Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Самое загадочное чередование согласных в корне слов. Чередование настоящего звука с нулевым звуком", УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Насибуллина Милена Ранисовна

Цели деятельности учителя:  повторение правописания слов с нулевым звуком ( с непроизносимым согласным)  в корне слова.
Планируемые результаты
Предметные
знать: правило “правописание слов с нулевым звуком в корне”.                                                                                           
уметь:  применять правило при выполнении упражнений.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока по русскому языку31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:         30.04.19                                                                                        ФИО учителя: Добрикова В.Н.

Школа: 148                                                                                        ФИ студента: Насибуллина Милена, 36 гр.

Класс: 2 «Г»                                                                                        ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет:  209                                                                                                                                                                                     

Конспект урока русского языка

Тема: Самое загадачное чередование согласных в корне слов.

Чередование настоящего звука с нулевым звуком.

Цели деятельности учителя:  повторение правописания слов с нулевым звуком ( с непроизносимым согласным)  в корне слова.

Планируемые результаты

Предметные 

знать: правило “правописание слов с нулевым звуком в корне”.                                                                                            

уметь:  применять правило при выполнении упражнений.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать  этические чувства и ценности.

Тип урока: систематизация знаний.

Оборудование: УМК Система  «Перспективная начальная школа»  учебник Русский язык 2 кл.: Учебник:  В 3 ч./ Е.И. Матвеева.-М.: Академкнига\ Учебник, 2011.-Ч.2 .

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Фронтальная форма работы

-Здравствуйте ребята, меня зовут Милена Ранисовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь на свои места. Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему. Теперь все посмотрите на меня и улыбнитесь мне. Я желаю вам отличного настроения и продуктивной работы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся на свои места.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

        

Практический: чтение упражнения, совместное обсуждение

Вид упр.: списывание с доп.заданиями

Наглядный: презентация

Словесный: беседа, обсуждение

Частично-поисковый: наблюдение;

 выбор ответа на поставленный вопрос.

Выборочное воспроизведение с комментированием.

5 мин

Фронтальная форма работы

-Ребята, начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Открыли рабочую тетрадь на с. 65.

-Будем проверять упражнение таким образом: 1 предложение - 1 ученик. Отвечающий должен прочитать предложение, объяснить написание слова, где пропущена буква. Кто хочет начать?

-Какие слова указывают на то, что природа для автора живая?

-Замечательно! Кто зачитает нам грамматическую основу из выделенных предложений?

-И последнее, кто готов выйти к доске и записать звуками слово “час”, и  потом зачитать характеристику каждого звука.

-Отлично! Вы все справились с домашним заданием, что меня очень радует.

Воспринимают поставленную им задачу.

-Солнце над лесом,

Лучами играет. В слове “солнце” попущена буква “л” - это нулевой звук. Проверочное слово “солнечный”.

-Дальше деревня

В поля убегает. В слове “деревня”, в корне “дерев” пропущены буквы “е”. Это словарное слово, его нужно запомнить. “Поля” - пропущена буква “о” в корне “пол”. Проверочное слово - поле. “Убегает” - в корне “бег” пропущена буква “е”, проверочное слово бег, разбег...

-Солнце село.

Поздний час. 
Сторожа выводят нас. В слове “солнце” пропущена буква “л” - нулевой звук. Проверяем “солнышко”.  “Поздний” - в корне “позд” пропущена буква “д” - нулевой звук. Проверяем - опоздать, опоздание. “Сторожа” - в корне “сторож” пропущена безударная гласная “о”. Проверяем - сторож.

А в море высокая ходит волна,

Сейчас Айболита проглотит она.

-играет,убегает, село, ходит...

-деревня (пред.) убегает (дей.); волна (пред.) ходит (дей.)

-  [ч’ас]. ч — [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий (непарный, всегда произносится мягко), шипящий а — [а] — гласный, ударный с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный). В слове 3 буквы и 3 звука.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К.: Умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для диалога и аргументации своей позиции.

III. Постановка учебной задачи

Языковой анализ: выборочное списывание с доп.заданиями

Практический: выполнение упражнения

Словесный: беседа

Наглядный: рассматривание слайда

Подводящий диалог

5 мин

-Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Посмотрите на слайд. Вам дан маленький текст, где есть различные орфорграммы. Ваша задача записать в тетради только те слова, где есть нулевой звук, и устно подберите к ним проверочные слова. Всем понятно задание? Как закончите, поднимите руку, мы вместе проверим.

