Урок русского языка по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бочарова Лариса Ивановна

Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать фор­мы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; ар­гументированно отвечать, доказывать свое мнение, формулировать лексическое значение слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rus.yazyku.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, формулировать лексическое значение слова.

Ход урока

  1. Организационный момент

Поприветствуем наших гостей.

  • Подарите друг другу улыбки.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались.

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из нас ощутит свой успех.

  1. Минутка чистописания

а о е и я

  • Какие это буквы? (гласные)
  • Сколько всего гласных букв в русском языке? (10)
  • Как вы думаете, почему сегодня на уроке для чистописания я предложила вам вспомнить и прописать именно эти буквы? (В написании слов с этими буквами можно сделать ошибки).
  • Не все гласные буквы, оказавшись безударными, звучат нечётко. Таких гласных только 5.
  • Пропишите строчку букв, чередуя их.

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять.

Вы запомните, друзья,

Буквы  А,  О,  Е,  И,  Я. 

  • Подчеркните самую красивую букву.
  • Почему мы начали урок с написания этих букв? (Потому что мы работаем по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».)

  1. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

На доске записаны слова:

Глаза, сова, следы, грибы, ряды.

  • Спишите слова. Обозначьте корень и ударение. Подчеркните безударные гласные.
  • Вспомним, что такое корень слова? (Общая часть родственных  слов)
  • Что такое ударение? (Это выделение голосом одного из слогов в слове)
  • Что такое безударная гласная? (Гласная, на которую не падает ударение.гл.звук звучит нечетко). Выполняем

Проверка: ученик у доски показывает, как выполнил работу.

  • Какие безударные гласные ты подчеркнул? (а, о, е, и, я)
  • Где они находятся? (В корне.) Покажите сигнальными карточками, верно выполнено задание?
  • В группе слов, записанных на доске, найдите слово, которое отличается от остальных по двум признакам одновременно. Это слово и будет героем нашей словарно-орфографической работы.

(Это слово «сова», т. к. оно отвечает на вопрос «Кто?», обозначает одушевлённый предмет и стоит в единственном числе, а остальные слова обозначают неодушевлённые предметы и стоят во множественном числе.)

2 слайд.

  • Определите лексическое значение слова «сова».
  • Для этого подберите к слову «сова» более общее по значению слово или словосочетание. (Сова – это птица.)
  • Верно. Воробей, голубь, снегирь – это тоже птицы. Чем отличается от них сова?  (Хищная, лесная птица.)
  • Посмотрите на изображение совы. Назовите другие видовые признаки, которые отличают эту птицу от других птиц. (У совы большие глаза, крючковатый клюв.)
  • Теперь дайте полное лексическое определение слову «сова».  (Сова – это хищная лесная птица с большими глазами и крючковатым клювом.)
  • Вы правы, но толковый словарь сообщает, что у слова «сова» есть и другое значение. Совой иногда называют и человека. Когда это бывает?  (Человек, который чувствует себя бодрее вечером, чем утром. Человек, который поздно ложится и поздно встаёт – сова.). Следовательно слово «сова»… многозначное.

  1. Самоопределение к деятельности
  • Всем известно, что сова символ мудрости. Недаром она стала талисманом игры «Что? Где? Когда?». Вот и к нам на урок залетела Мудрая сова, она предлагает ответить на вопросы.

3 слайд.

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Что?

Где?                        НАДО ПРОВЕРЯТЬ

Чем?

Как?

  • На какие вопросы вы уже знаете ответы?
  • Что надо проверять? (Безударные гласные: а, о, е, и, я.)
  • Где надо проверять? (В корне слова.)
  • Чем надо проверять? (Ударением.)
  • А сегодня на уроке мы узнаем, КАК надо проверять. Откроем секреты проверочных слов. 4 слайд.

  1. Работа по теме урока 

Упр. 146 (с. 96).

  • Прочитайте слова. Назовите в корне каждого слова букву, которую надо проверять.
  • Как узнать, какую букву нужно проверять в слове? (Эта буква обозначает безударный гласный звук, который звучит нечётко.)

Вспомним, какое слово называется проверочным? (слово, в котором проверяемый глас.звук стоит под ударением)

Секрет 1: Главный секрет проверочного слова, проверяемый гласный должен стать под ударение.

