Сценарий урока русского языка во 2 классе по теме «Работа слов в предложении и тексте»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Дергунова Светлана Александровна

Сценарий урока русского языка по УМК "Планета знаний. В приложении содержится демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме

«Работа слов в предложении и тексте»

     Педагогические цели: систематизировать признаки предложения, выполнять упражнения в составлении предложений с опорой на схемы разного типа, учить называть признаки текста в отличие от набора отдельных предложений, делить текст на предложения, составлять текст из предложений.

    Планируемые результаты: личностные: применяют приобретённые  навыки в практической деятельности.

    Метапредметные: регулятивные- научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу, получат возможность оценивать выполнение задания; познавательные- получат возможность научиться осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); коммуникативные-  научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.  

   Образовательные ресурсы:  карточки, ИКТ; Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. 1 ч. М: АСТ-Астрель 2012; Л. Я. Желтовская, О.

                               Сценарий урока.  

     1. Мотивирование  учебной деятельности (организационный момент)

                                   На уроке будь старательным,

                                   Будь спокойным и внимательным.

                                   Всё пиши, не отставая,

                                   Слушай, не перебивая.

                                   Говорите чётко, внятно,

                                  Чтобы было всё понятно.

Доска  2. Чистописание. (Правильная посадка)

На доске: сл  ов (Нижнее и верхнее соединения)

На доске: Доброе слово дороже всего на свете.

Как вы понимаете смысл пословицы?

(Ответы детей)

-Словом можно помочь, поддержать в трудную минуту, спасти. Вот как важно слово!

Списывание пословицы.

Слово – это кирпичик, из которого складывается наша речь. Поэтому ключевым словом нашего урока будет СЛОВО.

- А если мы поставим в ряд несколько слов, связанных по смыслу, что получится?

(ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

- Это второе ключевое слово нашего урока.

- А что получится, если в ряд поставить несколько предложений, связанных по смыслу?

(Третье ключевое слово урока - ТЕКСТ)

-Как вы думаете, какое понятие самое важное?  (Слово, так как оно присутствует  и в предложении, и в тексте).

- Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока. (Ответы детей)

- Уточним тему, прочитав её в учебнике. Стр. 50.

3. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

Белая вата плывёт куда-то.

Словарь: облако,

-В какое время года облака покрывают всё небо? (Осенью)

-Какой сейчас осенний месяц? (Октябрь)

 Слайд.  Словарь: облако, октябрь.

- В каком из этих слов все согласные звуки твёрдые?

- Найдите слово, где звуков меньше, чем букв.

4. Физминутка для глаз.

     2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

5.Работа по учебнику.

Особенно красив в октябре осенний лес. Сейчас мы туда и отправимся.

Упражнение №1.

- Что такое предложение?

-Какую  запись можно назвать предложением и почему? (Вторую,т.к. в предложении слова связаны по смыслу, выражают законченную мысль. При записи предложения первое слово пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку, или восклицательный, или вопросительный знаки.)

-А первая запись? Почему не предложение? Есть и заглавная буква, и точка!  Докажите.

-Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

    3.Постановка учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы будем составлять предложения, делить текст на предложения, составлять текст из предложений, научимся называть признаки текста.

4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

Упр. №2.

Комментированное письмо (упр.2).

 Составь предложение из этих слов. Подчеркни изменённые слова и предлог.

Слайд.

Жёлтые, берёзы, стали, листья, на.

Листья на берёзах стали жёлтыми.  (Взаимопроверка)

- Как связаны  слова в предложении? При помощи чего? (При помощи предлогов и окончаний)

6. Физминутка.

Тихо листики кружатся,

Прямо под ноги ложатся.

Ветер листики срывает,

Все дорожки покрывает.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 Самостоятельная работа. (Карточки)

1 группа

Раздели предложения на отдельные слова и запиши правильно в тетрадь.

Понебупоползлитучи.

2 группа.

Из слов составь предложения. Изменяй, если нужно слова. Запиши в тетрадь.

Тучи, поползти, небо. Полчаса, через, прокатились, грома, раскаты.

3 группа.

Раздели текст на предложения. Запиши предложения в тетрадь.

По небу поползли тучи через полчаса прокатились раскаты грома.

4 группа.

Расставь номера предложений  так, чтобы получился связный текст.  Озаглавь текст. Работай в карточке.

__________

Всё затихло.

Через полчаса прокатились раскаты грома.

И вдруг хлынул крупный тёплый дождь.

 По небу поползли тучи.

Слайд. 8) Коллективная работа (упр.4).

Сравни записи. Какая из них является текстом?

        1.Дети идут в школу. Птенчик сидит на ветке. По небу поползли тучи. Кот стережёт мышь.

        2. По небу поползли тучи. Через полчаса прокатились раскаты грома. Всё затихло. И вдруг хлынул крупный тёплый дождь.

- По каким признакам ты определяешь текст? (Второй текст- «Тёплый дождь»)

Вывод: текст состоит из предложений, связанных по смыслу, его можно озаглавить.

9. Работа в группах.

-Определите признаки предложения или текста, которые помогли вам выполнить задания.

Каждая группа определяет признаки предложения или текста.

4 группа.

- У кого такой же текст?

- У кого получилось по другому?

- Ещё один признак текста: Каждое следующее предложение дополняет предыдущее.

     8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.  (Итог)

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать?

Слайд

Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание. Упр.6. Помоги девочке, которая написала эти предложения, последовательно  рассказать об увиденном.

Запомни и соблюдай простые правила.

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

1.Слова в предложении связаны по смыслу.

2.Предложение выражает законченную мысль.

3. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

4. В конце предложения ставится . ? или !

5. Все слова в предложении пишутся раздельно. 

     

1

Раздели предложение на отдельные слова и запиши правильно в тетрадь.

Понебупоползлитучи.

1

Раздели предложение на отдельные слова и запиши правильно в тетрадь.

Понебупоползлитучи.

1

Раздели предложение на отдельные слова и запиши правильно в тетрадь.

Понебупоползлитучи.

1

Раздели предложение на отдельные слова и запиши правильно в тетрадь.

Понебупоползлитучи.

1

Раздели предложение на отдельные слова и запиши правильно в тетрадь.

Понебупоползлитучи.

1

Раздели предложение на отдельные слова и запиши правильно в тетрадь.

Понебупоползлитучи.

1

Раздели предложение на отдельные слова и запиши правильно в тетрадь.

Понебупоползлитучи.

2

Из слов составь предложения. Изменяй, если нужно слова. Запиши в тетрадь.

Тучи, поползти, небо. Полчаса, через, прокатились, грома, раскаты.

2

Из слов составь предложения. Изменяй, если нужно слова. Запиши в тетрадь.

Тучи, поползти, небо. Полчаса, через, прокатились, грома, раскаты.

2

Из слов составь предложения. Изменяй, если нужно слова. Запиши в тетрадь.

Тучи, поползти, небо. Полчаса, через, прокатились, грома, раскаты.

2

Из слов составь предложения. Изменяй, если нужно слова. Запиши в тетрадь.

Тучи, поползти, небо. Полчаса, через, прокатились, грома, раскаты.

2

Из слов составь предложения. Изменяй, если нужно слова. Запиши в тетрадь.

Тучи, поползти, небо. Полчаса, через, прокатились, грома, раскаты.

2

Из слов составь предложения. Изменяй, если нужно слова. Запиши в тетрадь.

Тучи, поползти, небо. Полчаса, через, прокатились, грома, раскаты.

2

Из слов составь предложения. Изменяй, если нужно слова. Запиши в тетрадь.

Тучи, поползти, небо. Полчаса, через, прокатились, грома, раскаты.

3

Раздели текст на предложения. Запиши предложения в тетрадь.

По небу поползли тучи через полчаса прокатились раскаты грома.

3

Раздели текст на предложения. Запиши предложения в тетрадь.

По небу поползли тучи через полчаса прокатились раскаты грома.

3

Раздели текст на предложения. Запиши предложения в тетрадь.

По небу поползли тучи через полчаса прокатились раскаты грома.

3

Раздели текст на предложения. Запиши предложения в тетрадь.

По небу поползли тучи через полчаса прокатились раскаты грома.

3

Раздели текст на предложения. Запиши предложения в тетрадь.

По небу поползли тучи через полчаса прокатились раскаты грома.

3

Раздели текст на предложения. Запиши предложения в тетрадь.

По небу поползли тучи через полчаса прокатились раскаты грома.

3

Раздели текст на предложения. Запиши предложения в тетрадь.

По небу поползли тучи через полчаса прокатились раскаты грома.

4

Расставь номера предложений  так, чтобы получился связный текст.  Озаглавь текст. Работай в карточке.

__________

Всё затихло.

Через полчаса прокатились раскаты грома.

И вдруг хлынул крупный тёплый дождь.

 По небу поползли тучи.

4

Расставь номера предложений  так, чтобы получился связный текст.  Озаглавь текст. Работай в карточке.

__________

Всё затихло.

Через полчаса прокатились раскаты грома.

И вдруг хлынул крупный тёплый дождь.

 По небу поползли тучи.

4

Расставь номера предложений  так, чтобы получился связный текст.  Озаглавь текст. Работай в карточке.

__________

Всё затихло.

Через полчаса прокатились раскаты грома.

И вдруг хлынул крупный тёплый дождь.

 По небу поползли тучи.

4

Расставь номера предложений  так, чтобы получился связный текст.  Озаглавь текст. Работай в карточке.

__________

Всё затихло.

Через полчаса прокатились раскаты грома.

И вдруг хлынул крупный тёплый дождь.

 По небу поползли тучи.

4

Расставь номера предложений  так, чтобы получился связный текст.  Озаглавь текст. Работай в карточке.

__________

Всё затихло.

Через полчаса прокатились раскаты грома.

И вдруг хлынул крупный тёплый дождь.

 По небу поползли тучи.

4

Расставь номера предложений  так, чтобы получился связный текст.  Озаглавь текст. Работай в карточке.

__________

Всё затихло.

Через полчаса прокатились раскаты грома.

И вдруг хлынул крупный тёплый дождь.

 По небу поползли тучи.

4

Расставь номера предложений  так, чтобы получился связный текст.  Озаглавь текст. Работай в карточке.

__________

Всё затихло.

Через полчаса прокатились раскаты грома.

И вдруг хлынул крупный тёплый дождь.

 По небу поползли тучи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сл о вар ь : обл а ко, о ктябрь.

Слайд 2

Лес, шумит, беспокойно, осенний. Беспокойно шумит осенний лес.

Слайд 3

Жёлтые, берёзы, стали, листья, на.

Слайд 4

Жёлтые, берёзы, стали, листья, на. Листья на берёзах стали жёлтыми.

Слайд 5

Признаки предложения 1. Слова в предложении связаны по смыслу. 2. Предложение выражает законченную мысль. 3. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. 4. В конце предложения ставится . ? или! 5. Все слова в предложении пишутся раздельно.

Слайд 6

1.Дети идут в школу. Птенчик сидит на ветке. По небу поползли тучи. Кот стережёт мышь. 2. По небу поползли тучи. Через полчаса прокатились раскаты грома. Всё затихло. И вдруг хлынул крупный тёплый дождь.

Слайд 7

Признаки теста 1.Текст состоит из предложений, связанных по смыслу. 2. Текст можно озаглавить.

Слайд 8

1 группа Раздели предложение на отдельные слова и запиши правильно в тетрадь. Понебупоползлитучи .

Слайд 9

1 группа Раздели предложение на отдельные слова и запиши правильно в тетрадь. По небу поползли тучи.

Слайд 10

2 группа Из слов составь предложения. Изменяй, если нужно слова. Запиши в тетрадь. Тучи, поползти, небо. Полчаса, через, прокатились, грома, раскаты.

Слайд 11

2 группа Из слов составь предложения. Изменяй, если нужно слова. Запиши в тетрадь. По небу поползли тучи. Через полчаса прокатились раскаты грома.

Слайд 12

3 группа Раздели текст на предложения. Запиши предложения в тетрадь. По небу поползли тучи через полчаса прокатились раскаты грома.

Слайд 13

3 группа Раздели текст на предложения. Запиши предложения в тетрадь. По небу поползли тучи. Через полчаса прокатились раскаты грома.

Слайд 14

4 группа Расставь номера предложений так, чтобы получился связный текст. Озаглавь текст. Работай в карточке. __________ Всё затихло. Через полчаса прокатились раскаты грома. И вдруг хлынул крупный тёплый дождь. По небу поползли тучи.

Слайд 15

4 группа Расставь номера предложений так, чтобы получился связный текст. Озаглавь текст. Работай в карточке. __________ 3 Всё затихло. 2 Через полчаса прокатились раскаты грома. 4 И вдруг хлынул крупный тёплый дождь. 1 По небу поползли тучи.

Слайд 16

4 группа Расставь номера предложений так, чтобы получился связный текст. Озаглавь текст. Работай в карточке. Тёплый дождь. 3 Всё затихло. 2 Через полчаса прокатились раскаты грома. 4 И вдруг хлынул крупный тёплый дождь. 1 По небу поползли тучи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: «Связь слов в предложений»

Развивать умение работать с иллюстрациями, переводить информацию из одной формы в другую (из изобразительной, в графическую в словесную, словесную в графическую).Развивать  умения составлять пред...

Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".

Дать представление о приставке  как части  слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"

Конспект урока Русский язык 4 класс УМК "Перспектива" "Связь слов в предложении"...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему " Простые и сложные предложения" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложногоЦели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и слож...

Урок русского языка 2 класс по теме:"Связь слов в предложении. Текст"

Систематизировать знания о предложении и тексте....