Окончание. Форма слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchanie._forma_slova.docx122.57 КБ
Файл okonchanie.pptx135.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               МБОУ «Излучинская ОНШ»

Урок русского языка

по теме «Окончание. Форма слова»

Учитель: Шихалёва Д.С.

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели: создать условия для формирования представлений об окончании как изменяемой части слова и  его ролью в словосочетании и предложении; формировать умение  образовывать и распознавать формы одного  и того же слова, развивать умение находить  однокоренные слова и выделять корень;  наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. 

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование мотивации к учебной деятельности, к сотрудничеству, успеху.

Метапредметные:

Регулятивные

  • Постановка учебной задачи, сформулированной вместе с учителем;

 овладение способами решения учебной задачи 

  •  Владение основами контроля и самооценки.

Познавательные

  • Развивать внимание, способности к наблюдению.
  • Навыки работы с учебной информацией.

Коммуникативные

  • Развитие коммуникативных умений.
  • Планирование учебного сотрудничества в группах.

Предметные:

  • Формирование знаний о окончании как изменяемой части слова
  • Отработка умения образовывать формы одного и того же слова и обозначать его графически

Цели:

- Узнать, что такое окончание; 

- Для чего оно служит;

- Научиться обозначать окончание в словах графически;

- Согласовывать слова в предложении и словосочетании.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 I.Орг. момент

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!

Будем вместе мы писать,

Больше знаний получать!

Сегодня мы работаем под девизом: «С малой удачи начинается большой успех».

- Как вы понимаете это выражение?

- Желаю вам маленьких удач, которые приведут к большим успехам в изучении русского языка!

Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.

Читают девиз вместе с учителем. Объясняют смысл выражения.

II. Актуализация знаний

Блиц-опрос:

-Какой раздел мы с вами изучаем?

- Какие части слова вы знаете?

-  Какую часть слова мы изучали на предыдущем уроке?

- Что такое корень?

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Как найти в слове корень? (подобрать однокоренные слова и выделить одинаковую часть слов)

- Прочитайте слова, найдите лишнее слово.

Гористый, гора, горчица, горная.

- Почему вы считаете, что оно лишнее? Докажите.

- А остальные слова как называются? Почему? Докажите.

- Спишите однокоренные слова, диктует …Выдели корень (-гор-), поставь ударение. Какие это слова? (однокоренные)

Записывают все слова

- Какую орфограмму увидели? (проверяемая безударная гл в корне слова).

- Какие слова требуют проверки? Какое слово является проверочным? Обозначим орфограмму.

Вывод: Однокоренные слова те, которые близки по лексическому значению и имеют одинаковую часть – корень.

(схема   C:\Users\Администратор\Downloads\img19.jpg

Слова гористый, гора – проверяемые, а слово горная является проверочным. (соответственно правильно обозначь орфограмму)

Состав слова

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

Корень

Ответы детей

(у которых одинаковый корень и  близкое лексическое значение)

- Лишнее слово горчица.

- У него другое лексическое значение.

- Остальные слова однокоренные; имеют общий корень и близки по лексическому значению.

- Проверяемая безударная гласная в корне слова

III. Самоопре-деление к деятельности, формулировка темы и цели урока.

- Прочитайте слова.

Улица, улицы, на улице, улицей, улицу.

- Что вы можете сказать об их лексическом значении?

Что такое улица?

(Улица-пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для прохода и проезда.)- из толкового словаря.

- Это однокоренные слова?

- Почему?

- Чем эти слова различаются?

- Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется?

- Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока.  

- Поставим цели на урок:

  • узнать, что такое окончание;
  •  для чего оно служит;
  • научиться обозначать окончание в словах графически;
  • согласовывать слова в предложении и словосочетании.

  Ребята, часть слова ,которая изменяется в слове и называется –окончанием. Окончание обозначается

- Выделим окончания в словах: улица, улицы, на улице, улицей, улицу.

 (списываем и выделяем окончание + орфограмма непроверяемая безударная гласная)

Вывод: Что же такое окончание?