  • Назовите проверочные слова к каждому слову.

— Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.

Двое учащихся работают по очереди у доски, остальные в тетрадях.

  • Для ответа на следующий вопрос вспомним, что такое формы слова и что такое однокоренные слова.

— В каких словах для проверки вы изменяли форму слова? (У слов 2-ой группы)

— В каких словах для проверки вы подбирали однокоренные слова? (У слов 1-ой группы.)

— Сделайте вывод: как подобрать проверочное слово? (Ответы детей.)

Секрет 2: Есть разные способы подбора проверочных слов. 1 способ: изменить форму слова. 2 способ: подобать однокоренное слово.

  • Проверим безударный гласный в слове «сова» первым способом.

Запись: Сова – совы.

  • А теперь вторым способом. Перед вами семейка родственных слов к слову «сова», какое из них может быть проверочным?

Совиный, совёнок, совушка. (Совушка)

  • Почему? (В проверочном слове проверяемая гласная должна быть под ударением.)

Запись: Сова – совы – совушка.

Секрет 3: проверочных слов может быть несколько.

— Прочитайте правило на стр. 96 сравните с нашими выводами и скажите, верные ли выводы вы сделали. 

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме. Работа в парах.

Упр. 148 (с. 97). Слайд 5.

Что изображено на рисунках? (Свеча, грачи, коза, мячи, лиса.)

Запишите в тетрадях слова, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова.

  • Проверьте. (Сравнивают с образцом на слайде.)
  • Вставьте безударные гласные в корни слов.
  • Можно ли безударную гласную написать на слух?

— Объясните, как проверить букву.

  • Вставьте буквы в слова, подбирая проверочные слова.
  • Обменяйтесь тетрадями. Проверьте по образцу. Сигнальными карточками оценим работу.

— Какие способы проверки вы использовали?

А теперь посмотрите на лесную поляну. Мы говорили, что сова лесная птица.

Что мы видим на полянке?

- Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)

- Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.

- Какие вы знаете правила сбора грибов.

- А теперь поиграем. Будем собирать грибы, но сначала мы должны выполнить задание. Для того, чтобы положить гриб в корзину, мы должны вставить безударную гласную в слово и записать его.

На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь

- Что объединяет эти слова?

- Какое слово лишнее?

  1. Рефлексия. Слайд 6.

— Я читаю слова, а вы ставьте знак «+», если гласную в корне слова нужно проверять, и знак «—», если проверять не нужно.

Сады, стена, гнёзда, грибы, школа, песня, стихи.

Ответ. +, +, —, +, —, —, +.

(Сверка с образцом на слайде. Самооценка.)

  • Покажите сигнальные карточки, как вы справились с заданием.
  1. Подведение итогов урока. Слайд 7
  • Подведем итог нашего урока.
  • Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
  • Как ответим на вопрос КАК? Назовите способы проверки безударных гласных в корне. (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.)
  • На все вопросы мы смогли найти ответ?
  • Достигли мы цели урока?

— Для чего нужно уметь проверять безударные гласные в корне? (Чтобы грамотно писать слова.)

Сегодня хорошо работали на уроке и получили отметки:

  1. Домашнее задание. Слайд 9.

Выполнить упр. 150  (с. 98).

Урок мы начали с улыбок.

- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко), которые лежат у вас на столе. Я вижу. Что мы с прекрасным настроением заканчиваем наш урок. Поблагодарим наших гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова

урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова с презентацией...

Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

План-конспект содержит материал по закреплению правописания слов с безударными гласными в корне слова. УМК "Школа России"...

Урок русского языка во 2 классе на тему " Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".

Конспект урока русского языка представлен  в виде технологической карты.Структура урока содержит этапы современного урока систематизации знаний и соответствует ФГОС,Цель урока: способствовать раз...

Конспект урока русского языка "Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?" 3 класс

Цель: Совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов. Планируемые  результаты Предметные:·...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

Конспект урока русского языка. Тема: " Правописание слов с безударными гласными в корне", 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с безударными гласными в корне, о способах их проверки, умения проверять безударные гласны...

Предмет: Русский язык Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Предмет: Русский языкТема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне...