Открытый урок русского языка в 4 классе Обобщение по теме «Местоимение»
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс)

Баранова Галина Николаевна
Урок был дан в рамках областного семинара учителей начальных классов совместно с МГОУ. Тема семинара: «Совершенствование коммуникативной компетенции учителя начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО» Главная задача урока - развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки. Повторить изученный материал по теме «Местоимение». Развивать мыслительную активность, познавательный интерес, самостоятельность учащихся, пополнять их словарный запас; Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока. «Обобщение по теме «Местоимение»

Слайд 2

1 задание 3 задание 2 задание 1 Что такое местоимение? 3 Назовите грамматические признаки местоимения 2 Что обозначает местоимение? 4 Как изменяются местоимения? 6 Как пишутся местоимения в косвенных падежах? 5 Как пишутся местоимения с предлогами?

Слайд 3

Местоимение - это часть речи

Слайд 4

Местоимение – указывает на предметы, но не называет их

Слайд 5

Личные местоимения бывают 1, 2 и 3 лица; единственного и множественного числа Лицо Единственное число Множественное число 1 лицо я мы 2 лицо ты вы 3 лицо он, она, оно они

Слайд 6

Местоимения изменяются по падежам

Слайд 7

Местоимения с предлогами пишутся раздельно

Слайд 8

В начале местоимений его, ему, ей, её, их, им, ими после предлогов пишется буква н

Слайд 9

Найдите и выпишите местоимения. В , НА, А, НОС, Я , ОН , НО , ПОД , ТЫ , НАС , МНЕ , ВЫ

Слайд 10

Составьте из слов предложение. Солнышко , на, хорошо, светило, нас, было, нам .

Слайд 11

Работа в парах.

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

с углубленным изучением отдельных предметов

Открытый урок русского языка

в 4 классе

Обобщение по теме «Местоимение»

                                                             Урок составила и провела

                                                           учитель начальных классов

                                                         Баранова Галина Николаевна

г.о. Жуковский

2019г.

Урок-обобщение

Дата: 02.010.2019г.

Тема урока: «Обобщение по теме «Местоимение»

Цель урока: 

  1. Обобщить знания по теме «Местоимение»
  2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода.
  3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки.
  4. Повторить изученный материал «Местоимение».
  5. Развивать мыслительную активность, познавательный интерес, самостоятельность учащихся, пополнять их словарный запас;
  6. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Задачи: предметные –

- совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

- закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;

- совершенствовать навык правописания местоимений с предлогами;

способствовать усвоению формулировки правила, формированию орфографической зоркости, умений решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль;

- формированию умений решать графико-каллиграфические задачи, выработке интонационных навыков учащихся, уточнению и активизации словаря учащихся;

- воспитанию активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

метапредметные: создать условия для самостоятельного осмысления      учащимися знаний о местоимениях;

– содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

  регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;

познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные УУД – создать ситуацию рефлексии для осознания необходимости применять полученные знания в повседневной жизни;

 - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы фронтальная и работа в парах.

Методы обучения на уроке:

-  наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;

-  словесные: объяснение, беседа, иструктаж, лекция и др.;

     -  работа с учебником: чтение.

     А также использовано: дидактический материал и оборудование

Полякова А.В.  Русский язык. 4 класс;

    Информационные методы :

-   слайд – презентация.

-   компьютерная поддержка урока осуществляется с помощью программы Power Point, которая позволяет осуществлять наглядную демонстрацию материала. Слайд – презентация. Во время урока используются ИКТ, работа в парах, а также  здоровьесберегающие технологии.

Методы психологии:

     -  развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация

Структура урока.

      Соответствие урока требованиям ФГОС.

      Ориентация на новые образовательные результаты.

      Нацеленная  деятельность на формирование УУД.

Планируемые результаты:

предметные:

совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;

совершенствовать навык правописания местоимений с предлогами; метапредметные: 

принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;

формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;

строить понятные для партнера высказывания;

личностные:

учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

-   определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-   учиться работать по предложенному учителем плану;

-   производит самоконтроль, самооценку.

Познавательные:

-   делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

-   умение работать с текстом;

-   умение выделять существенное.

Коммуникативные:

-    слушать и понимать речь других;

-    построение речевых высказываний.

Личностные:

-    умение оценить ответы одноклассников и оценить их.

На уроке ведётся как фронтальная, парная, так и индивидуальная работа – чтобы каждый ученик работал индивидуально, что способствует большому накоплению оценок.
Для увеличения учебной инициативы детей и усиления воздействия на их интеллект минутка чистописания и словарно-орфографическая работа проводится по системе Г.А.Бакулиной, что также способствует расширению кругозора учащихся и готовит их к выполнению олимпиадных заданий. 

