Рабочая программа Русский родной язык 1-4 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Кошевая Елена Сергеевна

В рабочую программу включены содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты подготовки учащихся, в качестве приложения 1 программы включены оценочные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_rodnoy_yazyk_1-4_klassy.docx85.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ №5 г. Алзамай.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Количество учебных недель

33

34

34

34

Количество часов в неделю

1

1

1

1

Количество часов в год

33

34

34

34

Уровень подготовки учащихся: базовый.

Место предмета в учебном плане – обязательная часть.

Учебники:

Русский родной язык
1. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 1 класс.
2. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 2 класс.

3. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 3 класс.

4. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 4 класс.

В рабочую программу включены содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты подготовки учащихся, в качестве приложения 1 программы включены оценочные материалы.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

- Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

- Формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

- Совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; 

- Совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- Совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

- Приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС

Русский язык: прошлое и настоящее.

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. 

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. 

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. 

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 

  1. Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 
  2. Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). 

Проектное задание. Словарь в картинках.

Язык в действии: слово, предложение.

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Слово и его значение

Многозначные слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Секреты речи и текста.

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от  отдельных предложений, не объединенных общей темой. Озаглавливание. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам.

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

2 КЛАСС

Русский язык: прошлое и настоящее.

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);

Слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлебка, бублик, коврижка, ватрушка), какие из них сохранились до наших дней; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но разную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (русск.), ехать в лес с дровами (тат.).

Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».

Язык в действии: слово, предложение.

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Работа со словарем ударений.

Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Как появляются фразеологизмы; пословицы. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения.

Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений. Совершенствование орфографических навыков.

Секреты речи и текста.

Типы текстов: описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Умение делить текст на части. План текста.

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога (например, как выразить несогласие; как убедить товарища).

Создание текстов – повествований. Создание текста: развернутое толкование значения слова.

 

3 КЛАСС

Русский язык: прошлое и настоящее.

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой  );

2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк,  навершник, душегрея, салоп,  кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).

Пословицы и поговорки, фразеологизмы,  возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава,  один салопчик да и тот подбит ветром).

Проектное задание: «Русский народный костюм»

Язык в действии: слово, предложение.

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Секреты речи и текста.

Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

4 КЛАСС

Русский язык: прошлое и настоящее.

Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница);

слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );

слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)

Пословицы и поговорки, фразеологизмы,  в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)

Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.

Язык в действии: слово, предложение.

Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.

Секреты речи и текста.

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИАЕ

1 класс

Номер урока

Наименование разделов и тем уроков

Количество часов

Контроль

Раздел 1. Секреты речи и текста (9 ч.)

1

Как люди общаются друг с другом

1

2

Как люди общаются друг с другом. Жесты и мимика

1

3

Вежливые слова. Слова прощения

1

4

Вежливые слова. Слова благодарности

1

5

Как люди приветствуют друг друга

1

6

Зачем людям имена

1

7

Спрашиваем и отвечаем

1

8

Спрашиваем и отвечаем

1

9

Проект «Словарь в картинках»

1

Раздел 2. Язык в действии (9 ч.)

10

Выделяем голосом важные слова 

1

11

Выделяем голосом важные слова 

1

12

Выделяем голосом важные слова. Диалог.

1

13

Как можно играть звуками

1

14

Где поставить ударение. Наблюдаем за словами.

1

15

Где поставить ударение.

1

16

Где поставить ударение 

1

17

Где поставить ударение 

1

18

Как сочетаются слова 

1

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.)

19

Как писали в старину. Береста. 

1

20

Как писали в старину. Из истории языка.

1

21

Как писали в старину. Кириллица. 

1

22

Как писали в старину Из истории языка.

1

23

Дом в старину: что как называлось. Изба. 

1

24

Дом в старину: что как называлось. Палаты.

1

25

Дом в старину: что как называлось. Терем.

1

26

Дом в старину: что как называлось. Хоромы.

1

27

Во что одевались в старину. Одежда простых людей. 

1

28

Во что одевались в старину. Одежда богатых людей. 

1

29

Во что одевались в старину. Сравнение одежды прошлой и настоящей.

1

30

Во что одевались в старину. Картины художников.

1

Секреты речи и текста (3 ч.)

31

Сравнение текстов  

1

32

Сравнение текстов  

1

33

Сравнение текстов  

1

2 класс

Номер урока

Наименование разделов и тем уроков

Количество часов

Контроль

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10ч.)

1

По одежке встречают.  

1

2

Ржаной хлебушко калачу дедушка.  

1

3

Если хочешь щи, так другой пищи не ищи.

1

4

Каша – кормилица наша

1

5

Любишь кататься – люби и саночки возить.  

1

6

Делу время, потехе час

1

7

В решете воду не удержишь.  

1

8

Самовар кипит – уходить не велит.  

1

9-10

Проектное задание: Словарь «Почему это так называется».  

2

Раздел 2. Язык в действии (14 ч.)

11-12

Помогает ли ударение различать слова?

2

13-14

Для чего нужны синонимы?

2

15-16

Для чего нужны антонимы?

2

17-18

Как появляются фразеологизмы и пословицы?

2

19-20

Как можно объяснить значение слова?

2

21-22

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

2

23-24

Проектное задание: «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»

2

Раздел 3. Секреты речи и текста (10 ч.)

