План- конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Слово и его значение"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

План-конспек турока русского языка в 1 классе на тему: "Слово и его значение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 1                                                                                                                       15.03.2017г.

УМК: «Перспектива» 

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: «Слово и его значение»

Цель: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение.

Задачи урока:

  • образовательная: формировать знания о русском языке как родном языке, отрабатывать навыки каллиграфического написания и грамотного списывания.
  •  развивающая: способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления, интереса к русскому языку, коммуникативных способностей, развитию умения анализировать,  делать выводы, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • воспитательная: способствовать воспитанию интереса к родному языку.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю); оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения); общаться при помощи родного языка; получат возможность научиться формулировать ответы на вопросы; отрабатывать навыки культурного ведения диалога.

метапредметные: 

  • познавательные – работать с текстом, рисунком, отвечать на вопросы, находить объяснения;
  • коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть устной формой речи, вступать в речевое общение;
  • регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

ХОД УРОКА:

I. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности.                (1 мин)

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

     - Я приветствую Вас на уроке русского языка.

    - Ребята, скажите, какие качества помогают ученику быть успешным? (Активность, терпение, внимательность.)

   - Я желаю вам  на уроке быть активными, внимательными и тогда Вас ждут новые открытия!

    - Итак, мы начинаем урок. На уроке русского языка мы продолжаем отрабатывать правильное, красивое и аккуратное написание букв, сочетаний. Поэтому, первое задание – чистописание.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.        (6 мин)

1. Чистописание

- Давайте вспомним правила посадки во время письма.

(Тетрадь наклонно положу)

 Ручку правильно держу

 Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь

- Подчеркните самую красивую букву

2.Орфографическая работа

- Узнайте слово по его значению. Запишите его.

1) Приспособление для управления движущейся машиной.  (руль)

2) Небольшие неядовитые змеи. (ужи)

3) Мужское русское имя, в сказках он часто бывает дурак.  (Иван)

4) Большая кукла в огородах для отпугивания птиц.  (чучело)

5)Так называется наша страна.  (Россия)

6) Человек, который учит.   (учитель)

                     Проверка у доски. Объяснение и подчеркивание орфограмм.

Самопроверка.

- Проверьте  и оцените свою работу:

«!» – я молодец, написал правильно и красиво;

«+» -выполнил задание, но были ошибки, которые исправлены;

«?» - допущены ошибки, написано неаккуратно.

3. Игра» Пойми меня»

Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь

- Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Лиза, подойди, пожалуйста, и подай мне этот предмет.

-Я не могу этого сделать

- Почему?

- Я не знаю какой предмет вы загадали.

- Как же быть ребята?  ( назвать этот предмет)

- Что я должна использовать, чтобы назвать этот предмет?

( слово)

- Я называю его. Клубок, подай мне его, пожалуйста.

- Что можно сделать с клубком? ( играть, вязать, бросать)

- Я прячу этот предмет и называю слово- КЛУБОК. Можно ли со словом сделать тоже, что и с клубком?

- А что можно сделать со словом? ( произнести, прочитать, услышать)

- Чем отличается слово от предмета?

 (С предметом можно совершать такие действия-спрятать, потрогать, а слово можно услышать, прочитать, написать, произнести).

Напишите это слово.

-Какое задание можно выполнить с этим словом?

   (поставить ударение, разделить на слоги, построить модель этого слова.)

Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь.

 В сказочную страну. Выполним ещё одно задание и постараемся догадаться в какую страну.

III. Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока.              ( 6 мин)

Работа в группах (Карточки)

 Прочитай слова:

I группа: сирень, белка, ель, камыш, пронва, ландыш, змея, крокодил.

  II группа: тополь, ёжик, сосна, папоротник, сторба, ромашка, заяц, волк.

 - Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.

 - Какие слова подчеркнули красным карандашом, какие слова зелёным?             Проверяйте. (слайд).                                                                                                                                                        -    Где вы затруднялись? (В слове сторба, пронва такого слова не бывает, оно ничего не обозначает.) 

 - Какому мнению пришли? (Слова могут обозначать что-то, то - есть, иметь значение.)

 - Значит, какая тема сегодняшнего урока?

-о чём мы будем говорить сегодня на уроке?  ( о словах и о его значении)

 - Откройте учебники, прочитайте тему урока. Слово и его значение.

-Страна в которую мы отправимся как будет  называться? (Страна СЛОВ)

IV. Реализация учебной задачи урока.                                                            ( 6 мин)

Работа с СД.  Рассказ профессора И.И.Самоварова  (Отрезок 4)

- Что является скорлупой слова, по словам профессора? (звуковая оболочка)

- С чем сравнивает Иван Иванович значение слова? (с ядром)

        Упр. 28 с.15

Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово?

