Конспект урока по русскому языку « Части речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тюлькина Галина Ивановна

Цель данного урока обобщить изученный материал по теме"Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 3 класса  по  

  теме  «Самостоятельные части речи»

Цель

Обобщение знаний о частях речи

Предметные УУД:                                                                                                                                             -научатся узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

 -определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать свое мнение и выражать свои эмоции;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД.

- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами заданий;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять личностную рефлексию.

Познавательные УУД.

- развивать умение извлекать информацию из схематической информации, правил;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД.

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- умение работать в паре, группе.

Оборудование: учебник по русскому языку для 3 класса  (УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф.); компьютер,  карточки для работы в парах, лист самооценки.

Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.

2.Самоопределение к учебной деятельности.

Ребята, наш урок сегодня необычный. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство.

– Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы).

Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование.

А кто такой детектив? Где мы можем это узнать? (Словарь Даля)

Какими качествами должны обладать детективы?

  1. Быть очень внимательным
  2. Должен уметь все слышать и видеть и наблюдать.

3.  Актуализация знаний.

Чтобы войти в состав следственного отдела надо пройти ЭКСПРЕСС-ОПРОС 

Кто из вас желает проверить свои знания

Вопросы:

  1. Какие слова всегда пишутся с большой буквы? (Имена собственные.)
  2. Главное правило переноса слов? (По слогам.)
  3. Как называется согласная, которая пишется, но не произносится? (Непроизносимая.)
  4. Как пишутся предлоги со словами? (раздельно)
  5. Как проверить безударный гласный в корне слова? (Поставить под ударение)
  6. Что вы знаете о написании жи-ши, ча-ща, чу-щу? (Букв а, у, и после шипящих?)
  7. Что такое синонимы? (раздельно)
  8. Как называется предложение в котором есть только главные члены? (простое, нераспространённое)
  9. Из чего состоит словосочетание? (главного и зависимого слова)
  10. Что называется корнем слова? (общая часть родственных слов)

-Кому из вас удалось быстро и верно отвечать на вопросы?

Запишите число, классная работа.

4. Чистописание.

Это, ребята, первое препятствие, и нам с ним надо справиться. Для этого вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

З А В Т Р А КМ К П М М В О Б Е ДМ Х У Ж И Н В М М К К О М О Л О К ОМ Т М  К Ш М

Правильно ли мы справились с первым заданием?

Буква М. Эту букву будем прописывать.

Какой звук слышится? Дайте ему характеристику.

Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне).

Запишите Т т всю строчку. Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего.

5. Словарная работа

А мы снова обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их. (Завтрак, обед, ужин, молоко)

Что вы можете сказать об этих словах?

Эти слова ещё говорят нам о том, что если хочешь быть здоровым, то всегда нужно помнить о правильном питании и обязательно нужно пить молоко и кушать молочные каши и супы.

Спишите слова, поставьте ударение.

Молодцы!

6. Постановка учебной цели.

Итак, в наше детективное агентство поступилматериал для расследования. Мы получили огромный мешок, из которого посыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок!

А как? (Надо их как-то сгруппировать).

Но можно ли на одну «полку» положить слова мороз  и лесной, на другую партаи идти.

Будет ли порядок?

Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать?(Разделить по группам, разрядам, классам).

Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

На какие же группы мы можем разделить эти слова? (На имя сущ., имя прилаг., глагол).

Как можно назвать все эти группы? (Части речи)

Из всего, что мы сейчас сказали сформулируйте тему нашего урока.(Части речи)

Какова же цель нашего расследования?(Научиться определять части речи)

7. Усвоение новых знаний(групповая работа)

Молодцы, вы будущие детективы и для нашего агентства просто необходимы. Приступим к расследованию. И перовое что нужно сделать, составить ФОТОРОБОТ.

-У нас работать будут три группы.

