Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения (2 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Лихачева Екатерина Павловна

технологическая карта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Автор урока: Лихачева Екатерина Павловна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Объячево

Предмет: русский язык

Класс:  2 класс

Тема урока:  Подлежащее и сказуемое – главные   члены предложения 

Тип урока: Усвоение новых знаний.

 

Цель: Сформировать представление о грамматической основе предложения в простом предложении.

 

Задачи урока:

1. Упражнять в распознавании главных и второстепенных членов предложения.

 2. Работать над развитием речи учащихся (развитие творческих способностей и кругозора); обогащением словарного запаса учащихся; продолжать учить решать проблемные ситуации на уроках.

3. Воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.

Образовательные: формировать представление о понятиях «грамматическая основа предложения», «подлежащее», «сказуемое»; учить находить грамматическую основу предложения.

Развивающие:

1. Совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления.

2. Развитие умения аргументировать своё мнение.

3.Развивать интерес детей к русскому языку.

4.Развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления,  наблюдательности, внимания, памяти.

5.Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

Воспитательные:

1.Воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения.

2.Воспитывать  взаимопомощь, взаимовыручку.

3.Воспитание и укрепление интереса  к русскому языку.

4.Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя        

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности

(мотивация)

Актуализировать

требования к ученику

со стороны учебной

деятельности; создание условий для возникновения у

учеников внутренней потребности

включения в учебную

деятельность

  1. Организационный момент.
  2. - Отгадайте загадки:

 Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

По веткам быстро  ходит,

В мороз птенцов выводит,

Из крепкой шишки ёлки

Добудет семя ловко.

У птицы нос крестом 

Зовут её…

Маленький мальчишка,
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.

-Назовите их одним словом (зимующие птицы)

-Что мы говорили о зимующих птицах на уроке окружающего мира?

-Какой проект делали? (Зимующие птицы)

-Как можно помочь?

-Какие птички прилетают к нашей кормушке?  

-Как вы думаете, о ком будем говорить на уроке? (о зимующих птицах).

Включение учащихся в деятельность
Настрой на урок.
Подтвердить свою готовность к уроку, проанализировать, как готовы к уроку.

Самооценка (смог сказать, кто будут герои урока)

 Совместно договариваться о правилах поведения и общения  на уроке и следовать им.

(Коммуникативные УУД).

Метапредметные результаты:

Знать зимующих птиц, их особенности и повадки.

Коммуникативные: 
сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушать друг друга;
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Мотивировать учащихся на изучение темы.

Словарная работа и минутка чистописания.

-Перед вами текст. Прочитайте. Найдите знакомые орфограммы в выделенных словах. Назовите их.

-Названия, каких птиц встретились в тексте?

-Сегодня вспомним и запишем буквы, с которых начинаются эти слова.

-Что это за буквы? Пишем.

-Запишем названия птиц по картинкам:

  Снегирь     воробей     чиж    синица

Самопроверка. 

Самооценка  минутки чистописания.

 

Предметные УУД:
понимать задание, как его надо выполнить.
Метапредметные результаты:

Регулятивные:
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия

3. Постановка учебной задачи

Создание   приводящего  к постановке учебной задачи диалога.

Возвращаемся к предложениям на листочке.

-Что прочитали?     / текст/

-Докажите.

-Раз это текст, то в нём есть тема, главная мысль, название текста.

Определите. Назовите.

-Прочитайте первое предложение.

-Что можете сказать про предложение?     /выражает законченную мысль, слова связаны по смыслу.

-О ком говорится в предложении?

-Что про них говорится?

-Как называются эти слова в предложении?  /главные члены предложения/

-Как называется слово ребята? /подлежащее/ Подчёркиваем одной чертой.

-Пошли?  /сказуемое/    Подчёркиваем двумя чертами.

-Почему они главные – предстоит выяснить.

-Кто догадался – какая сегодня тема урока?

-Я, ребята, хочу продолжить обучать вас на основе операций анализа и сравнения искать главные признаки подлежащего и сказуемого; хочу, чтобы вы углубили свои знания по теме. Поэтому придумала разные виды деятельности и формы совместной с вами работы. Прошу каждого определить для себя цель, чтобы в конце урока оценить полученные результаты работы на уроке.

-Какую цель поставите перед собой? /будем учиться правильно находить и определять подлежащее и сказуемое/

Отвечают на вопросы учителя.

Самооценка (знание правил)

- Научиться применять полученные знания

Самооценка (смог ли определить тему и задачи урока)

Предметные УУД: 
формулировать тему урока, учебную задачу
Личностные:
проявлять любознательность при получении знаний
 

 

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Учить детей самостоятельно формулировать правило и создавать
алгоритм решения поставленной задачи.

