Конспект урока. 2класс.Родственные слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Никулина Лариса Борисовна

Знакомство с новой темой Родственные слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     

 Урок русского языка во 2Е классе по теме: Родственные слова

Автор: Л.Б.Никулина

Данный урок проводится во втором классе по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Это первый урок при изучении  темы «Однокоренные слова». Урок будет интересен учителям, работающим по УМК «Школа России». В урок включены загадки и другой занимательный материал по теме.

Тема: Родственные слова

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.

Планируемые результаты:

Предметные: знают понятие родственные слова, признаки родственных слов, умеют находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.

Метапреметные:  познавательные:  способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Чистописание.

  1. Лиса, лисица, лисонька, лисий

2. Постановка темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение секретов русского языка, вы узнаете новые для вас понятия, узнаете, как связаны слова межу собой.

3. Актуализация знаний

- Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите  отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.

А) Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан

(берёза)

Никто её не пугает,

А она вся дрожит.

(осина)

     Надели на палку

Реама

Стальную ладошку.

И под ладошку

Сажают картошку.

(лопата)

Неживая, а идет

неподвижна, а ведет.

(дорога)

Вырос в солнечный денек

У лесной дорожки

Ярко-красный огонек

На зеленой ножке

(ягода)

-БЫСТРО- найдите антоним.

Проверка: у кого так же? У кого нет, исправляйте. Запомните написание.

-Назовите синоним и   к слову дорога. /путь, тропинка, шоссе/

- Составьте предложение с этим словом Найдите главные члены предложения, подчеркните. Зажгите огоньки. (распостраненное, не расп.)

  1. Самоопределение к деятельности.

-А хотите, я вам расскажу еще кое-что про слова?

- Послушайте текст.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята.

     Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша  тётка – гусеница.

- Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна

семья, имеет одну фамилию./

- Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

- Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

- Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/

- Среди слов тоже есть родственники.

-какую тему мы будем проходить?

5. Работа по теме урока

- На какой вопрос мы сегодня ответим? /Что такое  родственные слова?/

- По каким признакам будем узнавать родственные слова? /Близкое значение и общая часть/

С.59 у 78

- Прочитайте слова первого столбика? Являются ли эти слова родственными?

- Спишите любую группу слов. Выделите общую часть слов дугой.

6. Физкультминутка.

7. Закрепление изученного материала.

-КАК СВЯЗАНЫ СЛОВА МЕЖДУ СОБОЙ?

8. Рефлексия.

Работа по карточкам.

- В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные  слова.

а) Желток, железо,

жёлтый.

б) Печурка, печать, печка

в) Носильщик, нос, носатый

Проверка: дети зачеркивают слова железо, печать, носильщик, в однокоренных словах подчеркивают корень.

9. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие слова называются однокоренными?

10. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

                                                     

 Урок русского языка во 2Е классе по теме: Родственные слова

Автор: Л.Б.Никулина

Данный урок проводится во втором классе по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Это первый урок при изучении  темы «Однокоренные слова». Урок будет интересен учителям, работающим по УМК «Школа России». В урок включены загадки и другой занимательный материал по теме.

Тема: Родственные слова

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.

Планируемые результаты:

Предметные: знают понятие родственные слова, признаки родственных слов, умеют находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.

Метапреметные:  познавательные:  способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Чистописание.

  1. Лиса, лисица, лисонька, лисий

2. Постановка темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение секретов русского языка, вы узнаете новые для вас понятия, узнаете, как связаны слова межу собой.

3. Актуализация знаний

- Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите  отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.

А) Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан

(берёза)

Никто её не пугает,

А она вся дрожит.

(осина)

     Надели на палку

Реама

Стальную ладошку.

И под ладошку

Сажают картошку.

(лопата)

Неживая, а идет

неподвижна, а ведет.

(дорога)

Вырос в солнечный денек

У лесной дорожки

Ярко-красный огонек

На зеленой ножке

(ягода)

-БЫСТРО- найдите антоним.

Проверка: у кого так же? У кого нет, исправляйте. Запомните написание.

-Назовите синоним и   к слову дорога. /путь, тропинка, шоссе/

- Составьте предложение с этим словом Найдите главные члены предложения, подчеркните. Зажгите огоньки. (распостраненное, не расп.)

  1. Самоопределение к деятельности.

-А хотите, я вам расскажу еще кое-что про слова?

- Послушайте текст.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята.

     Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша  тётка – гусеница.

- Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна

семья, имеет одну фамилию./

- Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

- Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

- Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/

- Среди слов тоже есть родственники.

-какую тему мы будем проходить?

5. Работа по теме урока

- На какой вопрос мы сегодня ответим? /Что такое  родственные слова?/

- По каким признакам будем узнавать родственные слова? /Близкое значение и общая часть/

С.59 у 78

- Прочитайте слова первого столбика? Являются ли эти слова родственными?

- Спишите любую группу слов. Выделите общую часть слов дугой.

6. Физкультминутка.

7. Закрепление изученного материала.

-КАК СВЯЗАНЫ СЛОВА МЕЖДУ СОБОЙ?

8. Рефлексия.

Работа по карточкам.

- В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные  слова.

а) Желток, железо,

жёлтый.

б) Печурка, печать, печка

в) Носильщик, нос, носатый

Проверка: дети зачеркивают слова железо, печать, носильщик, в однокоренных словах подчеркивают корень.

9. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие слова называются однокоренными?

10. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Слова-названия предметов, слова-названия действий"

Разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока чтение «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне» (УМК Школа России 3 класс)

ЦельСпособствовать развитию умения обозначать буквой парный по глухости-звонкости согласный звукТип урокаРешение частных учебных задачПланируемыерезультаты(предметные)Участвуют в устном общении на уро...

Конспект урока. Тема :"Деление слов на слоги. Перенос слов".

В данной работе представлено методическое описание урока русского языка в 1 классе по теме "Деление слов на слоги. Перенос слов".Урок является первым в системе уроков по данной теме,но строи...