Проект "РЕЧЬ – ДАР ЧЕЛОВЕКА, СРЕДСТВО ДУХОВНОГО, СОЗНАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ"
статья по русскому языку (2 класс)

Иконникова Татьяна Сергеевна

      Вниманию читателя представлен проект, цель которого способствовать развитию речевых умений и навыков младших школьников через построение системы урочной и внеурочной деятельности на основе проектной деятельности.

     Данный проект включает 4 малых проекта, которые могут быть реализованы в течение одного академического часа (конспекты проектов Вы можете найти в моих публикациях).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«РЕЧЬ – ДАР ЧЕЛОВЕКА, СРЕДСТВО ДУХОВНОГО, СОЗНАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ»

Составитель: Иконникова Т.С.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка……………………………………………..……..….3
  2. Содержание проекта…………………………………………………………..6
  3. Учебный проект по развитию речевых умений и навыков на уроках русского языка  «По дороге грамотности»………………………………….8
  4. Мини-проект «Словарь – шпаргалка правильной речи»………………….14
  5. Урок-проект литературного чтения «Сказка как литературный жанр»(в форме проектной деятельности)……………………………………………17
  6. Проектная деятельность на уроке русского языка как средство развития орфографической зоркости, фонематического слуха, связной речи младших школьников………………………………………………………..23
  7. Проект внеклассного мероприятия «Страна Литература»………………..28

Список использованной литературы……………………………………………..32

Приложения

  1. Пояснительная записка

Цель проекта: способствовать развитию речевых умений и навыков младших школьников через построение системы урочной и внеурочной деятельности на основе проектной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Задачи:

  1. Провести психолого-педагогический анализ сущности понятия речевые умения и навыки, изучить особенности подготовки и реализации проектной деятельности в начальной школе.
  2. Выявить содержание и методику работы по развитию речевых умений и навыков младших школьников.
  3. Разработать перечень проектов реализуемых в урочной и внеурочной деятельности и способствующих развитию речи младших школьников.
  4. Способствовать воспитанию таких черт личности как: гуманизм, толерантность, открытость.
  5. Формировать у учащихся культуру общения, развивать коммуникативные умения: умение формулировать и высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию, но также уметь признавать свою неправоту в случае ошибки.
  6. Воспитывать уважительное, терпимое отношение к разным людям, разным взглядам.
  7. Воспитывать чувство ответственности за свой выбор, свое правильное (неправильное) решение, умение младшего школьника управлять собой осознанно: самопризнание, саморегуляция и самоконтроль.
  8. Показать эффективность проектной деятельности при развитии речевых умений и навыков учащихся начальной школы.
  9. Преодолеть стереотипность в работе по развитию речи школьников.
  10. Развивать познавательные и творческие способности обучающихся, их коммуникативные навыки.

Идея реализации проекта: организация проектной деятельности может быть эффективна в вопросе развития речевых умений и навыков младших школьников.

Сроки проекта:

Первый этап (октябрь-ноябрь 2018) был направлен на изучение теоретической литературы по исследуемой проблеме.

Этап проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

формирует проблему; вводит в ситуацию; формулирует задачи

вхождение в проблему; вживание в ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта

Второй этап (ноябрь-апрель 2018) – преобразующий. Здесь  были разработаны и реализованы конкретные задания и упражнения по развитию речевых умений и навыков.

Этап проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2 этап

помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность; организует практическую деятельность; практическая помощь; направляет и контролирует осуществление проекта

формирование знаний, умений и навыков

Третий этап (апрель-май 2018) – заключительный, цель которого проведение второго контрольного «среза» по определению достигнутого уровня развития речевых умений и навыков второклассников.

Этап:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3 этап

подготовка к презентации; презентация; выпуск брошюры

продукт деятельности готовят к презентации; представляют продукт деятельности

Методы проекта:

  • Метод «открытий»;
  • Метод диалогичности;
  • Метод «сравнения»;
  • Метод «погружения».

Принципы проектной деятельности:

  • Принцип научности – отвечает требованиям науки.
  • Принцип доступности – предполагает лёгкость для понимания, подходит для всех.
  • Принцип систематичности – означает определённый порядок, систему.
  • Принцип наглядности – основывается на показе.
  • Принцип активности – деятельный, энергичный, делает возможным активное ознакомление с учебным материалом.
  • Принцип креативности – предполагает приобщение учащихся к опыту творческой деятельности.
  • Принцип сотрудничества – тесное общение в динамических группах.

