Технологическая карта урока "Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Глуховская Татьяна Петровна

Технологическая карта урока "Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова.

Цель: Способствовать развитию умения писать буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корне слов; создать условия для запоминания правописания непроверяемых слов.

Задачи:

Обучающие:

1. Уточнить представление о словах, где написание безударной гласной надо запоминать.

2. Формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова, находить в словарных словах буквы, написание которых надо запоминать или проверять по словарю.

3. Формировать познавательный интерес к открытию знаний.

4. Формировать универсальные учебные действия (УУД)

Развивающие:

  1. Развивать умение определять и формулировать задачи и тему урока и самостоятельно искать пути решения этих задач;
  2. Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка.
  3.  Развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, желание отстаивать свою точку зрения, умение участвовать в диалоге, соблюдать при этом коммуникативную культуру.

Планируемые результаты (предметные): учащиеся овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Личностные результаты: учащиеся проявляют познавательный интерес к изучению нового.

УУД (метапредметные):

регулятивные: определяют, принимают и сохраняют в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществляют её решение под руководством учителя;

познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

логические: умеют выделять существенную информацию из учебного текста;

коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Основное содержание темы, понятия и термины – словарные слова

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

1.Организационный момент (Мотивирование к учебной деятельности)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на урок:

- Дети, вам тепло? (ДА)

- В классе светло? (ДА)

- Прозвенел уже звонок? (ДА)

- Уже закончился урок? (НЕТ)

- Только начался урок? (ДА)

- Хотите всему научиться? (ДА)

- Значит можно садиться? (ДА)

- Тихо все сели. Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Упражнение 157.

- Какое задание выполняли дома?

- Проверьте, так ли у вас выполнено упражнение?

- Чем слова похожи?

- Как доказать, что вы правильно написали слова  с пропущенными гласными?  (Подобрать проверочное слово.)

- Какие способы подбора проверочных слов вы использовали?

- Какие трудности возникли при выполнении Д.З.?

- Оцените свою работу.

Беседа по вопросам.

3. Актуализация знаний.

- Чистописание.

- Словарный комментированный диктант.

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный.

Практический.

Беседа, письмо.

еее   еее   еее

снегирь, лечить, ветер, бежит, свеча, берёза, зверёк, дежурный

- Поставьте ударение, подчеркните буквы безударных гласных звуков.

- Чем слова похожи?

- В какие группы по написанию буквы безударного гласного в корне можно распределить слова?

   

- Первая группа: слова, где написание буквы е можно проверить;

Вторая группа:

Слова, в которой написание буквы е нельзя проверить, её надо запомнить.

Беседа по вопросам.

Письмо.

4. Постановка учебной задачи.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

- Все ли безударные гласные можно проверить? Сделайте  вывод?

- Догадайтесь и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Откройте учебник на с.103 и прочитайте главный вопрос урока, на который мы будем искать сегодня ответ. Это и есть цель нашего урока. Она состоит в том, чтобы найти ответ на данный вопрос!

- А может быть кто-то из вас уже знает, когда надо запоминать слова с безударным гласным звуком?

- И вы совершенно правы. Остаётся только научиться распознавать такие слова в речи и правильно их писать. Вот этим мы сейчас и займёмся.

- Не все безударные гласные в корне можно проверить.

- Правописание слов с безударными гласными в корне, непроверяемые ударением.

- Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Беседа по вопросам.

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

5.1. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах. (учебник: с.103, упр. 162)

5.2. Правило. Словарные слова. (учебник: с.104)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный.

Практический.

Чтение, беседа, письмо.

Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа.

- Выполнение заданий к упражнению.

- Уточним свои знания по теме урока. Переверните страничку учебника и прочитайте рубрику «Вспомните».

- Какие слова есть в русском языке?

- Как мы будем действовать, если нельзя проверить букву безударного  гласного?

- Приведите примеры таких слов.

- А как в школе мы с вами называем такие слова?

- Все ли словарные слова мы с вами уже знаем?

Читают, отвечают на вопрос, находят проверяемые буквы и проверяют  их.

Находят непроверяемые буквы. 

Устанавливают причинно-следственные связи. Объясняют назначение орфографического словаря, умение им пользоваться. Грамотно списывают предложение.

