Разработка урока по русскому языку 2 класс "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Поплавская Елена Геннадьевна

Разработка урока по русскому языку 2 класс "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   Что такое имя существительное.

Тип урока: Открытие Нового Знания.

Цели урока:

- формирование общего понятия об имени существительном;

- знакомство с именем существительным как частью речи;

Задачи:

  • учить различать предмет и слово как часть речи;
  • учить соотносить вопросы кто? и что?;
  • определить тематические группы, в которые могут входить одушевленные и неодушевленные  существительные;
  • развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
  • развивать речь, память, мышление, орфографическую зоркость, наблюдательность, умение работать в сотрудничестве;

Регулятивные УУД :

осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной целью.

Познавательные УУД:

научить распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, различать существительные отвечающие на вопрос кто и что, использовать специальную терминологию при определении части речи.

Коммуникативные УУД:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные УУД:

формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.

Планируемые результаты: 

  • обучающиеся научатся распознавать имена существительные
  • научатся различать предмет и слово как часть речи; учащихся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире (слово – название предмета)
  • научатся соотносить вопросы Кто? и Что?

План урока

I.Минутка чистописания

Зз

Зе зё зи зю зя

-Дайте характеристику звуку


II.
 Словарная работа

-Кого вы видите на слайде? Запишите слово.

Заяц- за-яц

1.деление на слоги, ударение, транскрипция, характеристика звуков, подсчет количества звуков и букв.

2. -Запишите как можно  больше однокоренных слов, как еще можно назвать это животное. В тетрадях и на доске. Проверка.

-Какие слова мы получили?

- Когда так говорят?

III. Формулировка темы и задач  урока.

Всему название дано

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Сформулируйте тему урока.

Имя существительное

Что мы можем узнать про часть речи?

 

  1.  Что такое имя существительное?
  2.  На какие вопросы   отвечает?
  3. Что оно обозначает?  

А также научимся распознавать эту часть речи среди других слов.

IV.Открытие нового знания. (ОНЗ)

  1. Картинный диктант. 

-Что видите на слайде? предметы

- Какие слова  записали? Что они обозначают?

- Так что же называется именем существительным?  

 В. Даль говорил о существительных – «Все эти предметы существуют, они есть!»

2. Ромашка.

Берут слово, читают и отправляются в угол с вопросом, на которое оно отвечает.

Проверка.

Группа оценивает  противоположную. Если согласны- хлопок.

 Ученые после долгих споров условились считать, что главное значение подобных слов – значение предмета. Мы спрашиваем КТО? – о живых существах, ЧТО? – о вещах.

V. Применение нового знания.  Развитие умения распознавать имена существительные.

  1. Группировка по лексическому значению. Назови одним словом. устно

1) тополь, клен, береза, ель -
2) волк, лиса, заяц, медведь -
3) сорока, воробей, ворона, аист-
4) брусника, черника, земляника -
5) футболист, хоккеист, волейболист -
6) шкаф, парта, стол, стул -
7) молоко, хлеб, сахар, мясо -
8) костюм, пальто, кофта, платье -
9) ботинки, сапоги, валенки, туфли -
10) кукла, мяч, юла, барабан -

С. 45, упр. 75. Прочитайте задание. (письменно.)

Люди: (кто?)

Животные (кто?)

Растения (Что?)

Одежда (Что?)

Проверка по образцу!

-  Как мы сейчас учились группировать имена существительные?

 (По их лексическому значению)

  1. Развитие речи:

– Прочитайте слова.

- Найдите существительные, запишите их,  докажите:

1 ряд: Падать,  тихо, снежинки,

2 ряд: в, дети, школа, спешить

3 ряд: встречать, учитель, ребят

- Составьте из данных слов предложения, запишите их самостоятельно.

Тихо падают снежинки. Дети спешат в школу. Их встречает учитель.

Подчеркните грамматическую основу.

VI.Рефлексия изученного

 

1.Прочитай. На какой вопрос отвечает имя существительное? Обведи правильный ответ

А) Что делать?

Б) Какой? Какая? Какое?

В) Как?

Г) Кто? Что?

Д) Почему?

2. Что обозначает имя существительное?

А) признак предмета

Б) предмет

В) действие предмета

3.Прочитай загадку. Подчеркни имена существительные.

Сели птицы на страницы,

Знают быль и небылицы.

4.Прочитай. Сравни  имена существительные по значению. Найди и зачеркни лишнее.

Повар, художник, иней, учитель, ребята.

Снег, дождь, иней, деревья.

                                               Мои успехи

Задание

Картинный диктант

Деление слов на группы кто? что?

Деление слов на группы по лексическому значению

Составление предложений

Самостоятельная работа

Всего

Отлично -

Хорошо-

Трудно-

Задания, которые вызвали интерес__________________________

Взаимопроверка

-У кого все получилось отлично?

-У кого хорошо и отлично?

-У кого были затруднения?

VII.Итог урока -Что мы сегодня узнали про имя существительное?

Что такое имя существительное?

  1.  На какие вопросы   отвечает?
  2. Что оно обозначает?  

VIII.  Д/з Написать своё имя полностью и на каждую букву своего имени записать по 2 существительных, одно – должно отвечать на вопрос КТО?,  другое – на вопрос ЧТО?

IX. Сегодня на уроке я:

            Научился (лась)…

            Было интересно…

            Было трудно…

            Могу себя похвалить за…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"

Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой...

Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"

В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использ...

Разработки уроков по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Склонение имен существительных"

Поурочные разработки русский язык УМК " Школа России" 4 класса. тема " Склонение имён существительных"...

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России....

Разработка урока по русскому языку для 3 класса. Тема: Изменение имён существительных по числам.

Подробная разработка урока по теме: Изенение имён существительных по  числам. Присутствуют все этапы урока, работа в группах, индивидуальная работа, физминутка. Урок соответствует требованиям ФГО...