Урок русского языка в 3 классе "Все падежи.Обобщение знаний о падежах" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Казьмина Надежда Ивановна

Урок - путешествие по "Городу падежей!" Цель: обобщение знаний о падежах имен существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Все падежи. Обобщение знаний о падежах». 3-й класс

Планируемые образовательные результаты

  • Предметные: обобщение знаний о падежах имен существительных, отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся; закрепление знаний о роли падежей в предложении, речи
  • Метапредметные: формирование ценностного отношения к своему городу, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
  • Личностные: воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Оборудование: мультимедийное оборудование: проектор, компьютер; раздаточный материал (карточки), макеты «Домиков падежей», рисунок «Светофор»

Ход урока

1. Орг. момент. Мотивация

Учитель: Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Мы рады вас приветствовать на нашем уроке русского языка. Ребята, пожалуйста, повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь. Теперь повернитесь друг к другу и тоже улыбнитесь, Теперь повернитесь ко мне. Давайте будем работать на уроке, дружно, активно, будем помогать друг другу и покажем гостям, какие мы - молодцы!

- Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число: Четвертое марта. Классная работа.С чего мы обычно начинаем урок?

2. Минутка чистописания На доске: ИпРпДпВпТпПп

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв и строчных букв.

- Вспомним правила посадки при письме.

- Выполните минутку чистописания, а я посмотрю, кто красиво напишет?

2. Повторение ранее изученных орфограмм. Работа с учебником.

 - Как всегда, в начале урока повторим ранее изученные орфограммы. Прошу вас открыть учебники на странице 62, найдите внизу страницы предложение, прочитаем, запишем его.

1 ученик записывает на доске с учебником.

Узкая дорожка шла через поле к реке.

- Разберем это предложение по членам предложения и по частям речи.

3. Словарная работа.

Запись под диктовку. Товарищ, солома, шоссе, картофель, трамвай, рисунок, комната, ветер.

Разбор слова по составу.

 1 вариант – 2 первых слова;     2 вариант - два последних слова

 Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями, сверьте с доской, поставьте на полях отметку карандашом.

 4. Повторение темы «Имя существительное»

- К какой части речи относятся все эти словарные слова?

- Вспомните все об имени существительном и расскажите по плану. (На слайде)

  1. Что такое имя существительное?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Что обозначает?
  4. Назови постоянные признаки.
  5. Назови непостоянные признаки.

5. Актуализация знаний. Проблемная ситуация

(Слайд) Учитель: Ребята, внимание на слайд. Английский мальчик Гарри прислал письмо из Великобритании.Послушайте и подумайте, всё ли в нем  правильно.

       Воронеж – большой и красивый город. Мой родной город в Англии меньше. Помню, как мы гуляли вечером по Воронеж. Я не могу забыть этот город. Воронеж можно гордиться.

- В письме допущены ошибки. Что не знает Гарри о русском языке?

 (В русском языке существительные могут менять форму слова, что существительные изменяются по падежам)

- Как вы думаете, какая тема урока? (Падежи)

- Действительно, тема урока «Все падежи». Сегодня мы обобщим знания о падежах имен существительных. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?

(1.Повторить названия падежей, вопросы каждого падежа, их предлоги

2. Повторить падежные окончания имён существительных.

3. Потренироваться определять падежи имён существительных)

Учитель: Без знаний о падежах имен существительных мы не сможем помочь Гарри исправить ошибки. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «Городу падежей»

(На доске «дома» с названиями падежей стоят в разброс)

        

5. Обобщение и систематизация изученного:

1.задание. Расставить падежи по порядку.

Учитель:  - Мы знаем, что в любом городе все дома стоят в определенном порядке и имеют свой адрес.Сколько падежей в русском языке? (6) Каждый падеж занимает свое определенное место.

Нужно расставить падежи по порядку.

(запись в тетрадях в столбик, на доске – с обратной стороны)

-Почему выделен Именительный падеж другим цветом? 

(И.п – это начальная форма имени существительного, это главный падеж, остальные – косвенные)

Физминутка про падежи ( 1 мин)

2. задание- разместить в «домиках» признаки падежей.  Групповая работа.

-Падежи любят, когда в их доме светло, тепло, уютно. Но в домиках падежей не горят огни, нужно их зажечь. Для этого надо разместить в «домиках» признаки падежей.

(Схема на доске).Признаки падежей:

  1. Вопросы
  2. Слово – помощник
  3. Предлоги

-Нам предстоит поработать в группах. Какие правила работы в группах мы должны помнить?

( Работать сообща, слушать мнение других, распределить роли.Один из группы будет рассказывать о выполненном задании)

-Для этого класс делится на 6 групп. У каждой группы одинаковый набор вопросов, помощников, предлогов. Вам нужно найти признаки СВОЕГО падежа (2 мин).Как только вы будете готовы, поднимаете руку. Затем 1 ученик из группы дает характеристику своему падежу.

 Учитель: Итак, в «домах падежей» загорелись огни. В городе стало веселей. Спасибо за умение работать сообща.

3. задание – склонение слова «Воронеж». Индивидуальная работа.

Учитель: -.Давайте слово «Воронеж» изменим по падежам или просклоняем

1 ученик – с обратной стороны доски, а остальные – пишут в тетрадях рядом с вопросами.

 Самопроверка с доски

Вывод : мы изменили слово по падежам и теперь можем помочь исправить ошибки в письме Гаарри.

4 задание – восстановить порядок действий при определении падежей. Работа со схемой на слайде.