В ходе создания урока использовались следующие программные средства:
Microsoft Word – набор и редактирование текста,
Microsoft Power Point – создание и компоновка презентации.

 Тип урока: урок общеметодологической направленности.

 Вид контроля: фронтальный, самоконтроль.

 Ход урока

I.    Организационный момент

Цель: осуществлять  межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.

1. Психологический настрой к уроку

- Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Подарим улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение. Подарим улыбки гостям.

- Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!        

Работаем под девизом «Хочу все знать»!

II. Самоопределение к деятельности.

 - А что это за  старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Учитель читает стихотворение)

- Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как не крутись,

В речи нам не обойтись!

- Ребята, вы догадались о чём идёт речь?

Дети: - Это местоимения!

- Верно, это наши друзья местоимения.

Тема урока:

III. Актуализация знаний.

  1. - Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям.

Задачи на уроке:

Ответы детей: - Я повторю, что такое местоимение …

- Я повторю, что местоимение имеет лицо и число…

- Я повторю, что местоимение может заменить имя существительное…

- А я повторю, как пишется местоимение с предлогами…

Ответы детей: - Мне пригодится знание местоимений для того, чтобы я был грамотным, когда вырасту.

- Мне пригодится знание местоимений, чтобы моя речь была интересной, разной.

- Какие вы у меня молодцы, ребята. Действительно, местоимения нам в жизни пригодятся.

2. Работа с интерактивной доской. Формулируем правила и понятия.

Открываем «окошечки» презентации и отвечаем на вопросы

(2-8 слайды)

  1.  Открываем тетради, запишите число и классная работа.

(Дети записывают число и классная работа в свои тетрадочки)

- Ну, а теперь местоимения приглашают к себе в гости, где приготовили для вас много заданий и сюрпризов.

IV. Работа по теме урока.

  1. Минутка чистописания.

- У вас сегодня будет необычное чистописание.

- И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили - скажите?

- Прочитайте, что же здесь написано?

(Дети читают, слайд 9 презентация)

 В, НА, А, НОС, Я, ОН, НО, ПОД, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ

- Так что же вы заметили?

Дети: - Здесь записаны разные части речи.

- Какие части речи вы здесь заметили?

Дети: - Предлоги, союзы, существительное, местоимения.

- Я предлагаю вам выписать только местоимения к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!

- Следим за своей посадкой.

(Дети самостоятельно выписывают местоимения к себе в тетрадь.)

- А теперь, поменяйтесь тетрадочками и проверьте своего соседа, правильно ли он справился с заданием.

- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?

Дети: - Предлоги: В, НА, ПОД.

Д.- Союзы: А, НО.

Д.-  НОС, что? НОС – это существительное.

Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.

- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.

- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?

Дети: - Повторили части речи.

Дети: - Смогли среди частей речи найти личные местоимения.

- Молодцы.

- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.

- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…

2. Словарная работа.

- Вот и следующее задание подготовили для вас местоимение…

- Откройте орфографический словарик и запишите словарные слова подставляя к ним местоимения 3 лица ОН, ОНО, ОНА?

- Пожалуйста обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте, ребята, грамотное написание слов и правильность выполнения задания.

3.Работа с предложением. 

Составьте предложение из слов:

Солнышко, на, хорошо, светило, нас, было, нам.

Запишите предложение. Укажите в скобках лицо, число, падеж местоимений.

- Что мы с вами повторили, выполняя это задание?

Дети: - Повторили, какое местоимение, к какому лицу и числу относится.

4.Работа в парах.

Скажите мне, а что вы знаете о местоимениях 3-го лица?

Дети: - Когда появляется рядом с местоимением 3-го лица предлог, то надо начинать писать его с согласной «Н».

- Сейчас вы поработаете парами. Давайте прочитаем правила работы в парах.

Выбираете задания и выполняете.

(Карточки с заданиями разного цвета лежат на столе. Дети договариваются и выбирают любую карточку. Выполнив задание на первой карточке, другой ученик берёт другую карточку) Обсуждают выполнение заданий вместе.

V. Рефлексия:

- А теперь, давайте проверим ваше настроение после урока.

- Поднимите, руку у кого всё получилось, и он уходит с урока в хорошем настроении?

Дети поднимают руки…

- Поднимите руку те, у кого не всё получилось, и он немного грустен от этого?

Дети поднимают руку.

- Я очень рада за вас всех. Вы сегодня все молодцы. Хорошо работали, ну, а если у кого-то что-то не вышло – не отчаивайтесь, мы обязательно доработаем все ваши недочёты.

VI. Итог урока.

- Нам предстоит выполнить еще много заданий. Но сегодня мы выполнили все, хорошо потрудились и теперь нас окружает множество прекрасных цветов, которые требуют к себе бережного отношения.

