Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx168.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: продолжить формировать представления учащихся о суффиксе как значимой части слова.

Задачи: объяснить детям как суффиксы могут повлиять на значение слова;

Обучающая- учить составлять слова с предложенными суффиксами;

Развивающая-развивать логическое мышление детей при группировке слов по значению суффиксов;

Воспитывающая- прививать интерес к русскому языку, познанию нового учебного материала.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД

  1. Развиваем умение извлекать информацию из текстов.
  2. Выявлять сущность, особенности объектов.
  3. На основе анализа объектов делать выводы.
  4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

  1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё мнение.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

1.Орг.мом

2.Акт.знаний

3.Изучение новой темы

4.Физмин.

5.Сам.раб

6.Рефлексия

Здравствуйте ребята! Меня зовут  Наталия Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.  Садитесь пожалуйста!

На доске: «Кр.сна птица оп.реньем, а человек учен.ем»

«Д.рога ложка к обеду»

Прочитайте, объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.(1-Знания, образование человека — одно из достоинств, которые высоко ценятся; 2- актуальные потребности нужно удовлетворять как можно скорее, желательно, немедленно, а не откладывая их на потом. Всему - свое время.)

Хорошо, ребята давайте вспомним что вы изучали на прошлых уроках русского языка?(части слова-корень, приставка, суффикс) Хорошо.

-Чем занимались на прошлом уроке?

-Что помните про суффикс?(суффикс-часть слова, стоит после корня и имеет своё значение. Обозначается домиком)

-Какие суффиксы вы помните с прошлого урока? (–ёнок-; -ист-;-щик-;-ишк-;-ик-)

Откройте свои учебники на стр.65, упр.86.

Прочитайте задание.

Итак, давайте прочитаем первую строчку. Посмотрите с помощью какого суффикса образованы слова в паре?(-чик)

Ребята,скажите, какое значение в этих словах имеет суффикс –чик?(Указывает на размер – все предметы становятся меньше)

Хорошо, прочитайте мне вторую строчку. На что же в этом случае указывает суффикс?(на профессию)

Давайте запишем эти слова в два столбика 1-уменьшительно-ласкательные; 2-профессии. Выделим суффикс –чик.

Ребята, одинаковое ли значение суффикса –чик было в обеих строчках?(нет)

-Для чего он служит? (Суффикс –чик- служит для уменьшения слов, образовывает слова, обозначающие профессии.)

 -Какой оттенок значения он придаёт словам? (Суффикс –чик- уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует названия профессий)

Итак, сделаем вывод, что один и тот же суффикс имеет разные значения.

Значит попробуем сформулировать тему урока (мы будем учиться составлять слова с суффиксами, которые имеют разные значения)

Дальше посмотрим на упр. 87

Прочитайте задание.

Хорошо, теперь прочитаем сам текст.

Теперь посмотрите на «слова для выбора». Прочитайте их. Теперь давайте кто-то один попробует прочитать текст с уже замененными словами. Хорошо.

А вот скажите, ребята, каким же стал наш зверёк благодаря этим словам?(нежный, маленький)

Хорошо, записываем этот текст в тетрадь, упр.87.

Ребята, эти слова, которые изменили наш текст называются «Уменьшительно-ласкательными» нужно это запомнить!

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

Хорошо, теперь закрыли тетрадочки, открываем тетради для проверочных работ.

Проверочная работа 33

Суффикс

1. Образуйте новые слова по образцам. 
Рука — ручища, нога — _____________________________, 
нос — ______________________, глаза — ___________________. 
Ухо — ушко, рот — ___________________________________,

человек — ___________________________, кот— ____________________________.

Посмотрите, на пример «рука-ручища», какой суффикс добавили в этом слове? (-ищ)

Да, но посмотрите еще какой интересный момент, последняя буква в корне,а какой у нас корень?(рук) А во втором слове(руч) у нас получается чередование букв. А как вы думаете для чего это нужно?(для того чтобы слова в нашей речи употреблялись более приемлимо)

Итак в первой строчке, какое значение имеет суффикс?(увеличения) А теперь посмотрим на вторую строчку. Какой там будет иметь смысл суффикс?(уменьшительно-ласкательный)

2. В устойчивых выражениях заменены в словах суффиксы. Запишите их правильно.
Брать под своё крылышко. Бросился в глазки. Держать носик по ветерку.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В этом номере вам нужно записать слова правильно. Объясните значение первого выражения(Окружать вниманием, заботой, опекать; оказывать покровительство кому-либо.)

Бросился в глаза(Привлекать внимание своим видом; быть особенно заметным)

Держать нос по ветру ( В зависимости от обстоятельств, изменяющихся условий менять свои взгляды, убеждения, изменятьсвоё поведение.)

3. Измените слова по схеме «он — она».

Гитарист — гитаристка, баянист — _______________________________,

скрипач — _______________________________, певец — __________________________, работник — ______________________________, лётчик — _________________________.

4. Подчеркните в тексте имя собственное, в котором есть суффикс.

Серёжка никому не позволит дёргать девочку Жанну за косички. Если потребуется, он делает это сам! 
(С. Георгиев)

Образуйте как можно больше уменьшительно-ласкательных имён с разными суффиксами от имён Аня, Ваня.

Кто же мне скажет что такое имя собственное?(имя сущ., к4от. Обозначает название, имя, фамилия, кличка, географические названия. Думаю не составит труда вам найти имя собственное.

5. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в словах, отвечающих на вопрос кто? или что?

Котик сер _ нький присел на п _ чурочке 
И т _ хонечко запел песню Юр _ чке: 
— Вот проснулся п _ тушок, встала курочка, 
Поднимайся, мой дружок, милый Юр _ чка!

Читайте внимательно задания!

Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Для чего служит суффикс? (Суффикс служит для образования новых слов) Какие суффиксы вы запомнили? (суффиксы –ёнок-; -ист-;-щик-;-ишк-;-ик-;-ок-;-ек-;-чик-)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема "Разбор слов по составу. Суффиксы имён существительных. Обобщение. Подготовка к словарному диктанту".

Цели урока: 1.Закрепить навык  разбора слов по составу.2.Повторить суффиксы имен существительных.3.Повторить написание словарных слов по темам «Зима», «Животные», слов с разделительным твёрдым и ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

Конспект уроков по русскому языку 1 класс. Тема "Перенос слов"

Урок составлен по ФГОС. Цель урока: ознакомление обущающихся с правилами переноса слов.  На уроке используется проблемное обучение, сотрудничество, ИКТ, здоровьесберегающая технология.На уроке фо...

Конспект урока по русскому языку 4 класс.Тема "Сложные слова.Обобщение по теме"

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема " Сложные слова.Обобщение по теме"...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Образование новых слов с помощью суффиксов"

Цели деятельности учителя: Формирование представлений учащихся о семантике суффиксов и единообразии их написания.Планируемые результаты:Предметные:- знать способы словообразования с помощью суффи...

Конспект урока по "Русскому языку", 3 класс, тема: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова

Тема: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова».Цель: закрепление правописания слов с парными согласными на конце и в середине слов на основе ...