Конспект урока русского языка для 4 класса по теме: “Сочинение по картине В. М. Васнецова “Богатыри””
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цель урока:

Подготовиться к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова “Богатыри”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vasnetsov_bogatyri.doc87.5 КБ
Office presentation icon vasnetsov_bogatyri_prezentatsiya.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для 4 класса по теме:

 “Сочинение по картине В. М. Васнецова “Богатыри””

Цель урока:

Подготовиться к написанию сочинения по картине В.М. Васнецова “Богатыри”.

Задачи урока:

  1. Вырабатывать умение составлять художественное описание картины.
  2. Познакомить с творчеством В.М. Васнецова, А.П. Бородина.
  3. Развивать аналитическо-синтезирующее мышление.
  4. Развивать познавательно-информационную, коммуникативную, управленческую, общекультурную компетенции.
  5. Воспитывать патриотизм.

Оборудование: мультимедийное оборудование, личные карточки учащихся, презентация.

Ход урока

I.Организационный момент

У. - Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.  Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова Ивана Никитина ( слайд 1):

Широка ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

II. Эмоциональный настрой

У. - Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

Д. - О богатырях.

У. - Совершенно верно. Сегодня мы ещё раз обратимся к славным страницам истории нашего Государства.

             У. - Назовите доспехи и оружие богатырей.

  • Шлем – головной убор (слайд 2) 
  • Щит – защита тела (слайд 3)
  • Лук – оружие
  • Меч – оружие
  • Кольчуга – защищает тело, из железных колец (слайд 4)
  • Колчан – футляр
  • Палица – оружие из крепкой стали (слайд 5)
  • Стрелы - оружие
  • Копье – оружие

         У. - Сейчас давайте составим кластер со словом  богатыри. Вам необходимо одним словом сказать, с чем вы ассоциируете богатырей.  (Схема вычерчивается учителем на доске.)

У. - На уроках литературного чтения мы знакомились с былинами.  Кто может дать характеристику этому литературному жанру?

Д. - Былина – это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли.

Былина – это не простой пересказ истории, её задача – прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для русского государства.

               У. - Назовите, пожалуйста, имена русских богатырей.

Д. - Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

У. -Какова центральная идея, проходящая через былины?

Д. - Идея защиты Русской земли

У. - Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Богатыри стали воплощением мужественности, честности, преданности Родине.

Ребята, эти величественные образы в своё время вдохновили

В.М. Васнецова на создание картины, которая нам известна под названием “Богатыри”. Сегодня мы подготовимся к словесному описанию этого творения.  (слайд 6)

III.Рассказ об истории создания картины

У. – Ребята, прежде чем непосредственно приступить к описанию картины “Богатыри”, я предлагаю вам послушать историю её создания.

Выступление подготовленного ученика

Виктор Михайлович Васнецов (слайд 7) - замечательный русский художник. Двадцать лет он работал над своим шедевром. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси. В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В апреле 1898 года картина была закончена и куплена П. М. Третьяковым для его галереи.

Ещё одно распространённое название картины — «Три богатыря». Первоначальное же, авторское, название было более длинным — «Богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович… примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

У. –А теперь в своих личных карточках на основе услышанного ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы.

IV. Организация работы в группах

У. – Для организации дальнейшей работы нам придётся разбиться на три группы:

  • Илья Муромец (1ряд)
  • Добрыня Никитич (2 ряд)
  • Алёша Попович (3 ряд)

У. – Обратите внимание на следующий пункт в вашей личной карточке: “Описание богатырей”. В процессе работы вам необходимо будет заполнять эту часть карточки самостоятельно. Далее группам будет предоставлено время на совместное обсуждение описания богатыря, именем которого она названа. После чего мы выслушаем представителя каждой группы.

V. Работа над содержанием картины

У. – Тема величия и силы богатырей в своё время вдохновила и замечательного русского композитора А.П. Бородина (слайд 8) на создание симфонии №2, которая носит название “Богатырская”.

У. - Итак, давайте обратимся к репродукции картины. (слайд 9) (Дети под музыку симфонии №2 А.П. Бородина рассматривают репродукцию картины)

У. – Попробуйте определить, в какой части картины изображён   Илья Муромец.

Д. – В центре картины. (слайд 10)

У. – Что вам подсказало ответ на этот вопрос, какие знания?

Д. – Он старший из богатырей.

У. – Кто попробует описать Илью Муромца по плану, данному в вашей личной карточке.
         
Д. – Илья Муромец – старший из богатырей. Расположен в центре картины. У него спокойное мужественное лицо. Богатырь хорошо вооружён: на голове – шлем, в левой руке – щит, с правой свешивается палица, виден колчан со стрелами. Богатырь изображён на вороном коне.

У. – Ребята, Илья Муромец не только былинный герой, он – русский святой (слайд 11), преподобный Илья Муромец Чудотворец. Его память церковь празднует в начале года – 1 января.

  Мощи Святого Ильи Муромца хранятся в Киево – Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра.

У. – Теперь обратимся к описанию другого богатыря. Вспомните, о ком эти слова?

“Растёт он, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются с лица, бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный.”

