной буквы в названиях стран.

Развивающие: Развивать умения находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать письменную речь, орфографическую зоркость и фонематический слух.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, формировать коммуникативные навыки и познавательный интерес к самостоятельному чтению книг.

Методы:

  1. Частично-поисковый.
  2. Объяснительно-иллюстративный.

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися. Сформированность  навыка правописания заглавной буквы в именах собственных, в географических названиях. Дети научаться видеть данную орфограмму, а также узнают  Родину сказочных героев данного урока.

Оборудование:

  1. Выставка детских книг: К. Чуковский «Федорино горе», Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Г. Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Золушка», А.Милн «Винни-Пух и все-все-все», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».
  2. Изображения литературных героев.
  3. Карточки для индивидуальной работы, для работы в парах.
  4. Мультимедийная презентация «Заглавная буква в словах».
  5. Выставка фотографий и детских рисунков  с изображением домашних животных.

Ход урока:

Слайд 2.

  1. Мобилизация учащихся на урок.

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь все понять,

На уроке не зевать,

А работать и писать.

      - Ребята, покажите мне свое  настроение.  Я надеюсь, что вы сохраните такое же настроение до конца нашего урока. Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям . А девизом нашего урока сегодня возьмем слова  (слайд 3): НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД.

  1. Каллиграфическая минутка.

Мм Мм Мм Мм Мм

Миша Мария Мурзик Мухтар

- Что общего в написанных словах? Для чего нужны заглавные буквы?

- Разделите слова на группы.

- Найдите слово, где звуков больше чем букв ( Мария)

- Найдите слово, где согласные  все твердые. (Мухтар)

- Спишите красиво.

Самооценка.

Рыбку ловят на пруду

Гномик Кре и гномик Ду

Помогите им скорей

Наловить плотвы, ершей.

Сколько красивых букв написали

Столько же гномики рыбок поймали.  ( слайд 3)

  1. Сообщение цели и темы урока. Актуализация опорных знаний.

- Внимательно посмотрите на буквы, расположенные на доске. Найдите среди них лишнюю (м, з, п, Б, н, ф) и объясните свой выбор.
- Определите тему урока, послушав стихотворение , которое прочитает нам Настя.

Стихотворение Е. Измайлова (читает ученик):

Буква обычная

Выросла вдруг,

Выросла выше

Всех букв-подруг…

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква

У строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали

Громко и гордо

Имя твое,

имя улицы,

города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой – уважения знак.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Слайд 4. ( тема урока)

- Какую цель вы сегодня для себя поставите на уроке?

(Научиться писать  большую букву в именах собственных).

Учитель предлагает отгадать загадки о литературных героях.

  • В одной веселой книжке

Живет смешной мальчишка.

Он многого не знает,

Учиться не желает. (Незнайка) Слайд 5.

  • Летает, но не самолет,

С пропеллером, но не вертолет,

Сладкое любит, но не медведь,

Любит на люстре он посидеть. (Карлсон) Слайд  6.

  • Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка) Слайд 7.

  • Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал. (Золушка) Слайд 8.

  • Он весел и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин,

Он зовется …(Пятачок)  Слайд 9.

  • Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. (Федора) Слайд 10.

- Кто это такие? (Герои сказок)

Учитель обращает внимание детей на выставку книг с портретами писателей.

- Посмотрите внимательно на записи и выберите нужные буквы:

 (Н, н)езнайка, (К,к)арлсон, (З,з)олушка, (Д,д)юймовочка, (Ф,ф)едора.

- Почему  выбрали заглавные буквы?

- Вспомните правило правописания имен людей.

Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.

Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.

(П,п)ятачок.

-Докажите, что это слово нужно писать с большой буквы (кличка животного)

Стихотворение шутка (читает ученик)

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А  Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё у них была

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачка Мурка.

А ещё – два козла:

Сивка да Бурка!

-Почему стихотворение называется шуточным?

    - «Одна голова хорошо, а две лучше», как мы будем работать?

