открытый урок по русскому языку по теме " Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кудзоева Эльвира Маировна

открытый урок по русскому языку  по теме " Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_narechie_4_kl.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

Тема урока: Наречие.  

Учитель Кудзоева Э. М.                                            

 

Задачи :

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

  • (направленные на достижение предметных  результатов обучения) создать условия для  обобщения учащимися знаний о наречии- как части речи, об отличительных признаках этой части речи.)
  • организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий:
  • регулятивных  (самостоятельное  определение  своих  знаний– незнаний  по данной теме, развитие  способности школьников  к  определению  целей  урока,  осознанию  причины своего успеха или неуспеха);
  • познавательных  (развивать умения учащихся извлекать,  перерабатывать  информацию  и представлять  её путём  систематизации  )
  • коммуникативных  (сотрудничество  в парах и группах);
  • личностных  учебных  (учить строить свои  отношения с  окружающими  на основе уважения к личности).        

Планируемые результаты: систематизировать  знания учащихся  по теме «Наречие»  и   отработать   умение  применять  их  для решения  практических  задач.

Используемые методы:  деятельностный, индивидуальный,  парный,

                                            групповой,  наглядный.

 Методические приемы: частично-поисковый, анализ,  группировка,

                                            установление причинно-следственных связей,

                                           представление информации .

                                         

Оборудование:     

  • Русский язык: 4 класс: Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / С.В.Иванов и др.- М.: Вентана – Граф, 2008 г.  

Карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 - Пусть девизом нашего урока является следующее  высказывание:

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Бенедикт Спиноза

(Слайд1)

-Встаньте  лицом друг к другу ,протяните друг к другу ладони, положите свои ладони на ладони своего товарища. Чувствуете ли вы тело рук своего товарища? Пожелайте хорошей тёплой , полодотворной работе себе, своему товарищу и всему классу

  1. Актуализация знаний. Определение   целей урока.

Слайд 2.

       1.Словарная работа (плавно переходящая в новый материал)

Задание 1: прочитайте слова; определите, какой частью речи они являются , выделите окончания.

Активный, вежливый, скорый, редкий, тёплый,  морозный, шумный , яркий, тихий, весёлый, быстрый, высокий, красивый, ленивый, тёмный, близкий.

Задание 2: измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос как? Запишите эти слова.

Активно, вежливо, скоро, редко, тепло,  морозно, шумно , ярко, тихо, весело, быстро, высоко, красиво, лениво, темно, близко.

  • Слова какой части речи  записали?Знаем мы эту часть речи?

Слайд 3.

 Игра: «Найди лишнее слово» 

            Доч..., нож.., проч..., мелоч...

- Что вы можете сказать об этих словах? (  имя существительные женского рода и мужского рода).

-Какое слово лишнее? Почему так решили?(прочь)

-Почему вы решили , что это наречие.

 -Какова тема нашего урока?

Слайд 4.

-Наречие

III. Мотивация к учебной деятельности.    Метафора.

       Наш урок продолжит  притча (метафора) из книги  Стивена Хеллера и Терри Ли Стил  «Монстры  и волшебные палочки»:

Слайд 5.(Картинка-мозаика –пазлы.)                                                                            

      «Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув её из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет.

  Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали  один  побольше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один ещё больший, и так до тех пор, пока не получалась вся картинка.»

-Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках? (Наречие) Это и есть маленькие кусочки знаний , которые мы должны собрать в одно большое знание.    

    - Как вы думаете, какова наша задача сегодня на уроке? (систематизировать всё, что знаем о наречии и его  правописании  и отработать  умение  применять  знания  при решении практических  задач).  

- Действительно, наша задача – собрать    все эти  маленькие «кусочки»  знаний в одно большое целое знание.  Многое ведь  не имеет значения, пока  рассматриваются только отдельные  фрагменты. Когда они соединятся, возникнет новое целостное понимание.

     IV. Систематизация  знаний.

 -Подумайте, а для чего вам нужны знания о наречии. (Для  общения.

   Без  наречий речь невыразительна, да  и  непонятна).

Слайд 6.

   -Давайте докажем это на примере следующих предложений:

Гроза продолжалась (   ). Уже через час мы (    )оделись и выбежали во двор полюбоваться, как сверкает на солнце (     ) умытая дождём листва.

Вставьте нужные наречия. Запишите предложения в тетрадь.  

(недолго, начисто, наскоро)

Вывод.( с наречиями речь становится более понятная и выразительная)

Самооценка.

2. Работа в группах.

- Сейчас каждая группа получит свои задания по блокам.

Через  некоторое время  вам нужно будет защитить свою работу.

Задания группе 1.

 Продолжаем наше исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Каждой группе даётся карточка для исследования

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам,

2 группа - по падежам,

3 группа - по лицам,

4 группа – по числам и родам.

 

Карточка 1.

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия вверх,

если оно сочетается с глаголами

разного времени.

бегу ____________________

бежал ___________________

буду бежать__________________

Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия

по временам?

Карточка 2. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вчера 

по падежам. 

И.п. (что?) __________________ 

Р.п. (чего?) ___________________ 

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________ 

Т.п. (чем?) ______________________ 

П.п. (о чем?) ___________________ 

Сделайте вывод,изменяется ли форма наречия 

по падежам?.