Извлекают новую информацию и усваивают её.

Беседа по вопросам.

Письмо.

Физминутка.

Коллективная. Практический. Гимнастика для глаз.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Осуществляют профилактику утомления.

Правильное выполнение движений.

5.3. Упражнение в правописании слов из словаря. (учебник: с. 104, упр. 163.)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный.

Практический.

Чтение, беседа, письмо.

- Выполнение заданий к упражнению.

(Самостоятельное выполнение по вариантам. Проверка. Самооценка)

- Где можно проверить написание слов, в которых букву безударного гласного звука надо запомнить?

- Чему вы учились, выполняя данное упражнение?

- Читают слова.

1- буква е;

2- буква о;

3- буква а;

4-буква я.

- Записывают слова в алфавитном порядке, работают со словарём.

Определяют критерий деления словарных слов на группы. Умеют распределять слова в алфавитном порядке. Владеют навыками работы со словарём.

Беседа по вопросам.

Письмо.

5.4. Развитие речи. Словарно-орфографическая работа, работа над значением и написанием слова: земляника.

(учебник: с. 104, упр. 164)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный.

Практический.

Чтение, беседа, письмо.

- Отгадайте загадку:

    На лесной полянке стоит Татьянка –

    Алый сарафан, белые крапинки.

                                             (Земляника)

- Что такое земляника?

- Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие душистые ягоды красного цвета.

- Как вы думаете, почему эту ягоду так назвали?

- Давайте прочитаем текст упр.164 и узнаем так ли мы думаем?

- Ответы на вопросы учебника.

- Запись словарного слова с однокоренными.

- Земляника, земляничка, земляничное.

- Поставьте ударение, подчеркните безуд. гласные. Можно ли их проверить?

- Название этой ягоды связано со словом земля. Но и есть ненаучная подсказка, чтобы легче и быстрее запомнить правописание этого слова.

- Составьте и запишите с любым из этих слов предложение.

- А можете ли вы объяснить происхождение названий таких ягод, как черника? Голубика? Костяника?

- Комментированная запись предложения:

Черника, голубика, костяника, земляника – это лесные ягоды.

Читают и отвечают на вопросы:

- Словарные слова: язык, ягода, земляника.

Запоминают правописание слов.

Грамотно выражают свою мысль, устанавливают причинно-следственные связи. Усваивают правописание непроверяемого слова.

Беседа по вопросам.

Письмо.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Работа с орфографическим словарём.

(упр. 165.)

Индивидуальная. Практический.

Работа со словарём. Письмо.

- Выполнение упражнения.

Берёза, капуста, малина, морковь, осина, щавель, яблоня.

Умеют работать с орфографическим словарём. Распознают в словаре слова – названия растений. Обозначают буквы, правописание которых надо запомни ть.

Работа со словарём, письмо.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

- Какая звучала тема урока?

- На какой вопрос нам нужно было ответить сегодня на уроке?

- Удалось ли нам выяснить, когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?

- Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово?

- Как называется словарь, в котором можно проверить написание слов?

- Чему учились на уроке?

- Для чего нужно запоминать написание букв, обозначающих безуд.гласные звуки? (чтобы грамотно писать слова)

- Что нового и интересного узнали?

- Как вы оцените свою работу на уроке?

- Какие были трудности?

- Над чем хотите ещё поработать?

- Предложите д.з.

- Прочитайте задание. Что непонятно?

Отвечают на вопросы.

Открыто осмысливают и оценивают свою работу на уроке.

Беседа по вопросам. Саморегуляция.

8. Домашнее задание.

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя.

Объяснение  содержания и способов выполнения д.з.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

План-конспект содержит материал по закреплению правописания слов с безударными гласными в корне слова. УМК "Школа России"...

Урок русского языка во 2 классе на тему " Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

Конспект урока русского языка представлен  в виде технологической карты.Структура урока содержит этапы современного урока систематизации знаний и соответствует ФГОС,Цель урока: способствовать раз...

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)

Тема урока: « Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)»Цель  урока: ...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Проверка безударных гласных звуков в корне слова" (3 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и закрепление способов проверки безударных гласных звуков в корне слова.Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизиров...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» (2 класс УМК: «Начальная школа XXI века»)

Тема урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование представления у обучающихся  о пр...