25-26

Учимся вести диалог

2

27-28

Составляем развёрнутое толкование значения слова

2

29

Устанавливаем связь предложений в тексте

1

30-31

Создаём тексты - инструкции и тексты - повествования

2

32

Творческая проверочная работа «Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году»

1

33-34

Представление результатов выполнения проектных заданий

2

3 класс

Номер урока

Наименование разделов и тем уроков

Количество часов

Контроль

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.)

1

Где путь прямой, там не езди по кривой

1

2

Кто друг прямой, тот брат родной

1

3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

1

4

Сошлись два друга – мороз да вьюга

1

5

Ветер без крыльев летает

1

6

Какой лес без чудес

1

7

Дело мастера боится

1

8

Заиграйте, мои гусли…

1

9

Что ни город, то норов

1

10

У земли ясно солнце, у человека – слово

1

11-12

Представление проектных заданий и результатов миниисследований, выполненных при изучении раздела «Русский язык: прошлое и настоящее»

2

Раздел 2. Язык в действии (7 ч.)

13

Для чего нужны суффиксы?

1

14-15

Какие особенности рода имён существительных

есть в русском языке?

2

16

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

1

17

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

1

18

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1

19

Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»

1

Раздел 3. Секреты речи и текста (15ч.)

20-23

Создаём тексты рассуждения

4

24-27

Учимся редактировать тексты

4

28-31

Создаём тексты – повествования

4

32-34

Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты текста и речи»

3

4 класс

Номер урока

Наименование разделов и тем уроков

Количество часов

Контроль

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15 ч.)

1-2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

2

3-4

Вся семья вместе, так и душа на месте

2

5-7

Красна сказка складом, а песня – ладом

3

8-10

Красное словцо не ложь

3

11-13

Язык языку весть подаёт

3

14-15

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела

2

Раздел 2. Язык в действии (6 ч.)

16-17

Трудно ли образовывать формы глагола?

2

18-19

Можно ли об одном и том же сказать по разному?

2

20

Как и когда появились знаки препинания?

1

21

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать

по-разному?»

1

Раздел 3. Секреты речи и текста (13 ч.)

22

Задаём вопросы в диалоге

1

23-24

Учимся передавать в заголовке тему и основную

мысль текста

2

25-26

Учимся составлять план текста

2

27-28

Учимся пересказывать текст

2

29-31

Учимся оценивать и редактировать тексты

3

32

Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»

1

33-34

Представление результатов выполнения проектного

задания «Пишем разные тексты об одном и том же»

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета на конец 1 класса
Личностные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • осознавать смыслоразличительную роль ударения;
  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
  • владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

 Планируемые результаты освоения учебного предмета на  конец 2 класса

Личностные  результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся на доступном уровне: 

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные  УУД:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

  • антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
  • изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • типы текстов: повествование, описание

уметь: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • осознавать смыслоразличительную роль ударения;
  • определять прямое и переносное значение слова;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
  • восстанавливать деформированный текст;
  • устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
  • составлять планы различных видов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета на  конец 3 класса

Личностные результаты

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты

Регулятивные  УУД:

Учащиеся научатся:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные  УУД:

Учащиеся научатся:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные  УУД:

Учащиеся научатся:

  • Уметь донести свою позицию до собеседника;
  • Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

  • изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
  • типы текстов: рассуждение, повествование, описание;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);
  • структуру текста рассуждения

 уметь:

распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
  • определять тему текста и основную мысль;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;
  • определять грамматические значения заимствованных слов;
  • строить словообразовательные цепочки.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета на  конец 4 класса

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные  УУД:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные  УУД:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные  УУД:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

  • многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
  • особенности эпистолярного жанра;
  • типы текстов;
  • основные элементы композиции текста.

уметь:

  • распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по  образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь основных элементов композиции текста;
  • распознавать стили речи.

Способы оценивания достижений

   Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и

представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления.

Приложение 1

Оценочный материал

2 класс

1. Отметь «х» все вопросы, на которые нельзя ответить одним

словом.

□ Какая сегодня погода?

□ Кто сегодня дежурит?

□ Почему важно уметь читать?

□ Как тебя зовут?

□ Как правильно заваривать чай?

2. Выбери и отметь «х» слово, которое должен выделить голосом тот, кто задаёт вопрос. Для этого тебе нужно прочитать ответ.

– Что это за зверь воет за окном?

– Это не зверь, это же ветер!

□ это

□ зверь

□ ветер

3. Соотнеси названия построек и их описания.

дворец

изба

терем

палаты

царский, великолепный

деревенская, тесная

каменные, просторные

княжеский, высокий

В последующих классах также можно использовать разнообразные проверочные задания, чётко осознавая, что важно не допускать формального подхода, провоцирующего учащихся на механическое запоминание определённых фрагментов учебного пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский родной язык»

Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образоват...

Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс

Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс...

Рабочая программа "Русский родной язык" 1 класс

Материал предназначен для учителей начальных классов...

Рабочая программа " Русский родной язык"

Данная рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программ...

Рабочая программа Русский(родной язык) 4 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу Русский(родной язык)....

Рабочая программа "Русский родной язык" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по русскому родному языку и КТП для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...