Конспект урока по русскому языку 4 класс "Сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.

Формируемые УУД:

предметные — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные — инициа­тивное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС

УМК «Школа России»

Тема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в сложном предложении.

Цель: актуализировать знания о простом и сложном предложениях, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
  • учить выделять в письменной речи "простые и сложные предложения".

развивающие:

  • учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);
  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
  • развивать навык чёткого и красивого письма;
  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
  • формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.

воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;
  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.

Формируемые УУД:

предметные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

регулятивные — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формы работы: фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная.

Оборудование:

-для учителя: учебник В.П. Канакина «Русский язык»,  компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, смартфон, интернет, программа Plickers.

-для ученика: учебник В.П. Канакина «Русский язык»,  карточки с предложениями, карточки с QR-кодами, смайлики.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарный диктант

Календарь природы, известный космонавт, весёлые каникулы, лучший комбайнёр, багажный вагон, медленный корабль, прекрасный костюм.

(Дети по одному выходят к доске.)

Словарная работа. ПРЕКРАСНЫЙ

-Кто услышал новое словарное слово?

-Кто предположит, как правильно пишется это слово?

 Выделите приставку( приставка- пре- = очень, т.е. очень красивый, пребольшой, т.е. очень большой)

-На какую орфограмму еще в этом слове стоит обратить внимание?

-Каково лексическое значение этого слова?

-Давайте обратимся к толковому словарю. (Ученица зачитывает значение по словарю)

-Составьте предложение с новым словарным словом.

(На клумбе растет прекрасный цветок.)

-Выполните полный разбор предложения. (Ученик работает на доске)

III. Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте и сравните два предложения.

Солнце встало и осветило окрестность. Солнце встало, и окрестность озарилась светом.

—  Чем похожи предложения? (В них содержится одна и  мысль.)

—  Чем они отличаются? (Во втором предложении cmoит запятая, а в первом нет.)

—  Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

—  Найдите грамматическую основу в первом предложении (Солнце встало и осветило.)

—  Какую роль играет в этом предложении союз и? (Oн объединяет однородные члены предложения.)

—  Найдите грамматическую основу во втором предложении (Солнце встало, свет разлился.)

—  Какую роль играет в этом предложении союз и? (Он соединяет две части сложного предложения.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие предложения называются простыми, а какие — сложными, научиться различать простые и сложные предложения.)

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдения над простыми и сложными предложениям

(Работа в парах по карточкам (на каждой карточке написано одно предложение).)

—  Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного.

Распределите карточки по двум группам: простые предложения и сложные предложения.

1) Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4) Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.

5) Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6) Молодые побеги сморщились и завяли.

7) Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8) Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

(Проверка. Одна пара отчитывается о выполненной работе, остальные проверяют.)

—  Чем простое предложение отличается от сложного?

—  Проверьте себя. Прочитайте материалы рубрики «Вспомните!» на с. 36 учебника.

2. Работа по учебнику Упр. 49 (с. 36).

—Прочитайте выразительно поэтические строки.

—  Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении. (Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет.)

—  Сколько предложений в этом отрывке? (Два.)

—  Какие это предложения - сложные или простые? Докажите своё мнение. (Первое предложение простое, в нём одна грамматическая основа — подлежащее ветер, сказуемое гонит. Второе предложение сложное, в нём две основы: ель стонет, лес шепчет.)

—  С помощью чего простые предложения объединяются в сложное предложение? (С помощью интонации )

- А при помощи чего разделяются? (между ними ставится запятая.)

—  Выполните письменные задания к упражнению.

V. Физкультминутка.

Я буду вам читать предложения. Если вы услышите простое предложение – приседаем. Если же предложение сложное – встаем и тянемся вверх.

1.День был прекрасный.

2. Труд кормит, а лень портит.

3. Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.

4.Ночь проходит, день приходит.

5.Братья двери отворили, караульщика впустили .

6. Молодые побеги сморщились и завяли.

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

-Итак, давайте прочитаем материалы рубрики «Вспомните!» на с. 37 учебника.

Упр. 50 (с. 36-37).

—  Прочитайте предложения.

—  С помощью чего простые предложения объединяются в сложные?

(Учащиеся указывают способ связи в каждом предложении.)

—  Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? (Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.)

—  Объясните написание слов с пропущенными буквами. (Запись любых двух предложений под диктовку.)

VII. Зарепление.

Работа с программой Plickers.

Дети работают с QR-кодами.

Предложено 4 вопроса.

1.Укажите сложное предложение.

А) Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо.

В) Наш кот Васька любит играть в догонялки. 

С) Опустел сад, и осыпались листья.

D) На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв.

2.Укажите сложное предложение, состоящее из трех частей.

А) Папа задергивает шторы, мама дает Марине яблоко.

Б) Живет Балда в поповом доме, ест , спит на соломе.

В) Дети собрали букеты из желтых, красных и оранжевых листьев.

Г) Мама подарила Марине шапочку, папа купил спортивный чемодан, бабушка дала мохнатое полотенце.

3.Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложного предложения.

А) Лучи солнца греют и лицо, и руки.

Б) Белые, золотые и синие цветы качаются над головой .

В )Вихри ветра поднимали и кружили лепестки жасмина.

Г) Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

4.Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно.

А) В ярком золоте ,день утопает и ручьи по оврагам шумят.

Б) В ярком золоте день утопает и ручьи, по оврагам шумят.

В) В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят.

Г) В ярком золоте день, утопает и ручьи по оврагам шумят.

При помощи QR-кода дети показывают ответ, учитель сканирует смартфоном ответы детей. Результаты отображаются на доске.

 

VIII. Рефлексия.

Работа со смайликами.

IX. Подведение итогов урока

- Какую задачу ставили?

-Как отличить сложное предложение от простого?

- С помощью чего соединяются части сложного предложения?(…)

- Когда запятая ставится в сложном предложении?

Оценки.

Домашнее задание

Учебник стр. 37, упражнение 51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Методическая разработка. Конспект урока по русскому языку "Повторение. Предложение"

Способствовать повторению, обобщению и закреплению знаний о предложении, знаках препинания;создать условия для распознания диалога и монолога, объяснения орфограмм....

Конспект урока по русскому языку «Восстановление предложений» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст и предложения из деформированных предложений; умение устанавливать последовательность предложений, выделять части и правильно записывать...

Конспект урока по русскому языку "Выделение предложения из текста"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА             ...