Я поз...но проснулся. Ярко св...тило со...нце. У меня было ч...десное настроение. В нашем саду распустились прелес...ные цветы.

-Давайте сейчас быстро проговорим остальные орфограммы из текста...

-Ребята, слова с какими орфограммами вы выписали?

-Как вы думаете, над чем мы будем работать? Какой будет тема нашего урока?

-Верно, а кто сформулирует цели?

-Отлично. Сегодня мы с вами будем повторять правописание слов с нулевым звуком. Будем выполнять различные упражнения по теме.

Слушают задание от учителя.

Выписывают в тетради слова, с нулевым звуком:

Поздно - в корне “позд” пишем “д”, пров.слово - опоздание, опоздать.

Солнце - в корне “солн” пропущена “л”. Пров.слово - солнышко...

Прелестные - в корне “прелест” пропущена “т”, пров.слово - прелесть(и)...

Отмечают оставшиеся орфограммы в словах.

-Мы выписали слова с нулевым звуком...

-Мы будем повторять написание слов с нулевыми звуками...

- повторить правило по орфограмме “правописание слов с нулевым звуком”, выполнить упражнения по теме.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: объяснение упражнения

Практический: выполняют упражнение

Вид упр.: списывание с доп. заданиями

Словесный: беседа, комментируют свои действия свои действия

Частично-поисковый: наблюдение;

 выбор ответа на поставленный вопрос

Словесный: беседа, комментируют свои действия свои действия

Частично-поисковый: наблюдение;

 выбор ответа на поставленный вопрос

Словесный: беседа, комментируют свои действия свои действия

11 мин

Индивидуальная и фронтальная формы работы.

-Откройте учебники на с.140 и найдите упр.147. Кто прочитает вслух задание?

-Вам даны два столбика со словосочетаниями. В одном столбике по 6 словосочетаний. Видите, что перед словосочетаниями стоят скобки? В них вам нужно написать проверочное слово к слову из данного словосочетания.

-Вы будете работать по вариантам. 1 варианту достается первый столбик, а 2 - второй. Пишете так же в столбик, сначала проверочное слово, потом само слвосочетание. Не забывайте подчеркивать орфограммы в словах. После, вы обменяетесь с соседом тетрадями и проверите его работу. Если найдете ошибку или вам кажется, что есть ошибка - вам нужно будет аргументировать свой ответ, доказать, что это ошибка.

-Поднимитесь со своих мест. Давайте проведем динамическую паузу.

Физминутка

Слушают учителя. Ученик читает вслух задание.

Выполянют задание.

Примерные ответы детей:

Провер.слово (весточка/известен),есть буква Т, поэтому мы пишем -  известТный поэт.

Провер.слово (власть),есть буква Т, поэтому мы пишем -  властный голос.

Провер.слово (честен),есть буква Т, поэтому мы пишем -  чесТный поступок.

Провер.слово (место),есть буква Т, поэтому мы пишем -  месТное время.

Провер.слово (опасен),нет буквы Т, поэтому мы пишем - опасный зверь.

Провер.слово (уста),есть буква Т, поэтому мы пишем - усТный ответ.

Провер.слово (чудесен),есть буква Т, поэтому мы пишем -  чудесный день.

Провер.слово (прелесть),есть буква Т, поэтому мы пишем -  прелесТный день.

Провер.слово (контраст),есть буква Т, поэтому мы пишем -  контрасТный душ.

Провер.слово (горесть),есть буква Т, поэтому мы пишем -  горесТный взгляД, пишем Д - это парная согласная в корне, взгляДы.

Провер.слово (прекрасен),нет буквы Т, поэтому мы пишем -  прекрасный день.

Провер.слово (вкусен),нет буквы Т, поэтому мы пишем -  вкусный обеД - парная согласная в корне, обеДать.

Обмениваются тетрадями. Осуществялют проверку.

Повторяют движения за героями видеоролика.

П.: смысловое чтение, построение речевого высказывания

Л.: уметь

воспринимать новую информацию.

К.: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

Л.: Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания.

Практический: выполнение упражнения.

7 мин

        Индивидуальная форма работы.

