Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Боровская Марина Александровна

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • осуществляется добровольно;
  • осуществляется сознательно;
  • планируется, управляется и контролируется самим человеком;

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

        ГБОУ«Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»

«Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования».





                                                                                           Подготовила: М.А. Боровская.





                                                          2020

 «Мастерство учителя — это специальность,
которой надо учиться»
Антон Семенович Макаренко  

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • осуществляется добровольно;
  • осуществляется сознательно;
  • планируется, управляется и контролируется самим человеком;

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

        Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации:

  • в рамках курсовой подготовки
  • с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

  • работа методических объединений, творческих групп;
  • проведение, семинаров, педагогических чтений

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

  • средств массовой информации,
  • библиотек, музеев,
  • формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах)
  • создание собственных публикаций
  • осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности

Как и все педагоги нашей школы я занимаюсь своим самообразованием. В прошлом учебном я обобщила опыт по теме «Словарно – орфографическая и словарно – лексическая работа на уроках русского языка и чтения как средство развития речи» по которой работала 3 года.        Учитывая особенности лексической стороны речи умственно-отсталых школьников, программа по русскому языку  придает большое значение словарной работе, поскольку, половина новых слов входит в словарь школьников через уроки русского языка и чтения. Задачами словарно – орфографической и словарно – лексической работы являются:

  • Уточнение имеющегося словарного запаса учащихся.
  • Закрепление и углубление знаний по лексике.
  • Расширение активного словаря учащихся.
  • Развитие навыков правописания.

Чтобы словарная работа была интересная и давала результат , ее надо разнообразить. Я собрала и разработала практический материал для работы по этой теме.

 Для первоначального знакомства со словом собрала загадки, ребусы  и предметные картинки, а также демонстрационные карточки со словарными словами. В кабинете русского языка изучаемые слова вывешиваются на специальные стенды. Зрительный образ слова способствует его прочному усвоению.

Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей работе. С помощью нетрадиционных заданий школьники могут сами определить слово, с которым им предстоит познакомиться на уроке, например:

- Внимательно посмотрите на данную запись. Установите последовательность соединения букв. Назовите словарные слова, с которыми мы должны познакомиться на уроке.

Р И Ц Х Е П Р Г Е У Т Р    (рецепт, хирург)

Такие задания  корригируют интеллектуальные способности учащихся, развивают наблюдательность, волю, заставляют детей мыслить самостоятельно.

Ясно, что когда понятен смысл слова, оно и запоминается быстрее т.к. основано на понимании. Об этом следует помнить, потому что  дети с интеллектуальной недостаточностью овладевают написанием только тех слов, которые часто встречаются в их речевой практике. Слова иностранного происхождения, значения которых ученики не знают, они могут писать ошибочно. Это обязывает нас, учителей русского языка, при обучении грамотному письму не забывать о таком направлении коррекционной работы, как развитие речи учащихся, т.е. включение новых слов в речевую практику. Это можно делать на «орфографических пятиминутках», используя разные виды словарно - орфографических  упражнений.

Такие упражнения помогают увлечь детей в мир слов, доставляют им радость и приносят большую пользу:

  • Обогащают словарь.
  • Развивают речь.
  • Развивают гибкость мышления.
  • Стимулируют поисковую активность.

Пробуждают интерес к предмету.

Благодаря постоянной и планомерной работе по представленной мною теме, добилась положительных результатов. Критерием результативности стало повышение качества знаний по русскому языку.

Учащиеся 8 – 9 классов достаточно хорошо владеют словом при пересказе, улучшили технику чтения. Хочется отметить и возросший интерес к предмету, активность на уроках слабоуспевающих учеников.

       В процессе работы  по теме своего самообразования я участвовала в работе творческих групп школы, в работе МО. Участвовала в региональной выставке «Живые истоки». Привлекала к активному участию детей в конкурсах районной библиотеки таких как «Вселенная под названием книга», «Сияньем строк воспетая природа», «Поэт и гражданин», «Его стихи звучат на радость детям». С детьми своего класса приняли участие в конкурсе «Пройдем по улице героя войны», который проводила областная библиотека Ярошенко. Для этого проделали с детьми интереснейшую и увлекательную работу. Побывали на улице Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Ильи Петровича Мосьпанова. Посетили  Аллею Славы, где установлен бюст И.П. Мосьпанова. Сделали фотографии. Познакомились с биографией героя. Нашли фото военных лет Ильи Петровича в сети интернет. Сделали фотоколлаж, написали сочинение о его биографии и отослали на конкурс. В результате заняли IIместо и получили в подарок книгу «Моя Белгородчина: Великая Отечественная война».

         Создавала собственные публикации в сборниках БелИРО. Участвовала в педагогических чтениях «Белгородский институт развития образования» по теме «Компитентностный  подход в системе работы учителя». Участвовала в международной научно-практической конференции по теме «Современные образовательные ценности и обновление содержания образования».  

         Прошла профессиональную переподготовку по программе «Олигофренопедагогика для педагогических работников образовательных организаций» в 2019г.

         Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

моими результатами самообразования я считаю:

  • повышение качества знаний обучающихся предмета;
  • разработанные методические пособия, статьи;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • разработка и проведение открытых уроков, классных часов по собственным, новаторским технологиям;
  • проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая компетентность учителя начальных классов.

Цель: расширить тематический диапазон учащихся, который позволяет углубить свои знания и представления об учебных предметах. Оборудование: Карта-план путешествия, карточки с заданиями, учен...

Презентация "Самообразование как фактор формирования педагогической компетентности"

«Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением....

Психолого – педагогическая компетентность учителя, как основа успешной работы с одарёнными детьми.

По мере повышения требований к  образовательному процессу, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной шко...

Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»

Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной  деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс    умений и нав...

Самообразование как фактор формирования педагогической компетентности.

Самообразование как фактор формирования педагогической компетентности....

Педагогическая компетентность учителя НОО в области метапредмета «Знак»

В повседневной жизни человек часто встречается с различными знаками и  схемами, например, когда  разбирается со схемой маршрутов автобусов, или когда  изучает инструкцию нового б...