Урок русского языка во 2 классе Тема: "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Данный урок способствует ознакомления с личными местоимениями, развивает умение распознавать личные местоимения, различать местоимения и существительные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_2_kl.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока «Местоимение как часть речи»  урок 2 Дата: 22 апреля.2016г

Цель урока: Способствовать ознакомлению с личным местоимением, его значением , употреблением в речи (общее представление); развитию умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении; различать местоимения( в начальной форме) и имена существительные.

Тип урока: Решение учебной задачи

Задачи урока:

знать, какова роль местоимений в тексте;

рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения;

формировать умение правильно употреблять местоимения в речи;

развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;

развивать умение работать в парах;

воспитывать навык самостоятельности;

воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Планируемые результаты:

учащиеся учатся осознавать местоимение как часть речи;

употребляют  местоимения вместо существительных;

находят местоимения в тексте, в словах;

умеют вставлять подходящее местоимение в предложение;

Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того что ещё не известно.

Познавательные: общеучебные-овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – умеют осуществлять синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Коммуникативные: управляют поведением партнёра, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий.

Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс», ученические тетради, презентация со слайдами, экран, проектор, плакат с определением местоимения, мяч,  карточки для парной работы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Мы друг другу улыбнёмся

И в мир знаний  окунёмся!

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем открывать тайны русского языка,  но чтобы подобрать ключ к этим  тайнам, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем  сегодняшнюю дату. (Дети настраиваются на работу, записывают дату).

Слайд 1.

2. Чистописание

А чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим написание некоторых букв.

Дети смотрят на слайд и повторяют написание гласной буквы Я, соединение букв МЫ, ТЫ, ОН, ОНА.

-Кто ребята догадался, на что похожи эти буквосочетания? (Это местоимения)

-Значит разговор сегодня будет о ?( местоимениях)

-А что такое местоимение? (сообщение учащегося: Местоимения это слова Я,ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. Эти слова не называют предметы, а только указывают на них. Местоимения это часть речи.)

Слайд 2.

3.Самоопределение к деятельности

-Молодцы! Ребята обратите внимание на следующий слайд. Прочитайте.  (Я,ОН, НО, МЫ, МЫШЬ, ТЫ, ОНА, НА)

-Какие слова не являются местоимениями? (но,мышь, на)

-Каких местоимений здесь нет?(Вы, оно,они)

-Запишите только местоимения.

К нам в гости пришла Совунья из мультсериала Смешарики.

Совунья задает вам «Хитрые вопросы»:

1.        Какое местоимение состоит из двух слогов? (она)

2.        Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (Ямы).

3.        Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).

4.        Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

-Молодцы.  А для чего они используются в речи.

(употребляются вместо имен существительных и имен прилагательных)

-А сейчас мы будем учиться заменять существительные местоимениями.

Откройте учебник на странице 104, упр.178 (Читают задание, выполняют )

-А сейчас, тихонько встали.

4.Физминутка

Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и
ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину –
они
Распрямиться вмиг должны.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет
он.

Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть
оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.

- Продолжим нашу работу.  Упр177, стр.103

-Прочитайте. Есть ли что то общее в этих предложениях? (тема птицы зимой)

-А что не так в предложениях? (Они не образуют текст), Что нужно сделать, чтобы получился текст.

-Скажите, какое предложение будет первым и  почему. (Петя и Игорь …)

-Придумайте заголовок к тексту. («Обед»)  Какой поступок совершили дети? (полезный, не дали птицам погибнуть, позаботились о птицах)

-Поднимите ребята руку те, кто этой зимой заботился о пернатых гостях. (…)

-Запишите заголовок и текст. Проверьте себя.

-Объясните, вместо каких имён существительных употреблены выделенные слова. Какие ещё слова можно использовать вместо слов мальчики и птицы. (Читаем Обрати внимание)

-Какое существительное в тексте заменили на местоимение? (птицы на они)

- Для чего это сделали? (местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным).

5. Закрепление полученных знаний

-Сейчас мы с вами закрепим то, что узнали сегодня. Давайте немного поиграем.

Я вам называю имя существительное, а вы  заменяете это существительное местоимением.(лампа, цветок, солнце, мальчик, бабушка, зверь, птица, )

Молодцы!

А сейчас давайте поработаем в парах. У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет?

Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем.

Все ребята справились и всё записали верно. Молодцы!

Играем в игру «Отыщи местоимение в слове и запиши» (слайд)

(яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, курантымышка, пони, корона, магнитофон)

Подведение итогов. Рефлексия:

-Подведем итог нашей работы.

– Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.

(Возможные варианты: Мне понравился урок. Мы хорошо работали на уроке. Нам удалось выполнить все задания и т. п.).

– В старших классах вы познакомитесь и с другими разрядами местоимений по значению.

Я благодарю вас за работу на уроке  Д/з раб тетрадь упр 110

И наконец прочтем замечательное стихотворение о местоимениях.(Слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Урок русского языка 2 класс "Предлог как служебная часть речи".

1.Организационный момент- Прозвенел звонок, начинаем мы урок.Психологический настрой.Игра «Пожелание» - стоя в кругу, дети говорят своему соседу, что ему пожелают.2.Сообщение темы и целей урокаНа доск...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....

Урок русского языка 3 класс Имя существительное – как часть речи.

МКОУ Тойдинская СОШ    Урок русского языка3 классИмя существительное – как часть речи.  Учитель начальных классов: Гусейнова Е.А.     2018 ...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Открытый урок русского языка, 4 класс "Представляем ещё одну часть речи"

Урок русского языка в 4 классе на тему «Представляем ещё одну часть речи» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Тип урока –  «откры...