Технологическая карта по русскому языку "Род имен существительных" в 3 классе
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Автор учебника: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий («Школа России»).

Класс: 3

Тема: Род имён существительных.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: сформировать  представление о роде имён существительных, как об одной из грамматических признаков; сформировать умение определять род имён существительных.

Задачи: 1. актуализировать знания  об имени существительном.

               2. открыть правило определения рода имён существительных.

               3. научить определять род имён существительных.

               4. тренировать способность к определению рода имён существительных.

Планируемые результаты

Предметные: находить имена существительные (или уметь находить  и отличать имена существительные от других частей речи); научиться на основе правила определять род имён существительных.

Формируемые УУД: личностные: умение признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; проводить самооценку на основе критерия успешности;

регулятивные: умение планировать и определять последовательность действий для решения задачи, определять и формулировать тему и задачи урока, действовать составленному (заданному)  плану;

познавательные: умение классифицировать слова по определённым признакам, делать выводы на основе обобщения, ориентироваться в системе знаний, отличать новое  от раннее изученного, перерабатывать полученную информацию;

коммуникативные: умение оформлять свои мысли  в устной и  письменной форме.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд – презентация,  учебник  для 3 класса, карточки с заданиями разных цветов, памятка « Карточка – запоминалочка», карточка для игры «Круговая почта», шаблон человечка и лесенка знаний для рефлексии.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё в порядке,

Книжки, ручки и тетрадки.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»?

- Доброе утро, ребята! Тихо сели.  Начинаем урок русского языка.  Все мы знаем, что в русском языке очень много разных тайн. Сегодня у нас с вами будет необычный урок – исследование, в котором вы будете играть роль исследователя.

- Вы знаете кто такие исследователи?

- Как думаете, что мы будем исследовать?

- К нашему уроку я подобрала такой девиз: « С малой удачи начинается большой успех».

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- Свяжите её с нашим сегодняшним уроком?

- Нужна ли человеку удача, успех? Зачем?

- Нужна ли она вам? От чего зависит успех человека?

- Я желаю вам сегодня на уроке удачи, хорошего настроения и успешной работы.

- Пожелайте и вы её друг другу.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Будем исследовать что – то новое, неизвестное нам.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Прикасаются ладошками друг к другу и говорят: « Удачи и успеха».

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

УУД: познавательные (умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков), личностные (сформированность учебно-познавательного интереса).

- Прочитайте слова на слайде и распределите их на группы.

 Река Волга, город Боровичи, озеро Байкал, улица Пушкинская, писатель Алексей Толстой, село Михайловское

- Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы?

 -Назовите нарицательные имена существительные?

 -Какие имена существительных собственные?. Молодцы.

- Какой части речи являются данные слова?

 - Итак, что мы будем  исследовать?

- Зачем будем исследовать имя существительное?

- Верно. В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача– раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.
А результатом наших исследований будут наши выводы, правила, которые мы  исследуем, откроем.  Их будем заполнять в карточку - запоминалочку.

(раздаётся учащимся и вывешивается на доску)

- Проверим, что вы знаете об имени существительном.

Поиграем в игру «Да и  нет». Перед вами карточки синего цвета. На них записаны вопросы. Если вы согласны, то ставите рядом знак «+», если не согласны – знак «-».

1. Имя существительное – это часть речи?

2. Имена сущ. отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

3. Имена сущ. отвечают на вопросы: кто? что?

4. Имена сущ. обозначают действие предмета?

5. Имена сущ. бывают только одушевлёнными?

6. Имена сущ. обозначают предмет?

7. Имена сущ. изменяются по числам?

8. Имена сущ. бывают и собственными и нарицательными?

9. Имена сущ. изменяются по родам?

10. У  имён сущ. два рода?

Читают и выполняют задание

- нарицательные и собственные

 - река город, озеро, улица, писатель, село

- Волга, Боровичи, Байкал,  Пушкинская, Алексей Толстой, Михайловское

-Это имена сущ.

-Будем исследовать имя существительное

Чтобы узнать что – то новое

Выполняют задание по карточкам.

Выявление места и причины затруднения

Цель: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя. ( Регулятивные УУД)

УУД: познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей)

- Итак, мои юные исследователи! Какое задание вы сейчас выполняли?

- На все ли вопросы вы смогли ответить?

- Где вы затруднились? Почему?

Проверяли знания об имени существительном.

Не смогли ответить на последние два вопроса, связанные с родом имён существительных.

Не знаем, что такое род имён существительных.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: сформировать навык определения рода существительных опираясь на выведенный способ.

Уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы. (Познавательные УУД)

Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. (Регулятивные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.(Регулятивные УУД)
Проявлять интерес к изучению темы. 
(Личностные УУД)

- Кто попробует назвать тему нашего урока?

- Что нам надо сделать?

- Какие задачи поставим перед собой?