- Определить о какой части речи вы будите вести расследование.(Капитанам подойти и выбрать)(1 группа - Имя существительное; 2 группа – Имя прилагательное; 3 группа – глагол).

- Прежде, чем приступить к расследованию, детектив всегда выясняет, что ему известно по этому делу.  Перед вами вещественные доказательства. Выберите те, что нужны вам и составьте фотороботкластер, который в будущем будет нашим помощником в дальнейшей работе.

Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества:

Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.

Каждой группе дан алгоритм по которому вы работаете.

Алгоритм

Отвечает на вопросы…

Обозначает…

Бывает...

В предложении является….

Приведите 2-3 примера данной части речи:

(Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения, одушевлённое и неодушевлённое, собственное и нарицательное)

- Определите, кто будет рассказывать от каждой группы.(Дети крепят свои кластеры к доске).

8. Закрепление знаний.

А теперь наступило время использовать наши знания. Следующее задание: «Внимание! Розыск!»(Работа в паре)

Пользуясь нашими доказательствами, распредели слова, которые рассыпались из мешка по группам.

1 ряд выбирает – имена существительные,

2 ряд - имена прилагательные,

3 ряд – глаголы.

Молодцы, мы навели порядок.

- Мы много трудились, пора и отдохнуть.

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление изученного материала


Ребята , все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно, каждый из вас проведёт частное расследование. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Помните, карточка с красным кружочком–высокий уровень, карточка с зелёным кружочком – средний уровень, карточка с жёлтым кружочком –низкий уровень. Выберите себе одно задание – и приступайте к работе.

Низкий  уровень. Определить к какой части речи относятся слова:  День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

Средний  уровень. Найди в каждой строчке подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?

Высокий  уровень.  Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом. 
Веселье – … , … . 
Шум – … , … . 
Игра - … , … .

- Как вы подбирали однокоренные слова?

Проверка

- Кто выполнил задание без ошибок?  

-Кто  допустил 2 ошибки, 1, более 2?

- В чем испытывали трудности?

11.Подготовка к ВПР

Спиши предложение. Определите, какой частью речи являются слова в предложении. Подчеркните главные члены предложения.

На травинке греют спинки золотые паучки.

12.Рефлексия

А сейчас отдохнём и поиграем.  Игра «Да. Нет»

  1. Имя существительное отвечает на вопрос Кто? Что? (Да)
  2. Имя прилагательное обозначает признак предмета? (Да)
  3. Имя прилагательное всегда главный член предложения(Нет).
  4. Глагол отвечает на вопрос Что делать?(Да)
  5. Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет)
  6. В предложении глагол всегда главный член предложения?(Да)
  7. Имя прилагательное отвечает на вопрос Какой? Какие? (Да)
  8. Глагол обозначает предмет? (Нет)
  9. Имя существительное связано с глаголом? (Да)

- Что повторили мы за урок?

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились

-Что вызвало особый интерес?

13.«Самооценка»

Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.

Лист самооценки

  1.   На уроке я работал                       активно - пассивно
  2. Своей работой на уроке              доволен – не доволен
  3. За урок я                                       не устал  - устал
  4.  Моё настроение                          стало лучше – стало хуже
  5. Материал урока мне был            понятен – непонятен

                                                            Лёгким - трудным

14Домашнее задание

Упражнение 221  или    сочинить сказку о любой части речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Части речи" 2 класс

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС...

Конспект урока по русскому языку "Части речи".

Конспект урока по русскому языку на тему " Части речи"....

Конспект урока по русскому языку "Части речи"

Обобщающий урок по русскому языку для учащихся 2 класса по программе "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Части речи. Обобщение"

Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Обобщение" с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект урока по русскому языку "Части речи" 4 класс

Конспект урока по русскому языку по теме "Части речи" 4 класс...

конспект урока по русскому языку " Части речи.Повторение".

Конспект урока по русскому языку, проведенного во 2 классе  по теме:" Части речи.Повторение"....