Конспект урока по русскому языку "Неопределённая форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Рахматулина Адиля Руслановна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: «НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; развитие навыка выделять глаголы неопределённой формы.

Планируемые результаты

Предметные: знать глаголы в неопределенной форме (глаголы с окончаниями –ть и –ти).

Уметь определять глаголы неопределенной формы в тексте или предложении.

Личностные: знать личностный смысл обучения.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: конспект урока; учебник «Русский язык» 3 кл., II часть Канакина В.П., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России»); рабочая тетрадь «Русский язык»; учебная презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon probnyy_urok_16.04.19_g.doc76 КБ
Office presentation icon probnyy_urok_16.04.19_g.ppt72 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16 апреля 2019 года

Школа: МАОУ СОШ № 148

Класс: 3 «А»

Кабинет: 106

ФИО учителя: Гришкевич В.В.

ФИ студента: Рахматулина А., 32гр.

ФИО методиста: Батуева Л.И.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: «НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам; развитие навыка выделять глаголы неопределённой формы.

Планируемые результаты

Предметные: знать глаголы в неопределенной форме (глаголы с окончаниями –ть и –ти).

Уметь определять глаголы неопределенной формы в тексте или предложении.

Личностные: знать личностный смысл обучения.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: конспект урока; учебник «Русский язык» 3 кл., II часть Канакина В.П., Горецкий В.Г. (УМК «Школа России»); рабочая тетрадь «Русский язык»; учебная презентация.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности:

- словесный (слово учителя).

1 – 2 мин

- Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

На уроке не зевать,

А работать и считать.

- Здравствуйте, присаживайтесь на места. Меня зовут Адиля Руслановна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Пожелайте друг другу удачи.

Приветствует учителя

Желают удачи друг другу

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

II. Актуализация знаний и мотивация:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- практический (работа с учебником);

- наглядный (учебная презентация).

3 – 5 мин

- Сейчас проведем минутку чистописания. Открывайте свои тетради записывайте число, классная работа.

- Мы будем прописывать словарное слово на странице 107 в учебнике. Это слово «песок».

- Какой части речи это слово?

- Верно это существительное. Докажите это.

- Сколько слогов этом слове?

- Какие это слоги?

- А теперь записываем слово «песок»  в тетради, выделяя орфограмму и проставляя ударение.

- Посмотрите на доску, вот это слово должно выглядеть в вашей тетради. Прописывайте его до конца строки.

- Посмотрите на слайд. Перед вами два столбика слов. К какой части речи относятся эти слова?

 (слайд 2)

Что делать?

Что сделать?

НЕСТИ
ПОЛЗТИ

ВЕЗТИ

ГРЕСТИ
ИДТИ

СКАЗАТЬ

ОТКАЗАТЬ
ПОСТРОИТЬ

УВИДЕТЬ

ОБИДЕТЬ

- Чем еще различаются эти глаголы?

Ответы: глагол

Существительное

Обозначает предмет; отвечает на вопрос «Что?»

Два слога

Слоги: ПЕ-СОК

Прописывают слово «песок» в терадях

Окончаниями -ть; -ти.  

Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

П: умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выражений делать выводы

III. Постановка учебной задачи:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация).

1 – 2 мин

 - Верно. Эти глаголы напрямую связаны с сегодняшней темой урока.

- Кто сможет назвать тему урока?

- Ребята, глаголы с такими окончаниями называются глаголами в неопределенной форме.

- И тема нашего урока: «Неопределенная форма глагола»

- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

(слайд 3)

Ответ: «Глаголы с окончаниями –ть и –ти»

Цель: ознакомиться с неопределённой формой глагола; научиться выделять глаголы неопределённой формы.

Р: целеполагание.

К: умение слушать и понимать других

IV. Открытие нового знания:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация);

- практический (работа в рабочей тетради).

7 – 8 мин

- Определите время, лицо, число и род этих глаголов.

- Прочитайте ещё раз эти глаголы. На какие вопросы они отвечают?

- Так какой мы можем сделать вывод? Что глаголы в неопределенной форме …

- А теперь ознакомьтесь с правилом на странице 106. Прочитайте правило.

Правило:

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? Стоят в неопределенной форме. Неопределенная форма – это начальная форма глагола. Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на –ть (решать, решить); –ти (нести, унести); –чь (печь, испечь).

- Итак, как можно найти глаголы в неопределенной форме в тексте и предложении?

- Верно. А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили данное правило.

Ответы: нет времени, лица, числа, рода

Что делать? Что сделать?

Не имеют времени, лица, числа и рода; отвечают на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»

Читают правило на стр. 106

По вопросам «Что делать?» и «Что сделать?»; по окончаниям –ть, –ти, –чь.

П: умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выражений делать выводы.

К: умение слушать и понимать других.

К: умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами и алгоритмами рассуждений.

V. Первичное закрепление во внешней речи:

- словесный (слово учителя);

- практический (работа с учебником).

4 – 5 мин

- Выполните упражнение № 181 в учебнике.

Что нужно сделать?

Задание:

Прочитайте. Найдите сходство и различие в значении каждой пары глаголов.

Г..ворить – пог..в..рить, ж..лать – пож..лать, спр..сить – переспр..сить, р..совать – нар..совать, м..розить – зам..розить, х..дить – ух..дить, см..треть – посм..треть, об..яснить – об..яснять, ехать – под..ехать.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? Выделите в них приставки.