 

Карточка 3. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия хорошо, если оно сочетается с глаголами  разного  лица. 

слышу __________________ 

слышишь ________________ 

слышит __________________ 

Сделайте вывод, 

изменяется ли форма наречия по лицам?

  

Карточка 4. 

Понаблюдайте,изменяется ли форма наречия  выразительно, если оно сочетается с глаголами разного _рода или разного числа 

читал ___________________ 

читала ____________________ 

читало ____________________

читали _____________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия  

по  родам и по  числам?

 

 Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.

3. Работа по учебнику упражнение 2 стр 69

 Сделай буквенную запись слов.

Проч                    сплош

настеж                 невмоч  

наотмаш              навзнич

невтерпёж           вскач

напроч                  замуж                                                                        

  • На какую орфограмму указывают данные  наречия?

(После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак,исключения составляют слова: уж, замуж , невтерпёж)

Слайд 7.

 4. Далеко-далеко за морям, за горами, за высокими лесами жила птичка-цветок-колибри. Самая маленькая из них была чуть побольше шмеля, а самая большая - чуть побольше воробья. Крыльями она может так быстро махать, что и не заметишь. Вот и смахнула колибри нечаянно все окончания у наречий. Ваша задача, ребята, восстановить их.

1 вариант.

Слев..., слегк...,докрасн..., издавн..., затемн..., насух..., досыт..., вправ.., изредк...,  задолг...

2 вариант

Накрепк..., влев..., затемн...,набел..., снов..., начист...,сначал..., занов..., наглух.., досыт...,справ...

-На какую орфограмму указывают данные наречия?

(Правописание суффиксов наречий .)

Вывод: В наречиях с приставками на-, за-, в-, на конце пишется суффикс -о.В наречиях с приставками -из, ис, -до, -с, на конце пишется суффикс-а

Физминутка.  Повторяем движения за мной.

Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).

-Какие по значению слова вы слышали в физминутке? Как называются такие слова? (Антонимы)

5.Работа у доски. Разберите  по  членам  предложения  и  частям  речи.

 Мальчик быстро промчался проч... споткнулся и упал навзнич... .

-Каким членом предложения является наречие?

6. Вывод: В предложении наречие является обстоятельством.

-Найдите наречие и проведите   его морфологический разбор (Устно). 

Прочь, навзничь-наречие неизменяемая часть речи. Постоянных и непостоянных признаков нет. В предложениии является обстоятельством.

Вывод: Картина-ромашка.

-Вспомните, какова была задача этого урока. (систематизировать всё, что знаем  о  наречиии и его  правописании  и отработать  умение  применять  знания  при  решении практических  задач).

- Как вы думаете, справились ли мы с этой задачей?

Собрали  ли  в единое целое  «кусочки»  наших знаний?

-Что о наречии повторили на уроке? Работа по таблице-картине -Ромашке.

7.Выпишите наречия (со слуха)

Спокойно и важно                                                                                                                 Идёт по перрону                                                                                                                             С большим чемоданом                                                                                                           Большая ворона.                                                                                                                               А рядом с вороной,                                                                                                                       Чуть сзади и сбоку,                                                                                                                           Её, провожая, шагает сорока                                                                                                                  И всё б это было                                                                                                                      Совсем  хорошо,                                                                                                                                  Если б их поезд                                                                                                                                 Давно не ушёл.

Проверка: Сколько слов вы выписали? Назовите их.

6.Итог урока

5.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАРЕЧИЙ В РЕЧИ.

Тест «Проверь себя»

Слайд 8.

6.РЕФЛЕКСИЯ. (карточки)

- Прочитайте,попробуйте заменить фразеологические обороты одним словом-наречием.

Во всю прыть   –быстро

Как снег на голову  –неожиданно

Из рук вон   – плохо

Встретиться нос к носу   –навстречу

Засучив рукава  –хорошо

Не покладая рук  –отлично

Дело в шляпе  –отлично

Спустя рукава  –плохо

  • Одной чертой подчеркните тот фразеологический оборот, который показывает как вы работали на уроке, обратите внимание на ваши + в листе «Самоанализ»

V. Домашнее задание                                                                                                 

   

VI. Рефлексия

- За урок мы повторили тему « Наречие», а теперь  я предлагаю вам   оценить свои успехи  ещё раз   в таблице «Самоанализ».

  Прошу вас ответить и на следующие  вопросы:

1.  Отметь  задание, которое для тебя было самым сложным.

2.  Оцени свой вклад в работе группы (насколько ты оказался полезен группе, отметь значком:

       - я доволен своей работой,

           не допустил ни одной ошибки;

       – допускал неточности;

- это  я пока  знаю слабо. Мне  надо   постараться и успех придёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....

Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.

План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....

Открытый урок по русскому языку. Тема: Глагол.

На уроке использованы инновационные средства обучения по ФГОС....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Открытый урок по русскому языку.Тема: Звонкие и глухие согласные. Различай З-С.

Тема : Согласные звонкие и глухие.        Различай з и с. Цели:1.Наблюдение за особенностями произношения звонких и глухих согласных звуков....