Технологическая карта урока по обучению грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Валентина Владиславовна Мышова

Программа "Школа России"1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote.docx265.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.»

По обучению грамоте

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ средняя школа №3 г.Лысково

Нижегородской области

Мышова Валентина Владиславовна

Квалификационная категория 1

Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

УМК: «Школа России»

Тема урока : «Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.»

Тип урока: изучение нового материала

 Задачи урока: 

Познакомить со звуками [б], [б‘] и буквами Б, б.

Учить выделять звук [б], [б‘] в речи, определять место их нахождения в словах; давать характеристику звукам [б], [б‘].

Способствовать формированию навыков чтения, умению читать, полноценно воспринимать прочитанное.

Воспитание интереса к чтению через знакомство с произведениями художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

Предметные: научатся озвучивать звуки [б], [б’], выявлять их характерные особенности.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять новые звуки в словах, по алгоритму давать характеристику звукам [б], [б’]; предметные – знакомиться со звуками [б], [б’] и буквами, их обозначающими.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в парах, логически правильно выстраивать ответы на поставленные вопросы.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за выбор.

 Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, наглядности, слайд-презентация, карточки синего и зеленого цветов, карточки со словами, магнитная азбука,смайлики (яблочки)

 Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

 сознательное, правильное слоговое чтение с изученными буквами; характеристику изученных звуков.

Этапы урока и хронометраж.

            №

Название этапа.

Хронометраж.

1

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

1 мин.

2

Актуализация знаний.

1)Подготовительная работа.

2)Создание проблемной ситуации.

5 мин.

3

«Открытие» нового знания.

1)Формулирование темы и цели урока.

2) Знакомство со звуками [б],[б’]

3)Работа со схемами, исследование звуков.

4) Моделирование.Работа в парах.

5)Просмотр видеофрагмента

10 мин.

4

Физминутка «Буратино»

1 мин.

5

Первичное закрепление.

1)Чтение слогов.

2)Работа в парах.

5 мин.

6

Физминутка для глаз.

1мин.

7

Дифференцированные задания.

5 мин.

8

Работа с текстом.

1) Работа с иллюстрацией.

2)Чтение,анализ текста.

3)Озаглавливание.

4) Чтение текста по цепочке.

5 мин.

9

Итог урока.Рефлексия.

2 мин.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое

основание:

формируемые УУД

(группа УУД и

название

конкретного УУД) ,

средства их

формирования

(формы, методы,

приемы и т.п.)

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Прозвенел для всех звонок

Начинаем мы урок. Проверьте свое рабочее место.

- Руки?

- Ноги?

- Локти?

- Спинка?

Организует игру-активатор:

-подмигните соседу слева

-подмигните соседу справа

-улыбнитесь друг другу

Включаются в учебную деятельнось, организуют рабочее место.

 Отвечают на вопросы.

-На месте!

-На месте!

Выполняют движения.

-У края!

-Прямая!

Регулятивные:

Самоопределение.

Эмоциональный настрой.

Коммуникативные:

обеспечение продуктивного сотрудничества,

взаимодействие.

2.Актуализация знаний.

1)Подготовительная работа.

2)Создание проблемной ситуации.

3.«Открытие» нового знания.

1)Формулирование темы и цели урока.

2)Знакомство со звуками [б],[б’]

3)Работа со схемами, исследование звуков.

4) Моделирование.

Работа в парах.

5)Просмотр видеофрагмента.

4.Физминутка.

5.Первичное закрепление.

1)Чтение слогов.

2)Работа в парах.

6.Физминутка для глаз.

7.Дифференцированные

задания.

8.Работа с текстом.

1) Работа с иллюстрацией.

2)Чтение , анализ текста.

3)Озаглавливание.

4) Чтение текста по цепочке.

9.Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, отгадайте загадки. Я читаю загадку ,а вы отвечаете.

Загадки:

-1. В дупле живет

 Да орешки грызет.

-2. У маленькой Катюши

Уселся на макушке

Не мотылек, не птичка

 Над цветком порхает, пляшет

Веерком узорным машет.

-3. Стоит Аленка - платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

-4. Кто ни в жару, ни в стужу

 Не снимает шубу?

На слайде №2 появляются картинки с отгадками.

http://998877665544332211998877665544.blox.pl/resource/e67c92886f2f16e7ee640ee19d6e3a5a261.jpg http://eldritch.mechanipus.com/w/images/thumb/7/76/Mr._Esquire.jpg/200px-Mr._Esquire.jpg

http://ds317.omsk.obr55.ru/files/2015/03/R33LmjYe3zw-160x120.jpg http://cdn.akamai.steamstatic.com/steamcommunity/public/images/avatars/ac/ac6838589e0c693d0291f508428aed969f2360b9_medium.jpg

-Повторите слова,которые вы отгадали.

-Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах?

- Кто знает какой буквой эти звуки обозначаются?

- Почему у вас возникли затруднения?

-Подумайте и предположите. Какая же тема нашего урока?