- Одинаковое лекс.значение.

- Нет.

- Имеют одно лекс. значение.

- Число, конец слова

- Формы слова. Окончание.

Постановка целей

Диктует ученик, окончание, ударение, орфограмма

- Изменяемая часть слова

IV. Изучение нового.

- А для чего служит окончание, узнаем, выполнив задание.

- Прочитайте предложения на слайде.

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

- Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?

- Запишем, изменяя форму слова и объясняя орфограммы. Первое предложение комментирует…. Второе предложение комментирует… и т.д. 

- Что изменили у слов в скобках?

- Лексическое значение от этого изменилось?

- А что изменилось?

- Для чего нужно было изменять окончание в слове дача?

- Для чего служит окончание?

- Давайте проверим, правильно ли мы с вами рассуждали?

- Откройте с.80, правило. Прочитаем, верно ли мы с вами рассуждали?

Вывод

- Так что такое окончание? Для чего оно служит?

- Изменить форму слова.

- Окончание.

- Нет.

- Форма слова. Окончание.

- Чтобы связать слова в предложении. Служит для связи слов.

Работа с правилом

 V. Физ. минутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Ниже, ниже наклоняйся.

Покружились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем.

И работать начинаем.

Физическая разминка, сбережение здоровья обучающихся

VI. Первичное закрепление нового материала

VII. Работа по теме урока

Работать будем по учебнику, применяя полученные знания.

Откройте учебники на с. 79 и найдите упр. 142. Прочитайте текст (читают самостоятельно).

- О чем этот текст? Какие выделенные слова увидели? Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разное?  А что обозначает это слово? Что изменяется в выделенных словах?

Вывод: значит - это форма слова или родственные слова?

 Когда в словах меняется только окончание, то это формы одного и того же слова. Следовательно, окончание образует формы слова.

На доске:

Окончание

1.Изменяемая часть слова.

2Служит для связи слов в предложении

3.Образует формы слова.

 - А сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. Возьмите карточку. Прочитаем цель работы.

Выполните задание. Я желаю вам удачи!

Содержание учебного материала

Управление обучением

Цель: научиться отличать родственные слова от формы слова.

Задание

  1. Прочитайте слова.

   2.Распределите слова в две группы.

   

Зелёный, зелень, о зелени, у зелени, зеленоватый, с зеленью.

        1 группа                      2 группа

_____________            _____________

____________             ______________

____________            ______________

  1. Работай самостоятельно.
  2. Работайте в малой группе в карточке.

Сверка с доской.

- Какой вывод можем сделать? Что такое окончание и чем оно важно?

Самостоятельное чтение

Ответы детей

Выполнение упражнения самостоятельно

Разбиваются на группы

Выполнение в группах

слайд

VIII. Работа с деформированным предложением

Интерактивная доска

- Предлагаю применить наши знания на практике.

Петя, играть, мелодия, вальс.

- Что видите? Что предлагаете сделать?

- Что для этого нужно сделать?  

К доске вызывать и записывать предложение.

- Выдели корень в тех словах, в которых меняли форму слова.

- Подчеркни подлежащее и сказуемое. Определи, к каким частям речи относятся подлежащее, сказуемое.

- Сделаем синтаксический разбор предложения. Какое это предложение по цели высказывания? Повествовательное

- Является ли предложение восклицательным? Оно не восклицательное

- Определи, простое это предложение или сложное? Простое

- Какое оно: распространенное или нет? Распространенное

Слайд

- Составить предложение

- Связать слова, изменяя окончание

Запись:

(повест., невоскл., прост., распр.)

IX. Игра « Да, нет»

- Найдите лишнее слово в каждой строке.

Береза, березы, березовая, березу, березой.

Лампа, лампочка, лампы, лампу, лампе.

- Докажите, что слова березовая и лампочка лишние.

- Вот мы и научились различать однокоренные слова от формы слова.

- Поиграем? Игра называется «Да - нет».  Я зачитываю утверждения, если согласны – поднимаем карточку «да», если не согласны – «нет».

