Морфемика (словообразование). Интеллектуальная игра "Умницы и умники". 4 класс.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Кручина Оксана Евгеньевна

Этот материал поможет учителю начальных классов проверить и обобщить знания учеников 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnitsy_i_umniki.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Умницы и умники»

1.Отгадайте грамматические примеры и запишите ответ:

С + мелкое место поперек реки =

_____________________________________________________________________________

С + тонкая ветка =

_____________________________________________________________________________

С + летний дом для отдыха =

_____________________________________________________________________________

С + хвойный лес =

_____________________________________________________________________________

2.Образуйте от исходных названий цвета прилагательные, глаголы и наречия.

Название

цвета

Прилагательное

Глагол

Наречие

слабый

признак

сильный

признак

носитель

признака

«становиться»

«делать

Каким»

красный

красноватый

…?

…?

…?

…?

…?

синий

…?

синющий

…?

…?

…?

сине

белый

…?

…?

белок

…?

белить

…?

жёлтый

…?

…?

…?

желтеть

…?

…?

3.Язык, как и все явления в природе, находится в постоянном развитии. Меняются и морфемы нашего языка. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и которые мы не выделяем как отдельные морфемы в составе слова.

Всем известна пристава по-, но в русском языке есть два слова, в которых сохранилась «мёртвая» приставка па-. Найдите в орфографическом словаре и запишите эти слова.

4.Определите различие в значении слов. От какой морфемы зависят их значения?

Дымчатый – дымный - дымовой.

Бархатный - бархатистый.

Голубой - голубоватый.

5.Отгадайте шарады.

Мой корень-родственник сраженью,

Приставка-в слов весь - тружусь я под землёй.

_____________________________________________________________________________

Мой корень в «просьбе» заключён

(в ней он озвучен и смягчён);

Приставка - в «воплощенье» где-то,

На целое – все ждут ответа.

6.Викторина «Приставки».

* Подберите слова, в которых приставка под- имела бы значение «часть в целом» и «немного, дополнительно».

* В каких словах приставка на- имеет значение «вдоволь», «досыта».

* В каких словах приставки над- (надо-) обозначают неполноту действия, т.е. «немного»?

* Замените приставку в слове загораживать, чтобы оно стало обозначать «оправдывать виноватого».

* Подберите несколько существительных, в которых приставки от-, под-, при-, про- были бы под ударением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная ира "Созвездие умников"

Цель: развитие  у школьников интереса к научной и поисковой деятельности, создание оптимальных условий для  интеллектуального развития....

Умники и умницы - интеллектуальная игра для 3 классов

Интеллектуальная игра, имеющая межпредметную ориентацию. Проводится либо для команд одного класса, либо среди команд параллели учащихся 3 классов...

Интеллектуальная игра "Созвездие умников" для 1 класса.

Интеллектуальная игра "Созвездие умников" для 1 класса....

Интеллектуальный метапредметный конкурс "Умники и умницы" для 3-х классов

Материал содержит задания для двух этапов конкурса: школьного и муниципального, имеются ответы и разбалловка. Конкурс построен на основных предметах: математика и  логика, русский язык и литерату...

Морфемика (словообразование). Интеллектуальная игра "Умницы и умники". 2 класс.

Этот материал поможет учителю начальных классов проверить и обобщить знания учеников 2 класса....

Морфемика (словообразование). Интеллектуальная игра "Умницы и умники". 3 класс.

Этот материал поможет учителю начальных классов проверить и обобщить знания ученика 3 класса....

Интеллектуально-творческий конкурс «Умники и умницы» для 2-х классов.

Конкурс проводится в виде квест-игры. Разработан группой педагогов МБОУ СОШ №64 г. Лесного: Струкова Г. Б., Вылегжанина Е. В., Лопатина Т. А., Герасименко А. Ю., Герлах Е. А....