Технологическая карта урока русского языка на тему "Состав слова.Закрепление"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Голикова Раиса Алексеевна

Технологическая карта урока русского языка на тему "Состав слова.Закрепление" для ученика индивидуального обучения с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta_uroka_r_yaz_3_kl.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку русского языка  по теме «Состав слова».                    Закрепление

Класс: 3 класс

Программа: Школа России.

Предмет: русский язык

Тема: Состав слова. Закрепление.

  Цель: 1) формирование умения разбирать на основе алгоритма слова по составу;

2) повторение понятий “окончание”, “основа” слова, “корень”, “приставка”, “суффикс”;

3) тренинг по определению частей слова.

     Для ученика индивидуального обучения с ОВЗ ( дается краткая характеристика: инвалидность, диагноз, на что обратить внимание)

 

Методическая информация

Тип урока

Систематизации и обобщения знаний и умений.

Базовая технология

Проблемно-диалогическая

Межпредметные связи

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах.

Индивидуальная

Цели урока

Обобщить знания уч-ся о частях слова (морфемах)

Задачи урока

  • Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова»
  • Довести до автоматизма знание алгоритма разбора слов по составу
  • Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова
  • Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы
  • Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку

Ресурсы

Учебник «Русский язык», ч. 1, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

ПК,  проектор, презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащегося, требований стандарта второго поколения.

Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание "ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова

Различать и выделять основные части слова; формулировать словообразующую роль каждой части слова; объяснять причины изменения формы слова; конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- развитие умение логической постановки и решение проблем, способность делать умозаключения; развивать умение навык а грамотного письма;

Регулятивные УУД:

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму;

Коммуникативные УУД:

- развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать.  .

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивационный

Цель: внутренняя готовность на личностно значимом уровне к выполнению учебной деятельности 

Прежде чем начать урок, создадим себе и окружающим хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу. Подарим улыбки нашим гостям.

Эмоционально настраиваются на урок

2.Актуализация знаний

Цель: актуализация изученного;

мотивация к пробному учебному действию;

фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия

1. Запись числа

2. Минутка чистописания

-Выписать каллиграфическим почерком

- Что это за буквосочетания? Догадался?  

  • Над какой темой мы работали на уроках?

- Значит какая тема урока? А какая цель у нас?

-На уроке мы  повторим все что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий.

Комментированная запись числа

На доске записаны буквы, буквосочетания:

Пере-    -еньк-  -а  -игр-  за-  -иск-  -ый    погод-

Включаются в работу по чистописанию.

Определяют главный критерий – красивое письмо (такое же, как на образце).

Прописывают буквосочетания, соблюдая правила красивого письма.  Проверяют себя по образцу на доске, оценивают красивое письмо. Ставят отметку  простым карандашом на полях тетради.

3. Актуализация знаний по теме «Состав слова»

Познавательная мотивация

Обобщение усвоенного материала

Цель: закрепить изученный материал; сделать вывод о полученных знаниях

Словарная работа

Картинный словарный диктант на интерактивной доске

Прописывает слова на доске, разбирает слова на слоги, ударение, непроверяемые гласные. Проверяет себя по образцу на слайде, оценивает. Отметку ставит на полях тетради.

4.Зрительный диктант

Цель:Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

 -  Проведу зрительный диктант  «День - ночь»

Письмо коротких предложений, запомнив за 4 сек:

  Стоят сильные морозы.

На улице туман.

Надо тепло одеваться.

5. Определение темы урока.

Цель:

Подготовка мышления и осознания внутренней потребности к построению учебных действий

6. Упражнения в определении способов образования слов

Цель: учить детей самостоятельно формулировать правило и образовывать родственные слова

Отгадай загадки :

Эта значимая часть
Над словами родственными держит власть. (Корень.)

У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая.
А злит она его одним –
Всегда стоит лишь перед ним. (Приставка)


За корнем ему
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Он натворил много дел. (Суффикс)

Часть слова, которая изменяется
Как она называется? (Окончание)

Сможешь сказать , о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Что надо сделать, чтобы найти части слова?

- О каких частях слова мы говорим? (о корне, суффиксе, приставке, окончании)

Применение знаний. Разбор слов по составу

А теперь попробуем применить эти знания на практике.

( ученик работает  у доски )

Формулирует тему урока

Ответы на вопрос

(Учиться находить и правильно выделять части слова)

Предположения учеников

Работа со словарём

Ответы:

1 приставка.

2 суффикс.

3 основа

4 корень.

5 окончание

Постановка цели урока

(Определять, как образованы слова, изучать законы образования слов)

(Части слова, из них состоят слова

( О составе слова -

лекарственный, поезда, состав команды и др)

.

  1. Отгадай загадку.


Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зелёные прядки.

Запишите отгадку. (Морковь.) Подберите родственные слова, выделите корень: морковь, морковочка, морковный. (Разберите слова по составу).

7. Физминутка

Цель: снятие утомления на уроке

Мы устали не на шутку

Нужно сделать физминутку.

  1. Физминутка.

Точечная гимнастика для лица, ушей, рук. 2.«Пилим дрова», массаж друг друга

Мы

Повторение

Игра «Угадай слово»

Определи количество букв и звуков

На полоске (на голове) записано слово: медведь, пенал, елка

Игра «Что за фрукт?» на ощупь

Составить словосочетание и записать в тетради

 8 Итог урока.

Учитель: О чем мы сегодня говорили на уроке? -Все ли было понятно?

-Может  испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

- Сам оцени свою работу.

Ученик  оценивает себя.

- Какие части служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс).

- Как называется часть слова без окончания? (Основа.)

- Как называется окончание, не выражающееся звуками? (Нулевое.)

9. Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты своего труда

- По светофорчику,  каким цветом оценишь свои знания, по твоему мнению

Показывает пальцем цвет: зеленый «5», желтый «4», красный «3»

10.Домашнее задание.

Цель: объяснить выполнения домашнего задания

               ТЕСТ:

Выбери один из ответов на каждый вопрос.

Обведите букву, соответствующую ответу.

1 Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2 Родственные слова это:

У) слова разные по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3 Окончание служит для связи слов в предложении

Е) нет;

А) да.

4 Суффикс служит для образования новых слов

М) нет;

Т) да.

5 Корень – это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6 Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7 Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

Запиши все обведенные буквы по порядку.

- Спасибо за урок.

Какое слово получилось? __________________

(ЗНАТОКИ)

      Так как дети с ОВЗ все разные, то моей задачей является отбор содержания к каждому занятию. Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

   Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Если сегодня что-то не получилось, то получится в следующий раз.

    Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.  Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!

    В связи с этим, важное значение  приобретает создание на занятии специальных ситуаций, способствующих достижению детей даже незначительных успехов в различных видах деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

   Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

Методы и приемы создания ситуации успеха:

  • Доступность понимания изучаемого материала
  • Доступное объяснение материала
  • Обязательное использование наглядности
  • Личностно ориентированный подход
  • Поощрение за любые достижения
  • Создание благоприятной среды
  • Словесная поддержка
  • Установка на позитивное решение проблемы 

      Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.

Главным считаю:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
  2.  Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (физкультминутки, просмотр презентаций, разговор на отведенные темы, прослушивание музыки и т.д.)
  3. Проявление педагогического такта (общаться с ребенком на позитивных нотах, никогда не повышать на него голос, быть сдержанным, вежливым, доброжелательным)


Вывод: Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности образовательного процесса в моей работе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...