Урок русского языка в 4 классе на тему "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Сапичева Ольга Юрьевна

Урок составлен по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_-_kopiya.pptx1.45 МБ
Файл moy_urok.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Лицей «Серпухов» Урок русского языка 4 а класс Учитель Сапичева О. Ю.

Слайд 2

Чистописание Не стыдно не уметь, стыдно не учиться . Друг друга поддерживать – победу одерживать . Всякое уменье трудом даётся

Слайд 3

Подчеркните глаголы. Определите их время и число. В глаголах прошедшего времени выделите суффикс -л- . Снег растаял. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые гнёзда. Поют дрозды, воркуют дикие голуби. Начинает зеленеть берёзовый лес. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья! Работа в группах

Слайд 4

Подчеркните глаголы. Определите их время и число. В глаголах прошедшего времени выделите суффикс -л- . Снег растаял. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые гнёзда. Поют дрозды, воркуют дикие голуби. Начинает зеленеть берёзовый лес. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья! Работа в группах

Слайд 5

Неопределённая форма глагола

Слайд 6

Узнать, на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы. Узнать отличительные признаки глаголов неопределенной формы . Находить глаголы неопределенной формы в речи . Научиться выполнять разбор глагола неопределенной формы по составу Задачи урока

Слайд 7

Задайте вопросы к глаголам и запишите глаголы в 2 столбика. Красить, перекрасить, бросать, бросить, отвечать, ответить, решать, решить. Работа в парах Исследование №1

Слайд 8

Вывод исследовательской работы №1 ? ? несовершенный вид совершенный вид ? ?

Слайд 9

бере чь ид ти игра ть берегу играю иду Исследование №2 Запишите глаголы в неопределённой форме:

Слайд 10

Узнать на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы. Узнать отличительные признаки глаголов неопределенной формы. Находить глаголы неопределенной формы в письменной и устной речи. Научиться образовывать гла - голы неопределенной формы. Задачи урока

Слайд 11

Вывод исследовательской работы №2 ? ? оканчивается на чь оканчивается на чь ?

Слайд 12

Снег теперь уже не тот, - Потемнел он в поле. На озерах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей. Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Найдите глаголы и поставьте их в начальную форму С. Я. Маршак потемнеть треснуть расколоть бежать стать зачирикать

Слайд 14

причесывать ся умывать ся собирать ся Это интересно

Слайд 15

Работа в группах 1 группа Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите Разговаривать громко - кричать дать ответ - покрыть краской - лить слёзы - сделать подарок - сделать проверку - 2 группа Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите Сделать подарок - подарить сделать покупку- одержать победу- резать пилой- оказывать помощь- давать корм -

Слайд 16

Работа в группах 3 группа Объясните фразеологизм одним глаголом, употребив его в неопределенной форме Гладить по головке - Держать язык за зубами - Зарубить на носу - Повесить нос - Слова для справок: баловал, грустил, запомнил , молчал. 4 группа «Замени одним словом». (Нужно заменить каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме). Есть вечером - Становиться зелёным- Находиться в действии- Уничтожаться огнём- Испытывать желание-

Слайд 17

Узнали, на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы . Узнали отличительные признаки глаголов неопределенной формы. Находили глаголы неопределенной формы в речи . Задачи урока (рефлексия) Учились выполнять разбор глагола неопределенной формы по составу

Слайд 18

Домашнее задание С оставить небольшой текст – повествование на тему «Весна», используя опорные слова: стало пригревать, начал таять, будет зеленеть, станут распускаться, начнут прилетать, будут радовать .



Предварительный просмотр:

Урок русского языка

4 а класс

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Учитель: Сапичева О. Ю.

Форма проведения: урок – исследование.

Цель: познакомить детей с особенностями глаголов  неопределённой формы.

Планируемые результаты:

Личностные

 развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества,  доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие навыков здорового образа жизни

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

 –-умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД  

- использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное мнение.

Предметные результаты

- систематизировать знания обучающихся о неопределенной форме глагола;

 -научить  выполнять разбор глагола по составу;

-продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся.

I. Мотивация к деятельности.

- Наш урок русского языка хочу начать с пожелания.

-Ребята, пусть сегодня на уроке вам помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Я очень надеюсь, что у нас все получится. 

II. Чистописание

- Начнем мы с чистописания. Я предлагаю вам выбрать и записать  одну из пословиц, которая может стать вашим девизом на уроке.

- Прочитайте их. Как вы  понимаете эти пословицы?

Не стыдно не уметь, стыдно не учиться.

Друг друга поддерживать – победу одерживать.

Всякое уменье трудом даётся.

- Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Можем продолжать свою работу.

III.  Повторение. Запись предложения под диктовку. Разбор предложения по членам и частям речи.

- Запишем предложение.

После долгой зимы весело зажурчали весенние ручьи.

- При написании  сразу объясняем орфограммы. Выполним разбор по членам и частям речи.

III. Актуализация знаний о глаголе.

  1. Рассказ учителя.

                 Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто он.

                        Кор.: Что вы больше всего любите делать?

                        Часть речи: Люблю действовать!

                        Кор.: Что вы больше всего не любите?

                        Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!

                        Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?

                        Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Учитель: Ребята, кто же этот господин? Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец.  Как вы думаете, почему я назвала его незнакомцем? (не все о нем знаем).

2. Игра «Пресс-конференция».

- Верно. Сейчас мы проведем небольшую пресс-конференцию.

Я приглашаю сюда… (2 человека) – это специалисты по глаголу. А вы будете журналистами. Ваша задача задать специалистам вопросы по глаголу. Готовы?

- Что такое глагол? Приведите примеры.

- Только ли действие обозначает глагол? (нет, еще и состояние)

- Как изменяются глаголы?

- Что знаем о глаголах настоящего времени?  прошедшего времени? будущего?

- Каким членом предложения бывает глагол?

Учитель: - Какие глаголы встретились в девизах? Докажите, что это глаголы.

  1. Самостоятельная работа   (в группе) 

- Сегодня мы  работаем в группах. На ваших столах лежит текст.  О чем он? Какое настроение создает этот текст?  Какой месяц весны описывает автор?

Прочитайте задание, которое нужно выполнить.

 Подчеркните глаголы. Определите их время и число. В глаголах прошедшего времени выделите суффикс -л-.

Работать нужно дружно. Вашу работу будет сопровождать музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года», называется она «Май».

Снег растаял.  Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые гнёзда. Поют дрозды, воркуют дикие голуби. Начинает зеленеть берёзовый лес. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья!

- Проверим задание. По 1 представителю от каждой команды (объясняют)

- А почему не у всех  глаголов вы определили время и число?

- С какими  глаголами возникла проблема? Это глаголы неопределенной или начальной формы.

IV. Постановка темы и целей урока.

- Какова же тема урока?   Неопределенная форма глагола.

-Каковы задачи нашего урока? Узнать все о неопределенной форме глагола, научиться  ставить к ним вопросы,  уметь находить глаголы неопределенной форм, учиться употреблять глаголы в речи, разбирать их по составу.

V. «Открытие нового знания»

1.  У каждого из вас есть исследовательская карточка, которая станет памяткой в копилке. В нее мы будем записывать  результаты нашего исследования.

- Итак, первое открытие.

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола,  инфинитив)

1.Почему так называется?

____________________________________

____________________________________

2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

__________________________________

__________________________________

3.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

_______________________

___________________________________________

Исследование 1. Выяснить, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы. Работа в парах.

- Задайте вопросы к глаголам и запишите глаголы в 2 столбика

Красить, перекрасить, бросать, бросить, отвечать, ответить, решать, решить.

      - Какие слова записали в 1 столбик? Во второй?

- Что мы выяснили? Запишем это в исследовательскую карточку.

Вывод: что делать? что сделать?

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать? считаются разными словами. Важно при поиске начальной формы не перейти с одного глагола на другой. Необходимо следить за приставкой в вопросе.

  Вопрос что делать? - нет приставки  - несовершенный вид – действие незакончено.

  Вопрос что сделать?  - совершенный вид – действие закончено.

Запишем результат нашего исследования!

Исследование 2. На что оканчиваются глаголы  неопределённой формы?

-Запишите глаголы, поставьте  в неопределенную форму.

иду

берегу

играю

Вывод: неопределенная форма глагола имеет  суффиксы   ть, ти – это формообразующие суффиксы.  Они  не образуют однокоренные слова и в основу не входят.

Также неопределенная форма глагола может оканчиваться на чь.

Запишем результат нашего исследования!

Устная работа.

- Какая группа будет самой активной и выполнит задание правильно,  покажет следующая работа. У каждой команды есть карточка с отрывком из  стихотворения С. Я Маршака.  Нужно найти глаголы и поставить их в начальную форму, т. е. в неопределенную форму.  (6 глаголов)

Снег теперь уже не тот, -

Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

4. Физминутка. Игра «Узнай меня». Помогите найти глаголы неопределённой формы.

- А сейчас немного отдохнем. а) Выполним гимнастику для глаз.

 б) Встали. Если услышите глаголы неопределенной формы, нужно присесть.

Скрипач, зажечь, испечь, речь, обжечь, ночь, врач, беречь, ткач, прилечь, грач,  ходить,  ходит,  кость, косит, косить, кровать, нести,  скатерть, плести,  кости, ногти,  грусть,  вести, лошадь, стеречь, думал, думать, поёт, петь.

  1. Возвратный суффикс - ся.

- Посмотрите внимательно на следующие глаголы:

причесываться

умываться

собираться

- Что  в них общего?

- Некоторые глаголы в неопределенной форме оканчиваются на суффикс ся. Этот суффикс был когда-то местоимением «себя».

Причесываться – значит причесывать себя

Умываться – умывать себя

Собираться – собирать себя.

- Позднее местоимение «себя» во многих случаях потеряло свое значение и в русском языке появились такие глаголы, как улыбаться, кусаться и др.

VI. Включение знаний в систему

1. Разбор по составу.

      - Чтобы это лучше понять и запомнить, разберем по составу несколько глаголов, каких, вы мне скажете сами. Для этого  нужно фразеологические обороты заменить глаголами неопределенной формы.

- На какие вопросы отвечают эти глаголы? Какого они вида?

 

     Держать язык за зубами  - молчать

    Пропустить мимо ушей – прослушать

    Обвести вокруг пальца - обмануть

2.  Самостоятельная работа

Карточки  для работы в группах, но работают индивидуально.

1 группа  

Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите

Разговаривать громко - кричать

дать ответ  -                                    

покрыть краской -                                              

лить слёзы -                                  

сделать подарок -                        

сделать проверку -                      

2 группа

Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите

Сделать подарок - подарить

сделать покупку-

одержать победу-

резать пилой-

оказывать помощь-

 давать корм  -                          

3 группа  

Объясните фразеологизм одним глаголом, употребив его в неопределенной форме

Гладить по головке -

Держать язык за зубами -

Зарубить на носу -

Повесить нос -

Слова для справок: баловал,  грустил,

запомнил, молчал.

4 группа

 «Замени одним словом». (Нужно заменить каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме).

 Есть вечером -

 Становиться зелёным-

 Находиться в действии-

Уничтожаться огнём-

Испытывать желание-

VI. Рефлексия.

- Наш урок подошел к концу. Проверим, все ли поставленные задачи мы решили на уроке?

 

Игра «Продолжи  мысль»

1. Начальная  форма  глагола  -это ….

2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…. (что делать? что сделать?)

3.Эти  глаголы имеют суффиксы    …… (-ть, -ти, ) или оканчиваются на …чь

4.У глаголов неопределенной формы нельзя определить   ….       (время и число)

- Оцените себя, свой вклад в групповую работу.

 - Девиз, который вы выбрали, вам помог в работе?

- Молодцы! Спасибо за урок!

VII. Домашнее задание

-У вас на столах лежат  карточки с опорными словами:

стало пригревать, начал таять, будет зеленеть, станут распускаться, начнут прилетать, будут радовать.

-Попробуйте в тетради составить небольшой текст – повествование на тему «Весна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока . Русский язык 4 класс. Тема "Личная форма глагола"

Презентация к конспекту урока по русскому языку 4 класс. Образовательная программа 2Школа 21 века"...

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 2 ч. УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя:- закрепление знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить неопределенную...

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 1 ч. УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя:- формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить н...

Конспект урока русского языка 3 класс. Тема: "Неопределенная форма глагола"

в 3 классе («Школа России»)Тема: «Начальная (неопределённая) форма глагола» Цели: познакомить с неопределённой формой глагола; формировать умение распознавать глаголы в не...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Неопределенная форма глагола" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Цель деятельности по проблеме ВКР: формирование грамматических умений посредством словесно-графически...