Слайд №3.

(тема открывается на доске) Звуки [б], [ б’] и новая буква.

- Попробуйте сформулировать цель урока.

- Какие задачи поставим?

- Как вы думаете, что поможет нам в достижении этих задач?

Слайд №4.

- А девиз наш таков: «Будем дружными всегда, как у радуги цвета».

http://medtreyd.ru/yanqayon/2139

- Итак, мы определили с вами цель и для ее достижения выполним задание…

- Что изображено на доске?

Слайд №5.

- Чтобы узнать, что это за слова доскажите словечко…

-Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый…  

Слайд №6.

https://lh3.googleusercontent.com/w2ZNPlHnbNtjz3Y4egdV4nBUjZru7ByIZYQHueMHZ85hfYJmpk370hs8hbdp7R661qpq=w170

-Все я знаю про тебя,

Знаю, что ты редкий.

Под тобой дрожит земля,

Ты ломаешь ветки.

Знаю, очень ты силен-

 Где б найти тебя…

Слайд №7.

http://www.qwallpapers.com/thumbnails/American_Bison_Picture_31937.jpg

Беседа о бизоне.

-Что вы знаете о бизоне?

Слово-звуковой  анализ слов барабан, бизон.

Слайд №4.

Посмотрите на слайд и выберите схему, соответствующую слову барабан, бизон.

Выделение новых звуков.

- Давайте проведем исследование первых звуков в этих словах.

- Что нам для этого понадобится?

Слайд №8.

Алгоритм изучения звука .

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/02/10/k_589d84c9c37ef/390209_4.jpeg

Исследование звука по алгоритму.

-Произнесем первый звук в слове БАРАБАН.

- Что происходит, когда говорим [б]?

- Согласный или гласный?

-Звонкий или глухой? Почему?

-Твёрдый или мягкий?

-Произнесём первый звук в слове БИЗОН.

Аналогичная работа.

Вывод:

-Дайте характеристику новым звукам .

- Какую задачу мы выполнили?

- Молодцы! А сейчас поиграем в «Молчанку».

Игра «Твердый - мягкий» Учитель называет слова, а ученики показывают с помощью карточек какой звук: твердый – синий, мягкий - зеленый.

Слова: Боря, бинокль, башня,

буря, баня, белка, буратино, берег.

- Какие еще задачи мы ставили перед собой?

-Звуки[ б],[б’]обозначаются буквой Б.

На доске карточка с буквой.

- На что похожа?

Буква «Б» как бегемот: проглотила

бутерброд, бублики, блины, банан.

Стал живот, как барабан!

- Сейчас смоделируем букву Б с помощью карандашей. Работаете в парах, но сначала повторим правила работы в парах.Слайд №9

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1208/000409a7-327f605c/310/img7.jpg

Задание: складывание из цветных карандашей буквы Б.

- А сейчас посмотрим видеофрагмент о букве Б.

Задание по видео:

- Какие слова встретились со звуками [б], [б’], которые обозначены буквой Б?

Проверка

- Какую цель ставили в начале урока?

-Достигли?

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик отыскать-

Надо на носочки встать.

- Какой буквой обозначаются звуки [б], [б’]?

- А ещё какие задачи ставили?

Потренируемся читать слоги  с буквой Б.

Слайд № 10.

http://roditelideti.su/wp-content/uploads/2014/03/slogi1-150x212.jpg

- А сейчас мы проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем от чего зависит мягкость и твердость звуков [б], [б’].

- Кто хочет потренироваться и научиться лучше распознавать звуки [б], [б]’? Продолжим работу в парах.

Задание:

- Прочитайте слова на  карточках (Баня, букет, банан, белка, бор, бык, бидон) у вас на столе. Проанализируйте внимательно слова, обозначьте в каких словах звук[ б ]– твердый, в каких звук[б‘]– мягкий. Слова, в которых, звук[ б] – твёрдый обведите синим цветом, а слова, в которых звук[ б’] – мягкий – зеленым цветом.

Проверка. Чтение слов.

- Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков [б], [б’.

Слайд № 11.

 - е, иhttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/02/13/k_58a1359d73b01/391116_7.png

  - а, о, у , ыhttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/02/13/k_58a1359d73b01/391116_2.png

Учитель делит детей на 3 группы.

Раздаёт карточки с заданием «Прочитай», которые отличаются цветными пометами: красный,  зелёный, синий.

Проверка чтения по карточкам №1 и №2

http://stanki16.ru/gallery/kartochki-dlya-detey-slogi-98033-large.jpg http://stanki16.ru/gallery/kartochki-dlya-detey-slogi-98033-large.jpg

Работа с Азбукой с.96.

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 96 и скажите, фрагмент какой сказки изображен на ней?

-Кто изображён на рисунке?

-Какая она?

- Прочитаем, что делает белка.

 Чтение текста в учебнике с. 97.

- Послушайте рассказ, постарайтесь запомнить его содержание, чтобы потом ответить на мои вопросы.

- Отвечайте чтением предложений из текста.

- Где были дети?      

- Какие деревья росли в парке?

- Кто скакал с ветки на ветку?

- Что вас удивило в тексте?

- Где ещё можно увидеть белку?

- Как вы думаете, а где ей лучше живется в клетке или на воле?  Почему?

-Придумаем заголовок к тексту и составим его из букв, которые рассыпались на доске (магнитная азбука)

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

- Какая тема урока была?

- Какие задачи ставили? Чему научились?

- Кто достиг поставленных задач?

- Почему у нас все получилось?

- Что помогло нам достичь поставленных задач?

«Дерево настроения»

- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к дереву красное яблочко;

если не очень - жёлтое яблочко;

плохо – зелёное яблочко.

 Спасибо всем за урок!

Анализировать звуковой состав слова.

Сравнивать соотносить звук и соответствующую ему букву.

-Белка

-Бабочка

-Берёза

-Баран

Исследовать ситуации, требующие сравнения звуков и букв, которыми они обозначаются.

-Звуки [б] [б’]

-Мы не знакомы с этой буквой, не знаем как правильно она называется.

-Знакомство с новой буквой .

-Познакомиться с новыми звуками.

-Исследовать эти звуки, охарактеризовать их, научиться читать слоги, слова с этими звуками, узнать какой буквой обозначаются эти звуки.

-Знания, учебник, учитель, дружная работа.

Дети хором проговаривают  девиз.

-Схемы слов

-Барабан

-Бизон

-Бизон внешне похож на зубра. Голова и туловище покрыто густыми длинными волосами.

Исследовать звуки и давать им характеристику согласно составленному алгоритму.

-Алгоритм изучения звука.

- Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

-Согласный

-Звонкие состоят из шума и голоса.

-Мягкий.

-Согласный, твёрдый, мягкий,

звонкий, парный.

-Дали характеристику новым звукам.

Карточки у детей на парте.

- Какой буквой обозначаются.

Обозначение изученных звуков буквой.

-Работай вместе,

работай тихо,

если надо помоги соседу,

будь вежлив.

Дети просматривают видеоролик о букве Б.

-Булка, батон, бабушка, бусы,

бегать, брыкаться, бычок,

барабан, баран.

-Познакомиться с новой буквой.

-Выделять звуки в словах, давать им характеристику.

Чтение по одному, хором.

Объяснять (характеризовать, пояснять формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного.

Включаться в парную работу, связанную с общением

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания

-От того какая буква стоит после них.

Анализировать влияние гласного звука на согласный

1 группа (синие пометы):

бан – ка, ку– бик, бул –ка, аз –бу –ка, пи – ла, бел –ка

2 группа (зелёные пометы): Клу – бок у– пал на пол. Кот Бар –сик ка– тал клу – бок.

3 группа (красные пометы):

Бобры.

Бобры – на болоте. Они строители. У бобров зубы острые, как бритва. У бобров на болоте плотины из стволов осины.

Плотина – сооружение перегораживающее реку.

-Это «Сказка о царе Салтане», написанная А.С. Пушкиным

-Белка.

-Рыжая, веселая, быстрая, пушистая

Следят пальчиком по тексту.

Дети находят предложения в тексте и отвечают на вопросы.

-Дети  были в парке.

-Там липы и сосны.

-С ветки на ветку скакала белка.

-Она брала баранки у нас из рук.

-В цирке, зоопарке.

-На воле.

-Белка

Читать выразительно текст: использовать интонацию

https://thumbs.dreamstime.com/x/red-yellow-green-apple-8753363.jpg

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Познавательные УУД: логические

операции

анализа, обобщения,

сравнения.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию

РегулятивныеУУД:

прогнозирование,

целеполагание,

планирование

учебной деятельности и

дойти до продукта

Коммуникативные

УУД: учебное

сотрудничество,

решение конфликта.

Познавательные УУД:

умение представлять информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средства;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД: логические,

Операции обобщения

Познавательные

УУД: логические,

операции анализа ,

обобщения.

Познавательные УУД:

моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения но основе оценки и учета характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:логические,

операция

анализа.

Познавательные УУД :через дифференцированную работу по объёму,

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения

Регулятивные УУД: самоконтроль, контроль за действиями других (следят по тексту).

Познавательные УУД: логические,

операция

анализа.

Личностные: понимают значение знаний и принимают его.

Регулятивные: анализируют и объективно оценивают результаты своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по обучению грамоте

конспект урока в 1 классе по теме "Гласная буква Е,е"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»...

Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему: «Деление слов на слоги»

Предмет: Обучение грамоте 1 класс. УМК «Начальная школа 21 века»Тип урока: урок –изучение нового материалаЦель урока: Познакомить с делением слов на слоги, с ролью звука и буквы в русском языке.Задачи...

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс

Тема урока: "Буквы Т,т. Звуки т,ть"Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс. На уроке использовалась технология деятельностного метода, с использованиес "Сингапурских структур" Урок был...