СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
учебно-методический материал по русскому языку

Марина Н Егорова

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. Задача учителя – сделать её максимально эффективной и не чрезмерно утомительной для ребенка. Предлагаю вариант памятки   всего из 4 пунктов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkami._egorova_m.n.docx311.26 КБ

Предварительный просмотр:

Егорова М.Н. КСОШ №1

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

                         C:\Users\Марина\Desktop\1013628851-1170x781.jpg

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. Задача учителя – сделать её максимально эффективной и не чрезмерно утомительной для ребенка. Во многих школах используются памятки “Работа над ошибками", представляющие собой список орфограмм и алгоритмы работы над каждым типом ошибок.

Существенными недостатками такой памятки я считаю, во-первых, большое количество пунктов, часто около 30, а во-вторых, пассивность ученика, так как, пользуясь памяткой, ребенок выполняет предложенные в ней действия механически.

Я постаралась устранить эти недочеты и составила свой вариант работы над ошибками, который применяю на практике уже более 30 лет .

Предлагаю вариант памятки   всего из 4 пунктов. При исправлении ошибки в тетради на полях ставлю цифру от 1 до 4, соответствующую пункту памятки.

«Работа над ошибками»

Памятка.

  1.  Докажи, выдели орфограмму графически.
  2.  Слово, + 2 на правило, выдели орфограмму графически.
  3.  3 раза. Подчеркни букву.
  4.  Переделай.

Пояснения.

  1. Докажи.

В данную категорию входят все случаи, где написание необходимо доказать. Ученик сам должен определить орфограмму, вспомнить, как доказать верное написание.

  1.  Слово, + 2 на правило.

Написать слово, в котором допущена ошибка, и два слова с данной орфограммой. Подчеркнуть орфограмму. (Заглавная буква в имени собственном; сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк – чн; Ь, обозначающий мягкость согласных, Ь – разделительный, двойная согласная в корне, единообразное написание приставок…

  1. 3 раза.

Написать слово 3 раза, подчеркнуть букву. Сюда входят слова с непроверяемым написанием (словарные), пропуск, замена, перестановка букв, а также слова, написание которых ученики на данном этапе обучения не могут объяснить.  Так, например, для первоклассника при пропуске непроизносимого согласного будет стоять на полях «3», для ученика третьего класса это «1».

  1.  Переделай. 

В эту категорию включены ошибки, которые предполагают повторное выполнение задания. Как правило, это все виды разборов (фонетический, морфологический, морфемный, синтаксический). Заглавная буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения. 

Запомнить такую памятку детям очень просто. Тем более, что пункты 2  (слово + 2 на правило) и 3 (напиши 3 раза) говорят сами за себя. Остается только: 1-докажи, 4- переделай.

Проверяя работу ученика, я не только пишу на полях пункты памятки, но и на строке, где должна начинаться работа над ошибками, в кружке указываю их общее количество для исправления. Это удобно для последующего контроля выполнения работы.

Постепенно заменяю для более сильных учеников цифры на полях просто палочками, а затем только исправляю ошибки.

Дети знакомятся с данной системой работы над ошибками уже в 1 классе, и продолжают работать по ней в 5 классе.

C:\Users\Марина\Desktop\кеуп.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок....

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Данная статья включает в себя систему работу над ошибками в младших классах коррекционной школы, в которой предлагаются упражнения, при помощи которых не только закрепляются, но и уточняются знания де...

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Памятка по работе над ошибками на уроках русского языка в начальной школе...

Приемы работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе.

При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой фор...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Памятка "Работа над ошибками на уроках русского языка"...

Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.

Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....

Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе

Ежедневное выполнение работы над ошибками - важнейшее условие формирования и развития орфографической грамотности у обучающихся младших классов. В данной статье говорится о работе над орфографическими...