- используйте игру – подсказку « Хочу…»

Узнать…

Научиться…

Применять…

Тема урока « Род имён существительных»

Задачи: узнать какого рода бывают имена существительные; научиться определять род имён существительных; применять новое знание при выполнении заданий.

Реализация построенного проекта

Цель: проверить умение определять род имен существительных; учить устанавливать партнёрские отношения в процессе работы в паре, произвольно регулировать, оценивать собственные действия и действия партнёра.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

 - Для решения первой задачи предлагаю вам прочитать грамматическую сказку о том, как у существительных род появился. Возьмите карточки зелёного цвета и прочитайте сказку.

- В некоторых языках  народов Африки количество родов достигает до 40. В испанском, итальянском и французском языках только два рода.  Есть языки, где вообще нет родов – это английский, коми - пермяцкий и китайский. А сколько родов в русском языке?

- Сделайте вывод: какого рода бывают имена существительные?

- Результат нашего исследования запишем в карточку – запоминалочку.

 - Мы выполнили первую задачу? Кому было трудно?

- Какую вторую задачу ставили?

- В народе есть такая примета: если что – то упало, то значит,  скоро должен кто – то прийти.

- Слышали ли вы эту примету?

- По упавшему предмету даже определяли,  кто может прийти: мужчина или женщина.  Если упала вилка или ложка, значит,  придёт женщина, а если упал нож – мужчина.  

- А как вы думаете, почему так определяют? С чем это связано? В чём секрет?  Может кто – то догадался уже?

- Предлагаю вам прочитать на карточках  белого цвета секрет принцессы из сказки.  В сказке вы найдёте ответ на наш вопрос, касающийся приметы.

-  Что нового вы узнали, прочитав текст. В чём секрет принцессы?

- Какие слова – помощники нам помогают определить род имён существительных?

- Сделайте вывод: как определять род имён существительных?

- Откройте учебники  и  прочитайте правило.

(Работа по учебнику)

-Что нового узнали ещё из правила?

- Что  запишем в карточку – запоминалочку?

- Какую задачу мы выполняли? Кому было трудно?

- Над какой задачей нам надо ещё поработать?

- Приступаем к выполнению этой задачи.

Читают грамматическую  сказку.

В русском языке три рода.

Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.

Записывают правило в карточку.

Да.

Учащиеся, кому было трудно при выполнении этого задания, должны просигналить учителю: поднимают руку.

Научиться определять род имён существительных.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Читают текст на карточке.

С помощью слов – помощников принцесса быстро научилась определять род имён существительных.

Он - мой, она – моя, оно – моё.

С помощью слов – помощников можно определять род имён сущ.

Работают по учебнику.

По родам имена существительные не изменяются, т.е. род - это постоянный признак имён существительных. Каждое существительное может быть только мужского рода, женского рода, среднего рода.

Род имён существительных – постоянный признак.

Мы учились определять род имён сущ.

Учащиеся, кому было трудно при выполнении этого задания, должны просигналить учителю: поднимают руку.

Применять новое знание при выполнении заданий.

Физминутка

Задание: женский род – похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.

(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)

Выполняют двигательную  зарядку.

Первичное закрепление  с проговариванием в внешней речи

Цель: проверить умение определять род имён существительных.

- Предлагаю выполнить следующее задание: определите род у  имён существительных, используя  правило.

     Дорога, село, земля, волк, цветок, весло.

- Следующее задание в паре: дополнить каждый столбик именами существительными.  Придумать и записать по одному существительному на каждый род.

женский род            мужской род         средний род

песня                       пол                                 молоко

деревня                   дом                                  ведро

…..                          ……                                     …….

- Оцените работу в парах.

Выполняют задание по цепочке, громко проговаривая правило определения рода имён сущ.

Работают в паре.

Оценивают работу в парах.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: проверить умение определять род имён существительных.

- Распределите слова на 3 группы по их роду.

    Лето, щенок, звезда, ключ, мама, зима, окно, утро, пароход.

- Проверьте себя по слайду.

- Просигнальте, кому было трудно.

Распределяют и записывают слова в три столбика по их родам. Оценивают себя по эталону.

Включение в систему знаний и повторение

Цель: проверка усвоения полученных знаний.

- Выполните задание на карточке: вписать пропущенные слова в пословицы и определить  у этих слов род.

   Волков бояться в ….. не ходить.

Труд человека кормит, а …..портит.

Скучен …… до вечера, коли делать нечего.

Вся …….. на месте, так и душа на месте.

Язык болтает, а ……… не знает.

- Проверьте себя по слайду.

- Оцените себя.

- Игра « Круговая почта»: многие из вас, наверно, получали письма и сами их писали. Сейчас, мы проведём  игру. Первый ученик определяет род первого слова и передаёт карточку  следующему ученику. Следующий должен проверить правильно ли определил род  имени существительного его сосед и определяет род следующего слова. И так до конца,  пока не дойдём до последнего ученика.

