Рабочая программа по родному русскому языку для 1 класса
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Примерной программы начального общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 1 – 4 классов общеобразовательной школы авторов-составителей: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий ./ – Москва, Просвещение, 2014 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnoy_yazyk.docx55.71 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к   образовательной программе  НОО,

                                                                                                                                                                                утверждённой приказом № 568  от 31.08.2016 г.                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                с   изменениями от «31».08.2018 г.,  приказ  № 319                              

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры начального образования

Протокол №      от «      »       . 2018г. 

Руководитель кафедры                    / Шабалина Л.В. /

Согласовано

Заместитель директора                    / Тельнова И.С /

«      »       . 2018 г.                                                                                                                                                                                                                 

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Базовый уровень, начальное образование, 1 класс, 17 часов.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Примерной программы начального общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 1 – 4 классов общеобразовательной школы авторов-составителей: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий ./ – Москва, Просвещение, 2014 г.

                                                                                                                                                              Составитель: Горохова Виктория Николаевна,                

                                                                                                                                                                      учитель начальных классов

Пионерский

2018 год

  1. Планируемые результаты освоения  учебного предмета

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Разделы программы

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Речь. Речевая деятельность. Текст

- различать предложение и слово;

- делить слова на слоги

-  находить ударный слог в слове;

- различать смысловую и интонационную законченность предложения.

- устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;

- понимать роль ударения в различении смысла слова;

- отличать предложение от текста

Язык и культура

- применять правила переноса слов;

- списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове;

- употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;

- грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходятся с их произношением, предложения и тексты в 12 – 15 слов

- понимать термин «орфограмма»;

- находить изученные орфограммы в слове

Культура речи

- простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;

- выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;

- самостоятельно составлять и записывать тексты из 2 – 3 предложений по опорным словам, на определённую тему.

- создавать собственные небольшие тексты (устные) на предложенную тему (по вопросам и опорным словам.

1.2 Предметные  результаты основных содержательных линий программы

 на базовом и повышенном уровне.

Предметные универсальные учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • обогащать активный и потенциальный словарный запас, развивать культуру владения родным (русским) языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • формировать первоначальные научные знания о родном (русском) языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного (русского) языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной (русской) речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознавать значимость чтения на родном (русском) языке для личного развития; формировать представление о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формировать потребности в систематическом чтении на родном (русском) языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, п2. оисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать отношение к родному (русскому) языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
  • овладевать учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • овладевать  техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного (русского) языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  1. Содержание  учебного предмета.

Речь. Речевая деятельность. Текст - 6 часов

Язык и речь. Интонация и жесты. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Составление текста по вопросам учителя. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Язык и культура -  5 часов

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.  Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

Культура речи - 6 часов

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Обращение в русском речевом этикете. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.

        

2.1.Наименование разделов учебной программы.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Речь. Речевая деятельность. Текст.

6

3

Язык и культура.

5

4

Культура речи.

6

Итого: 17 часов

       

        2.2 Характеристика основных содержательных линий программы.        

Фонетика и орфоэпия. 

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных зву- ков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами совре- менного русского литературного языка.

        Фонетический анализ слова. Графика.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Морфология. 

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Имя прилагательное, глагол. Значение и употребление в речи.

Синтаксис. 

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Орфография и пунктуация. 

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных

        Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.  

  1. Календарно – тематическое планирование

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Примечание

План

Фактически

Предметные

Метапредметные УУД

                                                                                 

Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)

1

Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок.

Соотносить предметную картинку и схему слова. Воспроизводить сказку по серии сюжетных картинок. Инсценировать сказку «Колобок».

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Называть предметы, объединять их в группу по общему признаку, называть группу предметов одним словом. Воспроизводить и применять правила работы в группе.

1 четверть

Р/р1

2

Слова и слоги. Звучание и значение слова.

Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа. Составлять из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами. Читать слоги-слияния и слова. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний.

Работать в паре: задавать друг другу вопросы со словами кто? и как? по очереди, внимательно слушать друг друга, внятно и чётко давать полный ответ на заданный вопрос, оценивать ответ товарища в доброжелательной форме.

3

Слово и предложение. Речь. Тише, громче…

Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия). Составлять рассказ по иллюстрации. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Соотносить содержание текста с сюжетной картинкой.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами

4

Прямое и переносное значение слов.

Приобретать опыт в различении по лексическому значению и вопросу слов – названий предметов, признаков предметов, действий предметов. Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Планировать свои высказывания; оценивать правильность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку учителя.

5

Дополнение данного текста, своими предложениями. Заголовок.

Обозначать начало предложения заглавной буквой, а конец предложения – знаками препинания. Интонировать предложения различных видов. Дополнять текст, данный в прописи, своими предложениями. Выполнять правила работы в группе, в паре. Использовать правила при оценивании своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Планировать свои высказывания; оценивать правильность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку учителя. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них.

2 четверть

Р/р2

6

Слово огорчает, веселит, утешает. Выполнение слого-звукового анализа слов.

Писать слова с изученными буквами, используя приём комментирования. Составлять ответ на вопрос и записывать его. Выполнять слого-звуковой анализ слов.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Планировать свои высказывания; оценивать правильность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку учителя. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключения, группировку, классификацию, преобразование материала.

Р/р3

Язык и культура (5 ч)

7

Слова играют в прятки. Разговор без слов.

Слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки. Приводить примеры неречевых звуков; практически различать речевые и неречевые звуки.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Владеть монологической и диалогической формами речи.

8

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Владеть монологической и диалогической формами речи

9

Образование от существительных – названий животных с помощью суффиксов.

Писать слова с изученными буквами под диктовку и с комментированием. Составлять ответ на вопрос и записывать его. Называть признаки предмета, характеризовать предмет с помощью прилагательных.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Р/р4

10

Орфографический словарь. Словарные слова.

Различать в слове согласные звуки по их признакам. Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

11

Составление вопросительных предложений.

Грамотно оформлять на письме вопросительное предложение. Выполнять запись под диктовку, соблюдая орфографический режим.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления.

Р/р5

Культура речи (6 ч)

12

Культура речи. Вежливые слова.

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Владеть монологической и диалогической формами речи.

13

Составление текста по рисунку и опорным словам.

Использовать в речи «вежливые слова». Работать со словарями учебника: толковым и словарем близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. Записывать самостоятельно составленный текст.

Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них.

Р/р6

14

Ударение. Говори правильно.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них.

15

Поиграем в рифмы.

К данным словам подбирать рифмы, объединять их по темам. Придумать свои рифмы на определённые жизненные темы.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Р/р7

16

От чистоговорки к скороговорке.

Создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным). Объяснять отличие скороговорки от других малых литературных жанров.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

За урок русского языка

17

Проверяем то, что знаем. Игры в слова.

Различать гласные и согласные звуки, определять количество слогов в слове. Различать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Составлять схему самостоятельно придуманного предложения. Читать текст, выделять в нем предложения.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

За урок русского языка

Итого: 17 часов

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс

Программа расчитана на 1 час в неделю....

Рабочая программа по родному русскому языку (4 класс)

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном с...

Рабочая программа по родному русскому языку (2 класс)

Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном с...

Рабочая программа по родному русскому языку 1 класс

Рабочая программа по родному русскому языку на 1 полугодие 1 класса....

Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса составлена на основе Федерального  государ...

Рабочая программа по Родному( русскому) языку 3 класс

Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс...