Конспект урока на тему"УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Авдонина Юлия Владимировна

Конспект урока по математике. Программа "Перспективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему

«УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ  ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ»

(программа «Перспективная начальная школа, 4 класс)

Тема урока: УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Тип урока: «Урок первичного предъявления новых знаний и

 способов  учебных действий».

Цель урока: познакомить с алгоритмом определения спряжения глаголов, с безударными личными окончаниями.

Задачи урока:

Осваивать:

– общий алгоритм: если личные окончания глагола безударные, надо смотреть на глагольный суффикс в начальной форме: если это суффикс -и-, значит, глагол относится ко II спряжению;

– что правописание безударных окончаний глаголов определяется по ударным окончаниям глаголов того же спряжения.

Формировать личностные и коммуникативные УУД:

– оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (задания типа « Как ты Мише ответишь?»);

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Планируемые результаты: воспроизведение своими

словами правил, понятий, алгоритмов, направленных на безошибочное написание личных окончаний глагола ; выполнение действий по образцу, алгоритму.

Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: организация работы с учебником, учебный диалог.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 54–58); Рабочая тетрадь 1.

Ход урока:

1. Организационный момент

− Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Проверьте все ли у вас готово к уроку.

2. Постановка цели урока.

− Ребята, внимательно, прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, чему мы сегодня научимся, какие новые знания у нас появятся?

( Мы научимся правильно писать безударные личные окончания глаголов).

− Правильно, молодцы!

3. Словарно-орфографическая работа. Словарные слова СЕГОДНЯ, ГРАЖДАНИН ( Т.1. № 28;)

4. Актуализация знаний.

− Как определить спряжение глагола, по ударным личным окончаниям?

(  Посмотреть на букву в личном окончании, если, под ударением буква е или у (ю), то это глагол 1 спряжения, а  если под ударением буква и или а (я), то это глагол 2 спряжения.)

− Правильно, но что же делать если личные окончания глагола – безударные?

 Узнаем общий алгоритм работы из объяснения Евдокии Васильевны на с. 54: если личные окончания глагола безударные, надо смотреть на глагольный суффикс в начальной форме; и если это суффикс -и-, значит, глагол относится ко II спряжению.

− Прочитайте правило от летучей мыши на странице 54-55.

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

− Что нового узнали из объяснения Евдокии Васильевны и подсказок Летучей Мыши?  Какое открытие вы для себя сделали?

 1. Если мы не знаем, как писать безударные личные окончания глагола, нужно поставить глагол в начальную форму и посмотреть на глагольный суффикс.

2. Если глагольный суффикс –и−, значит, это глагол 2-го спряжения и надо писать личные окончания глаголов 2-го спряжения: букву –и- в окончаниях ед.ч. и буквы -а/-я – в окончаниях 3-го лица мн.ч.

3. Если у глагола в начальной форме нет суффикса –и-, значит, это глагол 1-го спряжения, и в безударных окончаниях ед.ч. надо писать букву –е-, а в окончаниях 3-го лица мн.ч. – буквы –у/-ю.

6. Динамическая пауза.

 7. Работа с учебником (беседа сквозных героев Миши, Кости, Пети Захарова, позднее – Маши и Тани Перовой) ст. 55-56.

 − Вот Миша Иванов не понимает, почему глагол спать – II спряжения. Его смущает, что у глагола в личных окончаниях есть буквы И и Я (и значит, он как будто действительно II спряжения). Но, с другой стороны, у этого глагола глагольный суффикс «-а-», а не «-и-». На что же нам ориентироваться при определении спряжения: на ударные личные окончания или на глагольный суффикс?

− Что же оказывается важнее?

− Прочитайте, как отвечает Мише Костя Погодин (с. 55, последний абзац). Вы согласны с Костей?»

8.Применение теоретических положений (работа с инструкцией).

− Давайте потренируемся в определении спряжения глаголов.

Упражнение 33. Цель упражнения – научить пользоваться двухшаговым алгоритмом при определении спряжения глагола. Он дан в инструкции.

− Обратите внимание на инструкцию по выполнению упражнения.

7.1. Чтение инструкции (с. 56–57)

1) сначала обязательно проверить, являются ли личные окончания ударными;

2) затем (если окончания безударные) посмотреть на глагольный суффикс.

Поскольку процедура требует двух шагов, а не одного, к упражнению прилагается не только инструкция, но и подсказка (образец рассуждения).

− Все понятно? Посмотрите,  как вы будете пользоваться инструкцией, прочитав подсказку.