Учитель: -Живущие в городе слова очень любят ходить в гости к падежам. Но зайти в комнаты к падежам не так уж просто. Чтобы открыть дверь, нужно восстановить порядок действий при определении падежей в

(на слайде)Как определить падеж имени существительного?

  1. Найти слово, с которыму имя существительноесвязано;
  2.  Поставить от него вопрос.
  3. По вопросу и предлогу определить падеж.

5 задание. Игра «Распредели гостей по домам»

Учитель:  -Попробуем проверить, как работает наш алгоритм

На доске напечатанные словосочетания:

  1. стоит под деревом,
  2. шла по дороге,
  3. пел без устали,
  4. освещает землю,
  5. открыли гараж,
  6. был на ужине.

-Ребята,  определите падеж существительного, распределим гостей по домикам с падежами.

- Спишите с доски словосочетания, укажите падеж.

6 задание- работа с тренажером и карточки обратной связи

Учитель:  Поработаем с тренажером. Определите падеж имени существительного,  покажите карточку с нужным падежом.

 Учитель:  Вывод: Много «существительных –гостей» побывало в домах падежей! Очень любят падежи, когда их верно определяют. Молодцы!        

ФИЗМИНУТКА для глаз

7 задание. Самостоятельная работа по вариантам (на карточках)

Учитель: -Теперь для того, чтобы проверить ваше умение определять падеж имен существительных, выполним самостоятельную работу.

Рядом укажите падеж:

I вариант

II вариант

  • Бродил по лесу,
  • чудесная погода,
  • прячутся под берёзами,
  • вспоминали о лете.

  • Пролетала над лесом,
  • был на экскурсии,
  • вырастают из грибницы,
  • шли по тропинке.

6. Итог урока.Рефлексия

- Мы завершили путешествие по Городу падежей.

- Что особенно понравилось на уроке?

- Кто научился определять падежи имен существительных?

- Какую роль падежи играют в нашей речи? (они помогают правильно строить предложения, устанавливать связь между словами, делают нашу речь правильной и понятной)

- Оцените свою работу на уроке с помощью нашего веселого СВЕТОФОРА

- Я всех благодарю за работу на уроке.

Отметки за урок еще дети получат после проверки самостоятельной работы.

- Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все падежи. Обобщение знаний о падежах имен существительных

Слайд 2

Повторение знаний об имени существительном Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Назови постоянные признаки им. с ущ. Назови непостоянные признаки им. сущ.

Слайд 3

Воронеж – большой и красивый город. Мой родной город в Англии меньше. Помню , как мы гуляли вечером по Воронеж. Я не могу забыть его. Воронеж можно гордиться.

Слайд 4

Воронеж – большой и красивый город. Мой родной город в Англии меньше. Помню , как мы гуляли вечером по Воронеж у. Я не могу забыть его. Воронеж ем можно гордиться.

Слайд 5

Признаки падежей: вопросы; слова – помощники; предлоги

Слайд 6

Восстановите порядок действий при определении падежа существительных По вопросу, предлогу определить падеж От главного слова поставить падежный вопрос к зависимому . Найти главное слово ( X ).

Слайд 7

Проверяем по эталону 3 По вопросу и предлогу определить падеж. От главного слова поставить падежный вопрос к зависимому . Найти главное слово , с которым имя существительное связано ( X ). 1 2

Слайд 8

В . п. Т . п. П . п. И. п. Р . п. Д . п. п о дороге

Слайд 9

В . п. Т . п. П . п. И. п. Р . п. Д . п. н а ёлке

Слайд 10

В . п. Т . п. П . п. И. п. Р . п. Д . п. в сторожке

Слайд 11

В . п. Т . п. П . п. И. п. Р . п. Д . п. н а дорожку

Слайд 12

В . п. Т . п. П . п. И. п. Р . п. Д . п. н ад горизонтом

Слайд 13

В . п. Т . п. П . п. И. п. Р . п. Д . п. п о правой стороне

Слайд 14

В . п. Т . п. П . п. И. п. Р . п. Д . п. р ассказал стих

Слайд 15

В . п. Т . п. П . п. И. п. Р . п. Д . п. п рошли лоси

Слайд 16

В . п. Т . п. П . п. И. п. Р . п. Д . п. н а площади

Слайд 17

В . п. Т . п. П . п. И. п. Р . п. Д . п. клювом

Слайд 18

В . п. Т . п. П . п. И. п. Р . п. Д . п. п о тропинке к лесу

Слайд 19

Ребята, берегите зрение!

Слайд 20

Самостоятельная работа I вариант II вариант Бродил по лесу ( ), чудесная погода ( ), прячутся под берёзами вспоминали о лете ( ), приехал из города ( ) Пролетала над лесом ( ), был на экскурсии ( ), вырастают из грибницы ( ), шли по тропинке ( ), подарил картину ( )

Слайд 21

Работа в паре

Слайд 23

Итог урока Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?

Слайд 24

Рефлексия Ответь на вопросы: 1. Сегодня на уроке я научился( лась ) лучше делать (ЧТО?) 2 . Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) 3 . Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о частях речи"

Цели: 1.Закрепить  знания учащихся о названиях предметов, действий, признаков;            2. Работать над  активизацией  сло...

Урок русского языка в 3 классе. "Закрепление знаний о суффиксах и приставка.х

Урок позволяет повторить и закрепить знания  и умения  разбирать слова по составу. Развивает орфографическую зоркость, речь, мышление....

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о приставках и суффиксах"

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о приставках и суффиксах...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...