Д. – О Добрыне Никитиче. (слайд 12)

               У. – Опишите этого богатыря по плану, указанному в личной карточке.

Д. – Добрыня Никитич младше Ильи Муромца. На картине он расположен слева. У него удлиненный нос, пухлые губы. Одет он богаче других богатырей. Добрыня сжимает рукоятку меча, он готов нестись в бой. Богатырь изображён на белом коне.

   У. – Настала очередь самого молодого богатыря – Алёши Поповича. (слайд 13) Опишите его по предложенному плану.

   Д. – Алёша Попович самый младший из всех богатырей. На картине расположен справа. Он красив, весел. Одет в богатырские доспехи. В руках у него лук со стрелами. Конь у богатыря рыжий.

  У. – Сейчас вспомните всё то, что мы говорили о богатырях на сегодняшнем уроке и на уроке литературы, и в командах обсудите характеристику своего богатыря. (Дети работают в группах)

А теперь я попрошу выбрать представителя команды, который прочитает описание своего богатыря.  (Ученик у доски зачитывает составленное командой описание.)

У. – Сейчас давайте дадим общую характеристику богатырям, составив синквейн со словом “богатыри”. (Учитель делает запись на доске.)

Богатыри

Сильные

Защищают

Богатыри – защитники русской земли.

Слава России!

VI. Описание природы (слайд 14)

        У. – Сейчас я предлагаю вам обратиться к описанию пейзажа. По ходу обсуждения заполняйте нужные строки следующего пункта вашей личной карточки. Какая местность изображена автором?

             Д. – Степь с холмами.

   У. - Какой травой покрыта степь?

   Д. – Ковыльной.

   У. - Какое небо?

   Д. – Низкое, покрыто тучами.

   У. - Почему Васнецов изобразил тучи свинцовыми?

   Д. – Автор хотел показать, что в любую минуту может напасть враг.

   У. - Где на картине находится Русь?

   Д. – За холмами, за спиной богатырей.

   У. - Как стоят богатыри?

   Д. –  Головы и плечи выше горизонта.

Подготовленный рассказ ученика о природе.

Богатыри написаны на фоне сурового степного пейзажа. Головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур передаёт сплочённость богатырей, объединенных общим стремлением, не пропустить врага в пределы России. Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальними холмами нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь. Та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.

VII. Рефлексия

У. - Как вы думаете, что хотел сказать Виктор Михайлович Васнецов своей картиной?

Д. –   Васнецов прославляет защитников России.
Он хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили Родину.

   У. – А какие чувства вызывает эта картина у вас? Вычеркните лишние слова из следующего пункта вашей личной карточки.

VIII. Работа над составлением плана сочинения (слайд 15)

У. – Ребята, на протяжении всего урока вы работали с личной карточкой учащегося. Её пункты и будут пунктами нашего плана для написания сочинения.

   1. История создания картины В.М. Васнецова “Богатыри”.

2. Описание богатырей.

3. Природа на картине.

4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

Для проверки правильности и грамотности заполнения карточки выполним взаимопроверку в парах.

IX. Устное описание картины

По составленному плану несколько человек описывают картину, остальные дополняют их рассказ.

X. Домашнее задание

У. –  Написать сочинение по картине В.М. Васнецова “Богатыри”.

     XI. Мониторинг эмоционального состояния учащихся.

Личная карточка ученика

  1. История создания картины В.М. Васнецова “Богатыри”.

Автор

Время написания картины

На основе чего создана картина

В каком музее хранится

  1. Описание богатырей.

Илья

Муромец

Добрыня Никитич

Алёша

Попович

Возраст богатыря

Расположение на картине

Выражение лица

Доспехи, оружие

  1. Природа на картине.

Что?

Какой?  Какая?  Какое?

небо

ветер

трава

рельеф

  1. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

гордость

безразличие

восторг

страх

защищённость

уважение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Широка ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулась! У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой, Громких подвигов!

Слайд 2

В старину его называли шелом. Он имел науши и бармицу, закрывающие шею. Шлем

Слайд 3

Предмет старинного вооружения в виде округлой формы или с углами плоскости для предохранения от ударов и стрел. Щит

Слайд 4

Это старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец Кольчуга

Слайд 5

Тяжёлая дубинка с утолщённым концом Палица

Слайд 6

Сочинение по картине В.М. Васнецова “ Богатыри ”

Слайд 7

В.М. Васнецов

Слайд 8

А.П. Бородин

Слайд 10

Илья Муромец

Слайд 11

Преподобный Илья Муромский Чудотворец Икона

Слайд 12

Добрыня Никитич

Слайд 13

Алёша Попович

Слайд 15

План 1.История создания картины “ Богатыри ” . 2. Описание богатырей. 3. Природа на картине. 4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Три богатыря"

В работе четко сформулированы цели и задачи, репродукция картины, репродукция портрета художника, последовательность работы над картиной, сочинение учащегося....

Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"

В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: сочинение по репродукции картины А.А. Рылова "В голубом просторе"....

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Сочинение по картине "Иван Царевич на Сером волке"" ("УМК Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование ...