Рабочая программа " Русский родной язык"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Данная рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык» - авторы программы О. М.  Александрова, М. И.  Кузнецова, Л. В.  Петленко, В. Ю.  Романова, Л. А.  Рябинина, О. В.  Соколова-1-4 классы, Москва, «Просвещение»,2020 г.для учащихся 2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2b-_russkiy_rodnoy_yazyk.docx40.89 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Лицей г. Истры  

   УТВЕРЖДАЮ

     Директор МОУ Лицей г.Истры

_______________/Оличева О. А./

Пр. № 278а  от « 10 » июня 2020 г.

   

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Предмет ______Русский родной язык_______________________________________________________________________________________

Учебный год_____2020 -2021______________________________________________________________________________________

Класс______2 «Б»_______________________________________________________________________________________________

Количество часов в год__________17ч.____________________________________________________________________________

Количество часов в неделю _____0,5ч._______________________________________________________________________________

Учитель:  Филиппова Ирина Михайловна______________________________________________________________________

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык» - авторы программы О. М.  Александрова, М. И.  Кузнецова, Л. В.  Петленко, В. Ю.  Романова, Л. А.  Рябинина, О. В.  Соколова-1-4 классы, Москва, «Просвещение»,2020 г.для учащихся 2 «Б» класса, который является общеобразовательным классом МОУ Лицей г. Истры. Программа соответствует требованиям ФГОС НОО и учебному плану МОУ Лицей г. Истры и следующим документам:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012  г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее  — Федеральный закон об образовании);
  2. Федеральный закон от 3 августа 2018  г. № 317-ФЗ «О  внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“»;
  3. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991  г. № 1807-I «О  языках народов Российской Федерации» (в  редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  4. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009  г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в  редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015  г. № 1576);
  5. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010  г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015  г. № 1577).

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом. В  то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

Программа рассчитана на 17 часов учебного времени (из расчёта 0,5 учебных часов в неделю).

Общая  характеристика  учебного  предмета

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им  — могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает 9 поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык». В  содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государ- 10 ством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

 Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.

Основные цели

  • расширить представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  •  сформировать познавательный интерес, любовь, уважительное отношения к русскому языку, а через него  — к  родной культуре;
  • воспитать уважительное отношение к культурам и языкам народов России.

Задачи

Обучающие:

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: 

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи;
  • воспитание самостоятельности в приобретении знаний;
  • воспитание культуры обращения с книгой.

 

Развивающие: 

  • развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • развитие умения пользоваться разнообразными словарями.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому родному языку

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

• воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в  культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

• приобщение к литературному наследию русского народа;

• обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

• расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

• осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

• осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

• осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

 • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

 • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

 • понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

• понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

 • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

  1. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

• осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

 • соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

• соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

• обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

• произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

• осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

• выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

 • проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

• выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

 • редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

 • употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных;

• употребление отдельных глаголов в форме 1-го  лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

• выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

• редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

• соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

• соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

совершенствование умений пользоваться словарями:

• использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

• использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

• использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

• использование учебных словарей для уточнения состава слова;

 • использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

• использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.

  1. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слу шания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

• владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

• владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

• чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

• умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

• умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

• умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

• уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

• уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

• умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

• создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

• создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами);

• создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

• оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов;

 соблюдение основных норм русского речевого этикета:

• соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

• различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч.)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

Раздел 2. Язык в действии (5 ч.)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч.)

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращений ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Тематический план курса

№ п/п

Основные  разделы, темы

Кол-во
часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

.

2

Язык в действии        

5ч.

3

Секреты речи и текста

4ч.

Всего:

17ч.

Описание

программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников*

Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1—4 классы / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

Учебник, учебное пособие**

Русский родной язык. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

Интернет-ресурсы

Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

Древнерусские берестяные грамоты. URL:http://gramoty.ru

Какие бывают словари. URL:http://gramota.ru/slovari/types 

Кругосвет — универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs

Обучающий корпус русского языка. URL:http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык». URL: http://rus.1september.ru

Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru

Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki 

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

Русская речь. URL:http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

Русский филологический портал. URL: http://www. philology.ru

Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

Технические средства обучения

  • комплект компьютерного оборудования: ноутбук, проектор, экран;
  • школьная доска;

Психолого-педагогическая характеристика класса

             Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 2 «Б» класса и специфики классного коллектива.