 -Читаем второе предложение. Выделим каждый шаг, каждый этап, как мы находим подлежащее и сказуемое.

-Что у нас получилось? Что составили?   /Алгоритм/

Раздаю каждому алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого.

АЛГОРИТМ в ПРИЛОЖЕНИИ

Работа с правилом на стр. 31 – 32.

-Прочитайте правило.

-Проверим, как рассуждали. Что нового сообщило вам правило?

-Что подсказывает вам правило?

-А о чём мы знали раньше?

 

Работают в учебнике.

 Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Предметные результаты:
знакомство с падежными вопросами и вспомогательными словами; формулируют правило

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и

понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.  

(Коммуникативные УУД).

Динамическая пауза

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

-Давайте, ребята, немного отдохнём.

Самомассаж рук.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики, пусть бегут, как зайчики.

  Выполнение.  

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания.

   Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

Работа с третьим предложением.

   Вот к рябине слетаются снегири.

-Находим подлежащее и сказуемое, пользуясь алгоритмом.

-Почему   снегири  слетаются, главные?

-Попробуйте прочитать предложение без подлежащего?

-А теперь без сказуемого?

-Есть смысл?   /нет смысла/

-Прочитайте предложение без подлежащего и без сказуемого. /нет смысла/.

-Есть ли вообще предложение?

ВЫВОД: главные члены предложения – сказуемое и подлежащее являются ядром предложения /на основе держится предложение./Главные члены предложения – большие друзья. Они крепко – накрепко связаны друг с другом. Они – ядро.

 

Самооценка (смог сделать вывод)

 

Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
 

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели   учебного действия, работа с алгоритмом.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Работа в парах.

-Закончим определять главные члены предложений в тексте.

Пользуемся алгоритмом.

Проверка

 Дети выполняют задания в паре

 

Самооценка (работа в паре)

Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Личностные результаты:
осознают смысл изучения  темы.

Вносят  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

7.Включение в систему знаний и повторения

Закрепить ранее изученный материал, продолжить формирование умений и навыков.

 Работа в группах.

-Дан набор слов (в конвертах). Составить предложение. Найти главные члены предложения. Доказать, что они главные.

1 группа.

С помощью клюва клесты ловко раскрывают чешуйки шишек.

2 группа.

Снегирь охотно поедает семена крапивы.

3 группа. 

Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев.

-Кто из данных птиц питается одинаково?

 Самооценка (командир отвечает и затем оценивает  работу  группы, а каждый член группы оценивает себя индивидуально в листах самооценки)

Метапредметные результаты:
Самоопределяются в УД.
Личностные результаты

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Формирование умения соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

 -Чему хотели научиться?

-Как поняли, достигли ли вы цели урока?

-Какие остались затруднения?

Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок

Личностные результаты:
Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать результат выполнения работы своих одноклассников.

Домашнее задание:

Разъяснить суть домашнего задания, проинструктировать.

выучить правило на стр. 31- 32,

упр. 56

 Спасибо за урок.

Запись дом.задания.

Эмоциональное принятие домашнего задания. Определяют

степень трудности задания для

себя. (Личностные УУД)

Литература: 

1.Русский язык  учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях /Авторы: Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И.).

2.Мелихова Г.И. Рабочая тетрадь к учебникам : Кибиревой Л.В., Клейнфельд О.А., Мелиховой Г.И «Русский язык»  2 класс в 2 ч.

3.Русский язык. Программа курса к учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык». 1-4 классы

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Лист самооценки

Оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Смог догадаться, кто будут герои урока.

 

 

 

Минутка чистописания.

 

 

 

Знание правила.

 

 

 

Смог определить тему и задачи урока.

 

 

 

Смог сделать вывод.

Работал в паре

 

 

 

Работа в группе.

 

 

 

Итог урока

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения" составлен в соответствии с ФГОС....

Русский язык. 2 класс. «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»

Технологическая карта к уроку по теме «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения» (Русский язык. 2 класс)...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе " Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Повторение изученного материала. "

Конспект практического урока по русскому языку во 2 классе, с помощью которого можно закрепить умение находить главные члены предложения....

Конспект урока по русскому языку "Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения" 2 класс

Конспект урока по русскому языку "Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения" 2 класс...

Техкарта к уроку "Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения" 2 класс

Технологическая карта урока по теме "Подлежащее и сказуемое". Тип урока: Изучение нового материала...