- А что помогло нам создать такую поляну? /знания, дружная работа/

- Какая задача стояла на уроке? /совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи /

- А где пригодятся вам эти знания?

- Чему еще предстоит нам научиться??

 VII. Домашнее задание.

-  Я сегодня хочу задать вам необычное задание: найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Постараться объяснить их смысл.

 - Спасибо за урок!

         



Предварительный просмотр:

Карточки на бумаге зеленого цвета

Выпишите из предложений местоимения и укажите их грамматические признаки.

Образец: Мы - 1л, мн.ч., И.п.

1) Мы увидели ребят, подошли к ним и предложили идти с нами.

2) Она вспомнила о нём и рассказала про него.

Выпишите из предложений местоимения и укажите их грамматические признаки.

Образец: Мы - 1л, мн.ч., И.п.

1) Мы увидели ребят, подошли к ним и предложили идти с нами.

2) Она вспомнила о нём и рассказала про него.

Выпишите из предложений местоимения и укажите их грамматические признаки.

Образец: Мы - 1л, мн.ч., И.п.

1) Мы увидели ребят, подошли к ним и предложили идти с нами.

2) Она вспомнила о нём и рассказала про него.

Выпишите из предложений местоимения и укажите их грамматические признаки.

Образец: Мы - 1л, мн.ч., И.п.

1) Мы увидели ребят, подошли к ним и предложили идти с нами.

2) Она вспомнила о нём и рассказала про него.

Выпишите из предложений местоимения и укажите их грамматические признаки.

Образец: Мы - 1л, мн.ч., И.п.

1) Мы увидели ребят, подошли к ним и предложили идти с нами.

2) Она вспомнила о нём и рассказала про него.

Выпишите из предложений местоимения и укажите их грамматические признаки.

Образец: Мы - 1л, мн.ч., И.п.

1) Мы увидели ребят, подошли к ним и предложили идти с нами.

2) Она вспомнила о нём и рассказала про него.

Карточки на бумаге красного цвета

Спишите. Ставьте местоимения в нужную форму.

Достал из (он), взял у (она), угостил (мы), приглашаю (вы), дарит (они), читает (она), прибыли к (они), поёт о (оно), ползут под (он), говоришь со (я).

Спишите. Ставьте местоимения в нужную форму.

Достал из (он), взял у (она), угостил (мы), приглашаю (вы), дарит (они), читает (она), прибыли к (они), поёт о (оно), ползут под (он), говоришь со (я).

Спишите. Ставьте местоимения в нужную форму.

Достал из (он), взял у (она), угостил (мы), приглашаю (вы), дарит (они), читает (она), прибыли к (они), поёт о (оно), ползут под (он), говоришь со (я).

Спишите. Ставьте местоимения в нужную форму.

Достал из (он), взял у (она), угостил (мы), приглашаю (вы), дарит (они), читает (она), прибыли к (они), поёт о (оно), ползут под (он), говоришь со (я).

Спишите. Ставьте местоимения в нужную форму.

Достал из (он), взял у (она), угостил (мы), приглашаю (вы), дарит (они), читает (она), прибыли к (они), поёт о (оно), ползут под (он), говоришь со (я).

Спишите. Ставьте местоимения в нужную форму.

Достал из (он), взял у (она), угостил (мы), приглашаю (вы), дарит (они), читает (она), прибыли к (они), поёт о (оно), ползут под (он), говоришь со (я).

Спишите. Ставьте местоимения в нужную форму.

Достал из (он), взял у (она), угостил (мы), приглашаю (вы), дарит (они), читает (она), прибыли к (они), поёт о (оно), ползут под (он), говоришь со (я).

Спишите. Ставьте местоимения в нужную форму.

Достал из (он), взял у (она), угостил (мы), приглашаю (вы), дарит (они), читает (она), прибыли к (они), поёт о (оно), ползут под (он), говоришь со (я).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе.Тема: "Местоимение"

Урок русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова. Тема: "Местоимение"...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Урок русского языка с презентацией на тему "Местоимение"

Тема: Местоимение.Цель: Познакомить детей с особенностями местоимения, как части   речи. Показать его роль  в речи человека.Задачи:1.Образовательные:- познакомить детей с грамматическим...

Самоанализ открытого урока русского языка в 1 классе.Тема урока: Слова с удвоенными согласными.

Планируемые результаты:предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.личностные:• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу• понимает...

Конспект урока русского языка «Проверка знаний по теме «Местоимение» (2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление умения писать местоимения.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила правописания местоимений;уметь составлять сообщение по данному плану;уметь писать...

Урок русского языка во 2 классе Тема: "Местоимение как часть речи"

Данный урок способствует ознакомления с личными местоимениями, развивает умение распознавать личные местоимения, различать местоимения и существительные....