Планируемые результаты от реализации проекта:

1. Повысить интерес к урокам русского языка и литературного чтения.

2. Повысить уровень связной устной и письменной речи.

3. Повысить орфографическую грамотность учащихся 2 класса.

4. Обучить навыкам планирования своей деятельности в рамках проекта.

Речевые умения и навыки, формируемые в результате проектной деятельности:

  • умение ориентироваться в выборе языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
  • умение оценивать уместность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми (незнакомыми), с людьми разного возраста;
  • умение участвовать в диалоге, строить беседу;
  • умение строить несложные монологические выступления, письменные тексты;
  • навык верной постановки ударения в словах;
  • умение грамотно оформлять письменную речь в соответствии с нормами языка;
  • умение объяснять лексическое значение слов;
  • знание правил речевого этикета, его соблюдение в повседневной жизни.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

В процессе работы над проектом формируются элементы проектной и исследовательской деятельности:

  • мыследеятельностные:выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • поисковые: находить информацию по каталогам, в Интернете,
  • формулирование ключевых слов;
  • информационные:структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск

Реализация проекта осуществляется в течение 2018-2019 учебного года.

Участники проекта: ученики 2 класса МБОУ средней общеобразовательной школы №5 г. Елабуга.

Проект охватывает такие учебные дисциплины как русский язык и литературное чтение, а также реализуется во внеклассной деятельности.

Данный проект включает в себя пять единичных проектов, направленных на развитие речевых умений и навыков младших школьников средствами проектной деятельности. Перечень проектов представлен на рисунке 1, который отражает последовательность их реализации, взаимосвязь между ними.

1. Учебный проект по развитию речевых умений и навыков на уроках русского языка

«По дороге грамотности»

2. Мини-проект

«Словарь – шпаргалка правильной речи»

3. Урок-проект литературного чтения «Сказка как литературный жанр» (в форме проектной деятельности)

4. Проектная деятельность на уроке русского языка как средство развития орфографической зоркости, фонематического слуха, связной речи младших школьников

5. Проект внеклассного мероприятия

«Страна Литература»

Рис. 1. Реализация проекта «Речь – дар человека, средство духовного, сознательного общения»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Нормативные правовые акты:

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от. 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – № 12. – 22.03.2010; Российская газета. – 2011. – 16 фев. - № 5408.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – 4-е изд., перераб. – М. :Просвящение, 2016. – 53с.

Учебники и учебные пособия:

  1. Бершанская О.Н. Оценка достижений младших школьников: диагностика речевого развития учащихся: учеб-метод пособие / авт.-сост. О.Н. Бершанская. – Киров: Старая Вятка, 2012. – 118 с.
  2. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С. В. Егоркина под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвящение, 2011. – 176с.
  3. Глаголева Ю.И. Новое качество уроков в начальной школе: Алгоритм проектирования / Ю.И. Глаголева. – Спб.: КАРО, 2015. – 120с.
  4. Елькина О.Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития. Книга для учителя / О.Ю. Елькина. – М.: Флинта, 2017. – 146с.
  5. Рыжникова-Гришина Л.В. Развитие речи: система работы / Л.В. Рыжкова-Гришина. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 250с.
  6. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. – М.: Просвящение, 1975. – 210с.
  7. Шапкина С.А. Формирование готовности младших школьников к восприятию литературно-художественного произведения на основе лингвориторического подхода / С.А. Шапкина, А.А. Ворожбитова. – М.: Флинта, 2014. – 117с.
  8. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации / М.Ю. Шатилова, Н.И. Ильина, Н.И. Селезнева. – М.: Учитель, 2017. – 161с.  
  9. Юртаев С.В. Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников: учебное пособие / С.В. Юртаев. – 3еизд. – М.: Флинта, 2013. – 243с.
  10. Юртаев С.В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников [Электронный ресурс] : учеб.пособие / С. В. Юртаев. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 238c. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976516601.html/
  11. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие. – 2-е изд., стер. / Н.Ф. Яковлева. – М. : Флинта, 2014. – 144с.  