7.2. Чтение подсказки. (Работа над упражнением. Определение спряжения этих глаголов рассматривается дальше в рамках интриги: возможные ошибки приписываются Пете Захарову.)

Работа с учебником ст. 57. Чтение интриги и помощь Пете Захарову.

−  Петя Захаров, который был невнимателен на уроке, решил, что глаголы налитьзабить и зашить – это глаголы 2-го спряжения, потому что у них глагольный суффикс -и-.

         − Вы согласны с Петей? Посмотрите, как Костя помог другу разобраться в этой ситуации.

(Нет. Петя ошибся дважды: во-первых, ему не надо было смотреть на глагольный суффикс, потому что у этих глаголов ударные личные окончания, по которым видно, что все они – глаголы 1-го спряжения: нальёшь, забьёшь, зашьёшь; во-вторых, у этих глаголов нет глагольного суффикса – и −. У них буква –и− входит в корень).

– Запишите в тетради эти глаголы, выделите у каждого корень, напишите в скобках ударную личную форму и поставьте цифру спряжения:

Би/ть (бьёшь) – I и т. д.

(Возможный вариант работы с этими глаголами.

I. Можно, прибегнув для наглядности к транскрипции, показать на доске, как выделить корень у личных форм: [б’и/т’], [б’й’/ош], [б’й’/ут], [б’й’/ом] и т. д.

В результате школьники должны так определить спряжение глаголов:

налить (нальёшь) – I;

грузить (груз…шь) – II;

сеять (се…шь) – I;

забить (забьёшь) – I;

зашить (зашьёшь) – I;

уснуть (уснёшь) – I;

колоть (кол…шь) – I;

шагать (шага…шь) – I;

вязать (вяж…шь) – I.

8. Самостоятельное использование сформированных УУД

Упражнение 34. Цель упражнения – обратить внимание школьников на родственные глаголы (совершенного и несовершенного вида), относящиеся к разным спряжениям.

− Пользуясь инструкцией, постараемся правильно определить спряжение глаголов.

(Работа по цепочке, затем самостоятельная запись в тетрадь)

Ход рассуждений детей:

– Глагол лететь. Проверяю, какими являются его личные окончания – ударными или безударными: летишь, летим. Раз личные окончания ударные, значит, определяю спряжение по букве гласного. Это буква И . Делаю вывод: глагол лететь – II спряжения.

– Глагол летать. Проверяю, какими являются его личные окончания – ударными или безударными: лета…шь, лета…м. Раз личные окончания безударные, значит, смотрю на глагольный суффикс и по нему определяю спряжение: лет/а/ть. Глагольный суффикс -а-. Делаю вывод: глагол летать – I спряжения».

 Игра “Займи своё место”. У двух ведущих карточки с буквами  и , у остальных ребят карточки, на которых написаны глаголы, с пропущенными гласными в окончаниях. По сигналу учителя ребята занимают свои места за ведущими. (Стро_т, пил_т, дума_шь, ед_шь, рису_м, люб_т, нос_т, бел_шь, пада_т, крас_т.)

9. Итог урока.

− Над какой темой мы сегодня работали?

− Что нового о глаголе вы узнали?

− Для чего мы учимся определять спряжение глагола?

10. Рефлексия.

 Закончите фразу “Теперь я знаю...” или “Я умею...”.

 11. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 29 (с. 29–30) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»

Конспект урока по теме: «Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»(Учебник М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», 4 класс, часть 2)...

Конспект урока по теме "Учимся быть самостоятельными" 1 класс ОС "Школа 2100" ФГОС

Конспект урока по окружающему миру с презентацией....

Конспект урока-рефлексии русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола" 4 класс 4 четверть

Русский язык, 4 класс, 4 четверть  (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Урок рефлексии по теме «Глагол» Образовательная система «Школа 2100»)  Тема: Упражнения в правописании ...

Конспект урока по теме "Учусь писать письма"

формировать желание писать письма, учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами их написания, познакомить с видами писем, учить оформлять надпись на конверте с целью его дальнейшего о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»...

План-конспект урока русского языка «Повторение правописания безударных личных окончаний глаголов»

Задачи:Образовательные:-повторить алгоритм правописания личных окончаний глаголов-закрепить знания о правописании личных окончаний глаголовРазвивающие:-способствовать развитию умений правописания безу...

Конспект урока по русскому языку "Написание безударных личных окончаний глаголов"

Данный материал преднозначен для учащихся 4 класса . Конспект написан по учебнику " К тайнам русского языка"  Соловейчик М,...