1.Окончание - часть речи.  (нет)

2.Окончание служит для связи слов в предложении. (да)

3.Окончание - изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова. (да)

4.С помощью окончания образуются новые слова. (нет)

5.У одного и того же слова могут быть разные окончания. (да)

Слайд

- Все остальные слова – формы слова, а это однокоренные для каждой группы.

X. Итог урока

- Подведем итоги. Над какой темой мы работали?

Какие цели на урок ставили? Мы их достигли? (отмечаем +)

Подведение итогов, ответы детей

XI. Рефлексия

- Закончите предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я попробую…

Ответы детей

IX. Информа-ция о д.з.

С.80 правило учить

С. 80 №145 или С. 81 №146 на выбор

Запись ДЗ

                                                                                           КАРТОЧКА

Содержание учебного материала

Управление обучением

Цель: учиться отличать родственные слова от формы слова.

Задание

   1. Прочитайте слова.

   2. Распределите слова в две группы.

   

Зелёный, зелень, о зелени, у зелени, зеленоватый, с зеленью.

        1 группа                                                         2 группа

_____________________                               _______________________                                                      _____________________                               _______________________

_____________________                               _______________________                                    

                                                   

           

  1. Работай самостоятельно.

  1. Работайте в малой группе в карточке.

  1. Проверь по слайду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

25 о кт я бря. Кла сс ная р а бота. С малой удачи начинается большой успех.

Слайд 2

Прочитайте. Найдите лишнее слово. Гористый , гора, горчица, горная. Улица , улицы, на улице, улицей , улицу. Улица - пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для прохода и проезда. Толковый словарь

Слайд 3

Формы слова. Окончание.

Слайд 4

Цели: узнать, что такое окончание; для чего оно служит; научиться обозначать окончание в словах; согласовывать слова в предложении и словосочетании.

Слайд 5

Прочитайте. Найдите лишнее слово. Гористый , гора, горчица, горная. Улица , улицы, на улице, улицей , улицу.

Слайд 6

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

Слайд 7

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на дачу. За дачей раскинулся пруд. Хорошо летом на даче.

Слайд 8

Упр. 142. Осина, осины, осине, осины.

Слайд 9

Окончание 1.Изменяемая часть слова. 2.Служит для связи слов в предложении. 3. Образует формы слова.

Слайд 10

Проверка I группа II группа зелёный о зелени зелень у зелени зеленоватый с зеленью

Слайд 11

Найдите лишнее слово в каждой строке. Береза, березы, березовая, березу, березой. Лампа, лампочка, лампы, лампу, лампе.

Слайд 12

Игра «Да – нет» 1. Окончание – часть речи . 2. Окончание служит для связи слов в предложении . 3. Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова. 4. С помощью окончания образуются новые слова. 5. У одного и того же слова могут быть разные окончания.

Слайд 13

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу…

Слайд 14

Домашнее задание С.80 правило учить; С. 80 №145 или С. 81 №146 на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"...

Конспект русского языка «Правописание личных окончаний в слове стелить (образование личных форм от «стлать»)» (УМК "Эльконин- Давыдов" 3 кл.)

Цели деятельности учителя: формировать навыки правильного написания безударных личных окончаний глагола стелить.Планируемые результатыПредметные:- Формировать навыки правильного написания безударных л...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

Конспект урока по русскому языку на тему "Форма слова. Окончание" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ввести понятие «форма слова»; учить сравнивать формы одного и того же слова, научить выделять окончания....

Задания практико-ориетированные для отработки навыка нахождения окончания в словах и понятия "форма слова"

Задания практико-ориетированные для отработки навыка нахождения окончания в словах и понятия "форма слова". 2-3 класс. Русский язык.Практико-ориентированные задания по математике для отработ...

Лингвистические задачи. Формы слова. Окончание. Неизменяемые слова

Лингвистические задачиФормы слова. Окончание. Неизменяемые слова1.Девочка Аня нашла и выписала все слова, которые имеют окончания. Верно ли утверждение, что Аня правильно выписала все эти слова? Все л...