Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Карпова Анастасия Вячеславовна

Цель деятельности учителя: формирование знаний по изменению имен прилагательных по падежам; совершенствование умения правильно писать безударные окончания имен прилагательных.

 Планируемые результаты:

         Предметные:

                   -уметь определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками;

-уметь согласовывать прилагательные с существительными;

-знать, как изменяются прилагательные по родам, числам и падежам.

         Личностные:

                   -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать  причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izm_padezh_pechat.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 7.04.2019г                                                                                                Ф.И.О. учителя: Рощупкина С.В.

Школа: МАОУ «СОШ №91»                                                                                Ф.И.О. студента: Карпова А. В.

Класс: 3 «В»                                                                                                Ф.И.О. методиста: Батуева Л.И.

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Изменение прилагательных по падежам»

Цель деятельности учителя: формирование знаний по изменению имен прилагательных по падежам; совершенствование умения правильно писать безударные окончания имен прилагательных.

 Планируемые результаты:

        Предметные:

                -уметь определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками;

-уметь согласовывать прилагательные с существительными;

-знать, как изменяются прилагательные по родам, числам и падежам.

        Личностные:

                -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать  причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока:  урок «открытия нового знания».

Оборудование: УМК «ПНШ» учебник русского языка 3 класс часть 2 Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., тетради, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап самоопределения к деятельности

Метод:

Психологический настрой, организация урока.

1 мин

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Настраиваются на урок.

Л: проявление

эмоциональной отзывчивости на слова учителя

Р: организация своего рабочего места под руководством учителя

Актуализация знаний

Методы: словесный, учебный диалог.

5 мин

Чтобы быть успешным на уроке, отгадайте формулу успеха.

Добавьте нужные слова в формулу.

Старание плюс внимание плюс сообразительность равно успех.

Воспользуйтесь этой формулой.

Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее:

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.

 Правильно, это имя прилагательное.

Имя прилагателньое

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

Постановка учебной задачи

Методы: словесный, учебный диалог.

2 мин

Сейчас мы будем играть в игру «Эскалатор». Ребята, которые сидят на первом варианте, будут задавать вопросы ребятам, сидящим на втором варианте. Затем второй вариант пересаживается на следующую парту сверху вниз и отвечают на другой  вопрос. Так мы повторим изученное об имени прилагательном.

Вопросы:

  1. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  2. Что обозначает имя прилагательное?
  3. Каким членом предложения является имя прилагательное? Как подчеркивается?
  4. Для чего нужны имена прилагательные?
  5. С какой частью речи связано имя прилагательное?

(какой?какая?какое? какие?)

(признак предмета)

( определением) (волнистой линией)

(украшать нашу речь) (имя существительное)

Р: отслеживание цели учебной деятельности;

Открытие нового знания

Методы и приемы:

Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.

10 мин

Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на  орфограммы.

Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий.  

 -Посмотрите, что общего в этих словах?                                    

-Распределите имена прилагательные в три группы по родам. Выделите окончания.

По именам прилагательным «найдите» и запишите в строчку имя существительное с непроверяемой   безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму.

  • Прекрасная, солнечная, морозная …..
  • Сладкие, яблочные, горячие, ароматные …..
  • Белые, легкие, пушистые, кучевые …..
  • Свежая, русская, интересная, ежедневная …..
  • Водный, белый, комфортабельный …..                              

-Проверьте, так получилось?

Проверка. Используется технологический приём «Волшебная шляпа»

Щелчком мыши слово перемещается через шляпу. Погода, пироги, облака, газета, корабль.

Запишите эти слова в несколько столбиков, объединяя их по какому- либо грамматическому признаку.

А я их распределила вместе с именами прилагательными.

По числу

Прекрасная, солнечная, морозная погода

Свежая, русская, интересная, ежедневная газета

Водный, белый, комфортабельный корабль

Сладкие, яблочные, горячие, ароматные  пироги

Белые, легкие, пушистые, кучевые облака

По роду, поставив в начальную форму

Прекрасная, солнечная, морозная погода

Свежая, русская, интересная, ежедневная газета

Водный, белый, комфортабельный корабль

Сладкий, яблочный, горячий, ароматный  пирог

Белое, легкое, пушистое, кучевое облако

Как вы догадались с помощью прилагательных, о каких предметах шла речь?

Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным,  имя прилагательное  имеет теже  грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно. Называется эта особенность согласование.

В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным?

( Все слова им. прилагательные в ед. числе )

П: сопоставление информации, представленной уч

П: сопоставление информации, представленной учителем;

К: согласование выполнения совместной деятельности;

Первичное закрепление

Методы и приемы: практический, иллюстративный, словесный

Выполним устно упражнение № 116 из учебника.

Выполним упражнение №64 стр.60 в рабочей тетради.

Интерактивное задание: выбрать в таблице верное окончание.

        

Для чего необходимы имена прилагательные в речи?

 Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Р. Рождественского.
Читает учитель:

О русской природе, о милой природе
С зарёй в материнских глазах,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.

-Прилагательные украшают нашу речь. Делают словосочетания яркими и выразиттельными.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Методы и приемы:

Словесный, беседа.

5-6 минут

Запишите  под диктовку словосочетания в столбик.

  зимнему дню

  зимним утром

   зимней погодой.

Сверьте написание окончаний с доской.

Определите род имен прилагательных. Обоснуйте свой ответ.

Определите число имен прилагательных.

1)м.р.

2)ср.р.

3) Ж.р.

1)ед ч

2)ед ч

3) ед ч

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Включение в систему знаний

Практический: упражнение

Давайте сделаем вывод.

       

Склоняются ли имена прилагательные?  

Задание по рядам: просклонять данные словосочетания. Работайте в парах. Откройте в учебниках таблицу-помощницу на стр.104.  

( высказывание детей ) Имя  прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится  имя существительное, с которым оно связано.  

Рефлексия деятельности

Методы и приемы:

Словесный,

самооценивание

2-3 мин

По какой теме мы работали?

- Что нового сегодня узнали? Чему научились? К каким выводам пришли?

(формулировки правил, понятий и т.д.).

- Зачем нужно изучать русский язык?

- Где можно применить полученные знания?

-Что на уроке для вас было интересно?

-Кому вы хотите сказать спасибо?

Оценивают свою деятельность на уроке.

П: рефлексия способов и условий действий.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода"

Цель: учить правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.Планируемые результаты:Личностные:  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уче...

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Конспект урока. Тема:" Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные"

Тема: Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательныеЦели деятельности учителя:   -дать понять в...

Конспект урока. Тема: "Изменение имен прилагательных по падежам"

Предмет: русский языкКласс: 3 «В»Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока:  - Дать...

План-конспект урока русского языка по теме: " Предложный падеж имени существительного"

Класс: 3 Тема: Предложный падеж имени существительного.Тип урока: открытие новых знанийЦели деятельности учителя: познакомить  с особенностями  предложного падежа , развивать умение...

Конспект урока русского языка "Окончания прилагательных во множественном числе в дательном и творительном падежах"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о дательном и творительном падеже множественного числа имён прилагательных; умения  правильного написания оконча...