-Сейчас проведем небольшой словарный диктант. Я буду диктовать вам слова, с различными орфограммами. А вы будете их фиксировать у себя в тетрадях и подчеркивать орфограмму. Каждое новое слово один из вас будет записывать на доске, и мы вместе будем обсуждать наши действия.

Праздник, молоко, ненастный, снег, капустный, чудный, грустный, телефон, здравствуй, чаща.

Воспринимают поставленную им задачу.

Записывают слова в тетрадях, подчеркивают орфограмму, участвуют в обсуждении, по одному работаю у доски.

П.: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П.: формировать универсальные логические действия грамотности учащихся.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельная работа, взаимооценка.

6 мин

Индивидуальная форма работы.

-Вы получили карточки для самостоятельной работы. Карточки  у вас по вариантам - 1 и 2.

В карточках будет дан текст, в нужных словах, вам нужно вставить пропущенные буквы, при этом вы должны выделить корни в этих словах. Потом вы сдадите мне свои работы, до конца урока их проверят, на перемене узнаете свои оценки. Кто не понял задание?

В...сна

Последний сне... сходит с п...лей. Звенят по оврагам ручейки. Л...мают зимний лё...  реки. В...сной ож...вает з...мля. На  д...рев...ях набухли клейкие поч ...ки. Появились первые цв...ты. Ходят по п...лям и доро...кам гр...чи. Вес...ло чирикают шустрые в...р...бьи. Птицы рады со...нцу.

Воспринимают услышанное учителем.

Приступают к  выполнени самостоятельной работы.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

П.: формировать универсальные логические действия грамотности учащихся.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

4 мин

Фронтальная форма работы.

Индивидуальная форма работы.

- Ребята, сегодня мы с  вами повторяли правило написания слов с нулевым звуком в корне.

-Что такое нулевой звук?

-Как  нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании таких слов?

-Замечательно!

-Посмотрите на слайд. Вам дан текст. Ваша задача - прочитать текст и исправить ошибки. Будем работать в определенном порядке: с первого предложения. Кто нашел ошибку - поднимает руки и доказывает, что там есть ошибка.

-Внимательно изучите текст... Кто готов ответить?

В саду.

У танюши всаду много цветов. За ними ухажывает бабушка марья. Кругом цветут пушыстые хризантемы. Их окружыли чюдесные бабочьки.

Выслушивают вопросы учителя, осмысливают их, дают свои ответы:

-Это непроизносимая согласная в корне слова.

-Сначала нужно подобрать проверочное слово, например, солнце, нулевой звук “л”, проверочное слово - солнышко, солнечный. В проверочных словах согласная “л” не исчезает, значит в слове “солнце” нужно писать букву “л”.

Приступают к упражнению.

 

Изучают текст на слайде.

Находят ошибки в тексте.

Танюши - это собственное имя, пишется с большой буквы.

В саду - предлоги с существительными пишутся раздельно.

УхажИвает - жи/ши пиши через “И”.

Марья - имя собств., пишется с большой буквы.

ПушИстые, окружИли - жи/ши пиши через “И”.

ЧУдесные - чу/щу пиши через “У”.

БабоЧКи - ЧК/ЧН пишутся без “ь”.

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К.: умение полно и точно выражать мысли

К.: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: обобщающая беседа

3 мин

Деятельностная

-Ребята, как звучала тема нашего урока?

-Какие цели мы ставили? Как вы думаете, достигли мы целей?

- Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке?

- Сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание:

-Отлично, урок окончен, до свидания!

Проводят самоанализ деятельности.

Отвечают на вопросы, делятся мыслями.

Записывают домашнее задание.

П.: построение речевого высказывания

П.: осуществление синтеза

Р.: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Непроизносимый согласный звук в корне слова.

Конспект урока по русскому языку для 3 класса.Учитель: Чекалина Н.А.Тема, дата: Непроизносимый  согласный звук в корне слова. 17.10.2015 г.Тип урока: Урок повторения и закрепления изучаемого мате...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России «Согласный звук [Й] и буква Й краткое»

Цель урока:  Познакомить  учащихся с особенностями согласного звука [Й’]...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных в корне слова".

План-конспект урока по русскому языку. Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкого....

Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Конспект урока по русскому языку 2 классТема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Цели: учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать внимание, мышление...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание удвоенных согласных в корне слова"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: систематизировать и закреплять знания о значимых частях слова, представление о единообразии написания морфем; закреплять правописание ор...