Периодическая печать:

  1. Аксючиц С.А. Технология решения проектных задач в начальной школе / С.А. Аксючиц // Начальная школа, 2015. – №4. – с. 35-42
  2. Балина Т.И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы / Т.И. Балина // Молодой ученый, 2014. – №4. – с. 1189-1192.
  3. Бельды О. Н. Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности //Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Mеждунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2015. — с. 60-62.
  4. Долян Е.И. Развитие творческого потенциала средствами проектной деятельности / Е.И. Долян // Начальная школа, 2018. – №12. – с. 44-48.
  5. Гурьянова М.В. Индивидуальные и групповые проекты в начальной школе / М.В. Гурьянова [электронный ресурс], 2017. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2017/03/17/individualnye-i-gruppovye/ (Дата обращения: 18.11.2018г.)
  6. Иванцова Е.А. Проектная деятельность как средство развития связной речи младших школьников с ЗПР / Е.А. Иванцова // Электронный журнал: 1 сентября, 2017. – https://открытый_урок.рф/статьи/647683/
  7. Калинина Л.В. Решение нравственно-ориентированных проектных задач в современном образовательном процессе начальной школы / Л.В. Калинина // Начальная школа, 2015. – №5. – с. 27-29.
  8. Мартыненко О.В. Проектный метод в обучении на уроках русского языка и литературного чтения. От теории к практике / О.В. Мартыненко // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIмеждунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца,2015. – с. 150-153.
  9. Нимаева Е. Г. Проектная деятельность в начальной школе / Е.Г. Нимаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Mеждунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2015. – с. 182-184.
  10. Самыкина С.В. Проектные задачи в начальной школе: виды задач, алгоритм проектирования / С.В. Самыкина // Начальная школа, 2018. – №6. – с. 22-27.
  11. Сахарова И.А. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития детской одаренности  / И.А. Сахарова // Начальная школа, 2018. – №12. – с.49-52.         
  12. Семенова Н.А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время / Н.А. Семенова // Научно-педагогическое образование, 2014. – с.74-76
  13. Суворова Н.В. Использование мини-проектов на уроках русского языка и литературы / Н.В. Суворова // социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2015. – [электронный ресурс]. – режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/07/20/ispolzovanie-mini-proektov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury/
  14. Шкуро М.Э. Педагогический проект «Орфограммы на фантиках» / М.Э. Шкуро // Начальная школа, 2014. – №10. – с. 17-19.

Приложение 1

        Лист самооценки группового проекта

Класс_______________________

Группа  __________________________

Оцени работу своей группы.

Отметь знаком V  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены  группы принимали участие в работе над проектом?

А.  Да, все работали одинаково.

Б.  Нет, работал только один.

В.  Кто – работал больше, а кто – то меньше.

  1. Как вы решали возникающие проблемы?

А. Пытались выяснять все взгляды на проблему, чтобы решить её комплексно.

Б.  Объясняли свою точку зрения, приводили доводы и убеждали.

В.  Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, всё получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

Приложение 2

Оценка защиты проекта

Вступление

+/-

Изложение

+/-

Заключение

+/-

Отсутствует

Подчинено идее

Отсутствует

Затянуто

Последовательно

Логически завершено

Интересно

Интересно

Раскрывает тему

Раскрывает тему

Затянуто

Использованы различные методы и приемы

Содержательно

Интересно

Материал композиционно размерен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

 В статье представлен материал выступления на  III всероссийских аксиологических чтениях по теме "Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников."В статье рассказ...

Семинар для учителей и воспитателей ГПД по теме: "Этнокалендарь как средство духовно-нравственного развития и воспитания учащихся"

Данный материал показывает разные варианты того, как можно привить ребенку духовно-нравственные ценности. В этом нам помогает этнокалендарь....

Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....

Организация учебного диалога как средство формирования конструктивного общения детей младшего школьного возраста

В данной статье выделяются приемы диалогизации взаимоотношений учителя и учащихся, правила ведения диалога, что является актуальным в условиях реализации ФГОС НОО....

Классный час "Культура человека - основа духовной жизни человека"

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление  разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уваже...