Выполняют задание на карточках.

Проверяют себя по эталону. Оценивают знаками:

«!»– всё выполнено правильно, без ошибок;

«+» - есть 1 – 2 ошибки;

«?» - выполнено неправильно, 3 и более ошибок.

Играют в игру, проверяя  свои знания.

Рефлексия учебной деятельности.

УУД: личностные (осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока), познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей), коммуникативные(умение работать в паре; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми); метапредметные (умение сравнивать, делать выводы); предметные (применение новых знаний в жизненных ситуациях).

- В роли кого вы сегодня выступали? Что  исследовали на уроке?

- Какие задачи ставили перед собой? Выполнили ли их?

 - С какими затруднениями столкнулись на уроке? Смогли преодолеть их?

- Чему научились на уроке?

- Что записали в карточку – запоминалочку? Сделайте общий вывод.

- Понравился ли вам урок? Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки знаний. Поставьте человечка

( то есть себя) на ту ступеньку лесенки, на которой вы сейчас находитесь по нашей сегодняшней теме.

На листе ватмана нарисована лесенка.

Первая ступенька лесенки – я не понял, надо постараться;

Вторая ступенька – я понял, но не уверен в своих силах;

Третья ступенька – я понял, хорошо усвоил тему, но могу лучше;

Четвёртая ступенька – я понял, могу помочь другим.

- Посмотрите на нашу лесенку знаний и скажите,  кто из вас смог подняться на самую высокую ступеньку?

 - Вернёмся к нашему девизу урока « С малой удачи начинается  большой успех»: кому сегодня на уроке улыбнулась  удача? А у кого был большой успех?

 - Я думаю, что сегодня, испытав маленькую удачу нас ждёт большой успех в будущем. Ведь тайны русского языка ещё не все раскрыты.

- Урок окончен. Всем спасибо за  работу.  Молодцы!

- Домашнее задание на выбор:

1. выписать из словаря по 5 имён  существительных  каждого рода.

2. нарисовать по 3 предмета каждого рода.

3. записать по 4 имени существительных  каждого рода к каждой группе:

- одежда

- школа

- фрукты и овощи

Мы сегодня на уроке выступали в роли исследователей. Исследовали род имён существительных.   Со всеми поставленными задачами справились. Результат достигнут, хорошо выполнили самостоятельную работу.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке по лесенке знаний.

Несколько учащихся комментируют свой  выбор.

Выбирают домашнее задание по уровню сложности.

Приложение  № 1

Грамматическая сказка о том, как у имён существительных род появился.

        В некотором царстве, в некотором государстве большой дворце жила принцесса. И было у этой принцессы много слуг – имён существительных.  Все они были похожи друг на друга. Принцесса не  могла их отличить и  каждый раз их путала.  

      И вот однажды она издала указ: кто сможет придумать, как разделить моих слуг – существительных, то получит большое вознаграждение»! Тут же со всех королевств съезжались люди – короли, королевы, принцы и принцессы. Но никто из них  не смог  выполнить указ принцессы и возвращались к себе домой ни с чем.

     Спустя некоторое время, явился один весёлый мальчуган.  Это был пастушок.    Он смог помочь принцессе.  Во дворец явился он со своими друзьями – котом и собакой и сказал: « Те, кому нравится мой кот, можете подойти и погладить его.  Те, кому понравилась моя собака, можете подойти погладить её».   Одни подошли к коту, другие – к собаке.  Но остались и те, кому ни кот, ни собака не  понравились.  Тогда, благодаря своей смекалке и уму, пастушок  сказал: « Те, кто подошёл к моему коту, будут называться мужским родом. Те, кому понравилась моя собака – женский род.  А те, кому ничего не понравилось, будут – средним родом».  А для того, чтобы принцесса не путалась,  пастушок открыл ей секрет, чтобы принцесса быстро могла определить род имён существительных.  

     А  пастушок получил своё вознаграждение.   И живёт себе,  поживает и добра наживает.

Приложение №2

Памятка « Как определить род имён существительных»

Женский род запомню я

 И скажу: « Она – моя».

И запомню род мужской

 И опять скажу: « Он – мой».

Средний род: « Оно – моё»

Это правило – моё!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Винительный падеж имен существительных. Лес - наше богатство"

На уроке открытия новых знаний учащиеся выясняют в чём заключается опасность при определении именительного и винительного падежей и составляют алгоритм для их распознования....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Число имен прилагательных"

Урок соответсвует программе "Школа России" по учебнику Какнакиной, Горецкого....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему «Изменение имен прилагательных по родам»

Технологическая карта урока русского языка в 3 «А» классе на тему «Изменение имен прилагательных по родам». Программа "Школа России"....

технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Определение падежей имен существительных

урок русского языка 3 класс Определение падежей имен существительных...