- Двое будут выполнять это задание у доски по 4 пары слов, а остальные в тетрадях. Приступайте.

- Итак проверим.

Ответы:

Говорить – поговорить, желать – пожелать, спросить – переспросить, рисовать – нарисовать, морозить – заморозить, ходить – уходить, смотреть – посмотреть, объяснить – объяснять, ехать – подъехать.

- Дальше выполняем упражнение № 182. Что нужно сделать?
Задание:

Прочитайте.

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать.

И.Лафатер

Какая мысль выражена в предложении? А что вы думаете об этом?

Спишите и подчеркните глаголы в неопределенной форме.

- Выполняем упражнение в парах. Приступайте.

- Сейчас проверим упражнение.

Выполняют упр. № 181

Проверяют упр. № 181

Выполняют упр. № 182

Проверяют упр. № 182

П: умение извлекать информацию из иллюстраций, умение на основе анализа выражений делать выводы;

Р: целеполагание.

К: умение слушать и понимать других

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой:

 - практический (работа с учебником);

- словесный (слово учителя);

- наглядный (учебная презентация).

7 – 8  мин

- Вы наверное заскучали? Проведем динамическую паузу.

Динамическая пауза:

Когда я называю глаголы, отвечающие на вопрос «Что делать?» - вы приседаете два раз. А если я называю глаголы, отвечающие на вопрос «Что сделать?» - вы наклоны вправо и влево.

(прыгать, найти, отыскать, ходить, смеяться, прилечь, открыть, спать).

- Для самостоятельного выполнения предлагаю упражнение № 142 на странице 64 в рабочей тетради.

Задание:

- Проверьте упражнение с помощью слайда.

(слайд 4)

Ответ:

1. Блестеть, блестящий, блеснуть, заблестеть.

2. Боль, больной, больничный, больница, болеть. 

Выполняют упр. № 142 в рабочей тетради

П: умение извлекать информацию из текста, умение на основе анализа выражений делать выводы.

К: умение слушать и понимать других.

VII. Включение в систему знаний:

- словесный (слово учителя);

- словесный (беседа);

- практический (работа с раздаточным материалом).

4 – 5  мин

- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание на карточках.

- Вставьте пропущенные буквы.

- Образуйте от данных глаголов однокоренные глаголы в неопределенной форме при помощи приставок. Приставки выделите.

Задание:

Ск..зать

Ч..тать

Ехать

Пр..сить

Зв..нить

Х..дить

Хв..лить

Р..ботать

- Приступайте.

- Проверим это задание. Посмотрите на слайд.

(слайд 5) У кого все верно поставьте плюс.

Выполняют задание на карточках

Проверяют задание

П: строить объяснения в устной форме по предложенному плану.

VIII. Рефлексия деятельности:

- словесный (беседа);

- наглядный (учебная презентация).

2 – 3 мин

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

- Какую тему мы изучили на уроке? Какова была цель урока? Достигли этой цели?

- Понравился ли вам урок? Чем понравился?

- Какие упражнения вызвали трудности? Почему?

- А теперь запишите домашнее задание.

Д/З: в рабочей тетради – стр. 65 № 146, 146

В учебнике – учить правило на стр. 106 (слайд 6)

- Спасибо за урок. До свидания.

Подводят итоги урока

Записывают д/з

Р: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОБРОЕ УТРО!

Слайд 2

Глагол? Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает?

Слайд 3

Неопределённая форма глагола? Неопределённая форма глагола - это начальная форма глагола. Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на –ть (решать, решить); –ти (нести, унести); –чь (печь, испечь).

Слайд 4

Бежать, стремиться, погулять, играть, поиграть, покататься.

Слайд 5

Тема урока: «Начальная форма глагола» Цели урока: 1) Обобщить знания о начальной форме глагола; 2) Находить глаголы неопр. ф. в тексте, выявлять отличительные признаки неопределённой формы глагола, ставить глаголы в неопр. форму.

Слайд 6

Идти Найти Бежать Написать Стеречь Запечь

Слайд 7

Обобщим знания Вопросы Приведи пример На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? Указывает ли на время неопределенная форма глаголов? Изменяется ли по числам неопределенная форма глаголов? Что делать? Что сделать? Не указывает Не изменяется

Слайд 8

1. Играть, гулять, думал, петь 2. Читает, пишет, считает, дружить 3. Привезти, принести, отпустил, вынести 4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил

Слайд 9

Ответы: 1) думал (время прошло) 2) дружить (неопределённая ф.) 3) отпустил (время прошло) 4) расцвести (время в данный момент)

Слайд 10

Домашнее задание: стр. 107 упр. № 184


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"

Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....

Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов"

Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов" в 4 классе. Цели урока: познакомить детей с понятием «спряжение» как системой личных окончаний глаголов;развивать логическое мышление уч...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

Конспект урока по русскому языку "Распознавание глаголов в неопределённой форме" УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку  "Распознавание глаголов в неопределённой форме" УМК ''Школа России'' 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Форма слова" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку "Форма слова" (2 класс)...

Конспект урока Тема: Начальная (неопределённая) форма глагола

Тема: Начальная (неопределённая) форма глагола...