 Работа в парах по карточкам: соедините линиями кого, как надо назвать.

собака             Мурка

курица            Буренка

корова            Сивка да Бурка

кошка             Жучка

жеребята        Хохлатка

- Как написаны клички животных? (С заглавной буквы). А названия животных? (Со строчной).

Вывод: Клички животных пишутся с большой буквы.

А сейчас, ребята оцените свою работу. Если вам работалось вместе хорошо, вы ставите смайлик с улыбкой, если … и т.д.)

- А сейчас я вам предлагаю записать свою фамилию и имя. Давайте запишем   предложение о том, как  вас зовут. А какая у вас фамилия?

(Вспоминаем правила записи предложения)

- как пишутся имена, фамилии , отчества людей.

 Вывод:

Физкультминутка.

В темном лесу стоит избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке живет старушка,

Бабушка  Яга живет.

Нос – крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

  1. Формирование новых ЗУН.

- Мы работали над правописанием имён собственных: имён, отчеств, фамилий людей и кличек животных. Все эти слова пишутся с большой буквы. Но есть ещё другие слова, которые пишем с заглавной буквы – это географические названия. Что обозначают географические названия? (названия городов, морей, стран). Увидеть географические названия можно на карте.

Работа в группах по картам.

- Посмотрите на карту и прочитайте, географические названия.

- Прочитайте еще раз  и сделайте вывод, как они пишутся.

- Как вы думаете, почему названия стран пишутся с большой буквы? (Название – имя страны)

- Дополните правило написания слов с заглавной буквы. Сформулируйте его.

Вывод: Географические названия пишутся с большой буквы.

Самооценка.

Если ваша команда разобралась   и каждому все понятно, поставьте восклицательный знак,

если вы разобрались, но у вас есть вопросы поставьте плюс,

если вам многое непонятно поставьте  знак вопроса.

  1. Осознание и осмысление учебной информации.

Учитель организует самостоятельную работу: каждому ученику предлагает прочитать одно предложение на карточке и выбрать нужные буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных и названиях стран.

Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам.

Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.

Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии.

(К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.

Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии.

Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции.

В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник (А,а)ндерсен, который написал прекрасную сказку о девочке (Д,д)юймовочке.

Самопроверка, самооценка. Волшебные линеечки.

Мы долго писали и наши глазки устали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка (для глаз) .

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где крыльцо и где окно,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

  1. Закрепление опорных знаний.

Игра «Полубуковки».

Игра "Полубуковки"

- Какие буквы странные, совсем как иностранные.

- Расшифруйте название страны.

- Вспомните и расскажите правило о правописании названий стран.

- Напишите название нашей  страны.

  1. Подведение итогов урока.      Слайд

- Дополните одну из фраз:

Сегодня на уроке

я узнал…

я понял…

мне было интересно…

мне было трудно…

  1. Рефлексия.  

- Если Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим, положите в корзину розовый  цветочек.

- Если Вы считаете, что научились писать слова с заглавной буквой в именах собственных, но вам ещё нужна помощь, прикрепите синий цветочек.

- Если Вы считаете, что было трудно на уроке, прикрепите оранжевый  цветочек.

- Очень приятно, что преобладают красные и синие цветочки. Тема нашего урока достаточно важная, многогранная, и нам придётся ещё не раз к ней возвращаться.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

Планируемые результаты: Личностные УУД:- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;- формировать навыки контроля и самоконтроля. Метапредметные УУД:Коммуникативные:- развива...

Русский язык 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Технологическая карта к уроку русского языка. 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"   Тема урока: правописание приставок на з- и с-...

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"

Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...

Урок русского языка 4 класс УМК «Начальная школа XXI века». Тема «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Данный конспект урока помогает систематизировать знания о написании мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи; развивать мышление учащихся с помощью составления схемы-опоры и классификац...

Урок русского языка 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Цель урока: Организовать учащихся для совместной познавательной деятельности по "открытию" способа определения написания гласных о,ё после шипящих в корне слова. На уроке применялись различн...