В классе обучаются 34 учащихся. Мальчиков – 19, девочек - 15.
            Класс по своим способностям средний. Все дети усваивают программный материал, что показала итоговая комплексная работа:

59% учащихся – высокий уровень; 32% - средний уровень; 9% - допустимый уровень.

 Результаты ежегодного медицинского обследования свидетельствуют о том, что здоровье детей находится в пределах допустимых норм: основную группу здоровья имеют 92% учащихся.

         Уровень познавательной активности и работоспособности обучающихся средний.

 Есть дети, которым трудно сосредоточить внимание даже на короткий промежуток времени. Они «уходят в себя», интерес к происходящему на уроке не проявляют, руку поднимают редко. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход, как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

       Часть обучающихся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий.  Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы.
            Часть учеников проявляет желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки УУД, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе.

           Уровень сформированности универсальных учебных действий средний. Над этим предстоит работать на протяжении всего третьего года обучения.

           Все дети занимаются в учреждениях дополнительного образования, как спортивного, так и эстетического направления.

          У ребят привито бережное отношение к труду. Они понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели, проявляют огромный интерес к общественным делам.

          В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты 

В  конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающиеся научатся:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;         

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;

осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»: 

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

 пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

 пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: 

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

 использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;

выделять наиболее существенные факты;

 устанавливать логическую связь между фактами;

создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть ( в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.

Календарно-тематический план

№ урока

Тема

Содержание

Материалы учебного пособия

Кол-во часов

Русский язык: прошлое и настоящее (8ч.)

1

По одёжке встречают…

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети

§1

1

2

Ржаной хлебушко калачу дедушка

Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с  едой

§2

1

3

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи

§3

1

4

Каша  — кормилица наша

§4

1

5

Любишь кататься, люби и саночки возить

Слова, называющие детские забавы, игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими забавами

§5

1

6

Делу время, потехе час

Слова, называющие игры и игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с детскими играми и игрушками

§6

1

7

В  решете воду не удержишь

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта  — домашнюю утварь. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с домашней утварью

§7

1

8

Самовар кипит, уходить не велит

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития

§8

1

Язык в действии (5ч.)

9

Помогает ли ударение различать слова?

Смыслоразличительная роль уда- рения

§9

1

10

Для чего нужны синонимы? Для чего нужны антонимы?

Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов

§10-11

1

11

Как появились пословицы и фразеологизмы?

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в  разных языках общий смысл, но различную образную форму

§12

1

12

Как можно объяснить значение слова?

Разные способы толкования значения слов

§13

1

13

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений

§14

1

Секреты речи и текста (4ч.)

14

Учимся вести диалог

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого эти- кета. Устойчивые этикетные выра- жения в учебно-научной коммуни- кации: формы обращения; исполь- зование обращений ты и вы

§15

1

15

Составляем развёрнутое толкование значения слова

Создание собственного текста: развёрнутое толкование значения слова

§16

1

16

Устанавливаем связь предложений в тексте

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор

§17

1

17

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования

Создание текстов-инструкций с  опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках

§18

1

ИТОГО

17

*  В разделе «Используемые  ресурсы» учитель указывает не только учебные пособия, но цифровые и электронные образовательные ресурсы, используемые на уроке

**на усмотрение учителя

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                              СОГЛАСОВАНО

на заседании кафедры                                                                                                                                                      Зам. директора по УВР

Протокол № 6                                                                                                                                                                                  Хабарова Е.В.

от «03»  июня  2020    г.                                                                                                                                                  «05 » июня 2020   г.

Зав. каф. Хабарова Е. В,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский родной язык»

Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образоват...

Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс

Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс...

Рабочая программа "Русский родной язык" 1 класс

Материал предназначен для учителей начальных классов...

Рабочая программа Русский родной язык 1-4 класс Школа России

В рабочую программу включены содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты подготовки учащихся, в качестве приложения 1 программы включены оценочные материалы....

Рабочая программа Русский(родной язык) 4 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу Русский(родной язык)....

Рабочая программа "Русский родной язык" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по русскому родному языку и КТП для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...