Конспект урока по русскому языку, 3 класс, "Работа окончаний в словах"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Карпова Анастасия Вячеславовна

Цель деятельности учителя:

- формирование понятия о грамматических значениях окончаний; создание условий для определения работы окончаний у слов; конструирование способа определения этой работы.

 Планируемые результаты:

         Предметные:

                   -знать  работу окончаний слов.

                   -уметь смоделировать работу окончаний;

                   -уметь показать, что окончания нужны для связи слов в высказывании.

         Личностные:

                   -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать  причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока: «открытие нового знания».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_russkiy_7_10.doc348.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап самоопределения к деятельности

Метод:

Психологический настрой, организация урока.

2 мин

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Вячеславовна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.(Слайд)

-Давайте улыбкой поприветствуем наших гостей, своих одноклассников, и мысленно пожелаем себе удачи. Присаживайтесь!

-Проверьте свою готовность к уроку.

-Ребята, на партах у вас лежат листочки. Я попрошу вас отметить настроение в начале урока. Молодцы! Отложите листочки на край парты. Они нам понадобятся только в конце нашего урока.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Л: проявление

эмоциональной отзывчивости на слова учителя

Р: организация своего рабочего места под руководством учителя

Актуализация знаний

5 мин

-Вы уже знаете, что в большинстве русских слов есть основа и окончание. А всё ли вы знаете о работе этих частей в слове?

Как вы думаете, двор, двору, двором- это три разных слова или три изменения одного и того же слова?

-Почему вы так считаете?

-Запишите эти изменения слова и выделите в них основу и окончания. Покажите на одной модели , из каких двух частей состоят все три изменения?

-Почему вы решили, что эти слова называют один и тот же предмет?

-Какая часть слова подсказала вам это?

-Какую же работу выполняет основа в слове?

-На что она указывает?

-Что ещё может называть слово, кроме предмета?

-Как можно обозначить работу основы в разных словах-названиях?

-Вот такая схема получилась у Сам Самыча. Он считает, что работа основ различных слов одна и та же: основа указывает, о чем идет речь в слове.

ДВОРУ

о   ч.  р.

-Согласны ли вы с ним?

-Как вы поняли, что это разные изменения слова?

-Какая часть слова указывает на это?

-Отметим эту работу на модели так:

ДВОРУ            

о   ч.  р.

-Вы знаете, что у одного и того же слова может быть несколько изменений, которые отличаются друг от друга.

-Значит и работа окончаний, с помощью которых образуются изменения , тоже разная. В чем заключается эта работа, мы разберемся чуть позже.

-А пока попробуем уточнить, что мы знаем о работе основы.

-Запишите слова двор, дворник друг под другом. Как вы думаете, это изменения одного и того же слова или это разные слова?

-Почему вы решили, что они называют разные предметы?

-Выделите в этих словах ту часть, которая на это указывает.

-Как можно показать, что у этих слов разные основы и что они называют разные предметы?

-Можно ли это сделать так?

Предмет

=

Предмет

        =        

-Давайте сделаем вывод.

-Нет

-Три изменения одного и того же слова.

-У них одинаковая основа.

-Из основы и окончания.

-Одна и та же основа во всех 3 словах.

-Корень

-Она указывает.

-На то, от какого слова она образуется. То есть на корень.

-Признак, действие и т.д.

Выходят к доске и выдвигают свои предположения.

-Да.

-Слова все с разными окончаниями.

-Окончание.

-Разные слова.

-У них разные основы.

-Выделить основу и окончание в словах.

-Да. 

-Мы выяснили, что если у слов основы неодинаковые, то это разные слова, потому что они называют разные предметы.

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

Постановка учебной задачи

Методы: словесный, учебный диалог.

5 мин

-Поработаем в парах. Сравните высказывания:

Ученица  решает задачу

Ученица решает задачи

-Из одних и тех же слов построены эти высказывания или из разных?

-А чем отличаются эти высказывания?

-Благодаря, какому слову вы заметили это различие?

-Одинаковые ли окончания у этого слова в каждом высказывании?

-О чем сообщает его окончание  в первом высказывании?

-А во втором?

-Как бы вы показали на модели слова, что его окончание указывает на число называемых предметов?

-Маша сделала это так (слайд)

-Петя так (слайд)

-А Алеша вот так (слайд)

-Чьё обозначение этой работы окончания вам кажется более удачным?

-Каким из них вы бы воспользовались, если бы нужно было указать работу окончания в отдельном изменении какого-то слова (например, книгу)?