(Слово состоит из звуков и букв)

-Чем отличаются звуковые модели 1 и 2 слова?

(Первым звуком – в первом слове 1 звук мягкий, а во втором- твёрдый)

-Чем отличаются звуковые модели  2 и 3 слова?

(Гласная и согласный звуки поменялись местами)

-Меняется ли при этом значение слова? (да)  

-Почему не следует заменять или переставлять местами звуки в слове?

(Звуки в словах нельзя переставлять , потому что меняется значение слова)

-Обозначьте звуки буквами и запишите слова.

Вывод на с. 15:

Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий мир.

Физкультминутка. 

Вышла уточка на луг – кря, кря, кря.

Полетел зелёный жук – ж – ж – ж.

Зашумел в пруду камыш – ш – ш – ш.

И опять настала тишь.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

Хомка,
Хомка-хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт:
Шейку моет, глазки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку. 1,2,3,4,5
Хомка хочет сильным стать.

V.Продолжение работы по теме урока                                                (6 мин)

Упр. 29 с.16  Работа по рисунку слева.

-Что изображено на рисунке слева? (Ладья- судно с парусом и вёслами)

-Почему другие слова не подходят к рисунку?

(Лодка не подходит,  так как у лодки нет парусов.

 Парусник  тоже не подходит, так ка  у парусника нет весел, он использует  парус и силу ветра.  

Корабль судно с прямым парусным  вооружением на всех мачтах,  которых может три и более.)

Рассказ И.И. Самоварова  (отрезок 1-3)

Работа по рисунку справа упр. 29 с.16

 Зрительная гимнастика.

- Давайте отдохнем и выполним зрительную гимнастику.

VI.  Самостоятельная работа с самопроверкой и самооцен-кой.          (10 мин)  

- А теперь мы выполним  

Упр. 30,  на с.15  

Как вы его будете выполнять. Условное обозначение  вам подсказывает.

- Будем самостоятельно выполнять.

Самопроверка  Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте написание предложений, оцените друг друга:

«!» – списано аккуратно, без ошибок;

«+» -выполнено задание, но были ошибки, которые исправлены;

«-» - допущены ошибки, написано неаккуратно.

-Какие слова помогли вам отгадать загадку.

Упр. 31 с.17 

 Самостоятельно постройте модель слова   радуга.

 Один ученик работает на обратной стороне доски.

 Проверка: сверка с доской.

Составьте устно предложение с этим словом.

VII. .  Включение в систему знаний и повторение.                                   (6 мин)

1.Упр 32 с.17

-Прочитайте пословицу. Как ответили на вопрос?

(Ядро- значение слова. Пустые слова- бесмыслица)

2.Выполнение заданий в рабочей тетради

 упр 1 с.9

Мы с вами  с жителями страны не будем прощаться, потому что и следующий урок русского языка мы проведем в этой  же стране.

VIII.  Итог урока .                                                                                                  ( 2 мин)

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок,

Но прежде,  подведём итог.

- Мне приятно, ребятки, что Вы сегодня хорошо работали, были активными, внимательными.

        - Что узнали сегодня на уроке?

(У каждого слова должно быть значение)

(Слова могут обозначать предмет, действие или признак предмета.)

(Если в слове поменять хотя бы один звук  может поменяться его значение)

- Что вы взяли для себя с урока?

 (говорить нужно только хорошие слова, нужно думать о том, что мы говорим).

- Над чем мы должны думать, прежде всего, когда произносим слова?

(над значением слова).

IХ. Рефлексия.                                                                                         (2 мин)

Посмотрите на доску. Что видите? (солнышко и тучку) Лучики и капельки у вас на партах. Кто доволен своей работой на уроке и у кого хорошее настроение - прикрепите лучик к солнышку.  Кому урок показался трудным и считает, что у него не всё хорошо получалось  – капельку к тучке.

 Солнышко засияло своими лучиками. Я довольна вами.

Значит наш урок достиг своей цели!

- Урок окончен, спасибо всем.

I группа:  Сирень,  белка,  ель, камыш,  пронва,  ландыш,  змея,  крокодил.

- Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.

II группа:  тополь,  ёжик, сосна, папоротник,  сторба,  ромашка,  заяц,  волк.

- Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».

Тема урока: «Три типа склонения имен существительных». Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных. Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога

Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г.

План-конспект урока русский язык 4 класс Игольникова Л.Г....