-А если бы вы хотели показать эту работу окончания во всех изменениях любого слова, называющего предмет?

-Давайте сформулируем тему нашего урока

-Поставим цель нашего урока.

-Да, из одних и тех же.

-В первом предложении одна задача, во втором много задач.

-Задача.

-Нет.

-О том, что ученица решала одну задачу.

-О том, что ученица решала много задач.

Выходят к доске и рисуют свои предполагаемые схемы.

Отвечают на вопросы.

Р: отслеживание цели учебной деятельности;

Открытие нового знания

Методы и приемы:

Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.

Первичное закрепление

Методы: практический, упражнение, работа с планшетом.

10 мин

7 минут

-Сейчас мы с вами будем работать в своих тетрадях и у доски. Выполнять будем упр.64. -Найдем это упражнение в учебнике.

-Кто желает пойти к доске?

-Прочитай задание упражнения. Итак, что нам нужно сделать?

 -Умница! Всё верно, присаживайся.

 -Вернемся к правилу на стр. 82.

-Кто желает прочитать нам его вслух?

-Молодец! Продолжаем работу.

– Часть слова, которая изменяется, как называется?
– Остальную же часть слова именуем мы…

На что мы обращаем внимание при проверке орфограмм?

Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

-Поработаем в группах. Делимся на группы по 4 человека. Каждая группа получила бланки ответов. Вам необходимо с помощью вопросом таблицы изменить ваше слово, которое я вам чуть позже скажу, и необходимо выделить окончание у этого слова. Через 3 минуты проверяем.

Заполняйте таблицу.  

1 группа, ваше слово- «конь»

2 группа, у вас слово «волны»

3 группа, у вас «осень»

4 группа, у вас «дождь»

5 группа «облака»

6 группа «сад»

7 группа «ягоды»

 

Что?

Чего?

Чему?

Чем?

О чём?

 

-Окончание

-Основой

-На часть слова

П: сопоставление информации, представленной учителем;

П: сопоставление информации, представленной учителем;

К: согласование выполнения совместной деятельности;

Самостоятельная работа с самопроверкой

Методы и приемы:

Словесный, беседа.

7 минут

-Пришло время для самостоятельной работы.

-Сейчас я раздам вам карточки, вам необходимо вставиить окончания в словах. Через 3 минуты проверяем.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Рефлексия деятельности

Методы и приемы:

Словесный,

самооценивание

2-3 мин

-Запишите домашнее задание: учебник стр.95, упр.63 (по заданию)

-Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.

Вспомните цель нашего урока. Достигли мы её?

-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Чему научились?

-В чем у вас возникли трудности?

- За что бы вы похвалили себя?

(раздаю листы для рефлексии)

-Замечательно, ребята! Теперь возьмите листочки с края парты и отметься своё настроение в конце урока.

- Сегодня все большие молодцы! Спасибо за урок. До свидания!

Оценивают свою работу на уроке

П: рефлексия способов и условий действий.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Дата: 8.10.2019г                                                                                                        Ф.И.О. учителя: Кожевникова Т.И.

Школа: 148                                                                                                         Ф.И.О. студента: Карпова А. В.

Класс: 3 «б»                                                                                                        Ф.И.О. методиста: Батуева Л.И.

Кабинет: 221

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема: «Работа окончаний в словах»

Цель деятельности учителя:

- формирование понятия о грамматических значениях окончаний; создание условий для определения работы окончаний у слов; конструирование способа определения этой работы.

 Планируемые результаты:

        Предметные:

                -знать  работу окончаний слов.

                -уметь смоделировать работу окончаний;

                -уметь показать, что окончания нужны для связи слов в высказывании.

        Личностные:

                -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать  причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока: «открытие нового знания».

Оборудование: УМК «Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» учебник русского языка 3 класс часть 1, тетради, презентация, карточки со словами, листы для рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Части слова. Понятие об окончании и основе»

Цели:Дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием «основа слова»; учить выделять окончания в словах;Способствовать ра...

Конспект урока по русскому языку "Правописание родовых окончаний имён прилагательных"

4 классТЕМА:  «Правописание родовых окончаний  имён прилагательных».          Цели урока:Развивать умения правильно и точно употреблять име...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в Р.п"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в Р.п.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных; усвоить новую орфограмм...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах(Д.п., Т.п., П.п)"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах; ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Закрепление"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: учить  правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах...

План-конспект урока по русскому языку "Способ выделения окончания" 2 кл.(учебник Репкина)

План-конспект урока по русскому языку "Способ выделения окончания" 2 кл. (учебник Репкина)...

Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.Планируемые результат...