«Написание слов с разделительным ь и ъ знаками. Разделительный ь», 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по русскому языку «Написание слов с разделительным ь и ъ знаками. Разделительный ь.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdelitelnyy_myagkiy_znak_2v.pptx1.14 МБ
Microsoft Office document icon razdelitelnyy_myagkiy_znak.doc96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 2 класс

Слайд 2

шь пирог с грибами, да д р язык зубами. Е жи за е

Слайд 3

Я зык

Слайд 4

Яг о да

Слайд 5

у кий язык - самый сложный и б гатый язык в мире. сс о Р

Слайд 6

Боль, семья, день, тень, листья.

Слайд 7

Деньки , ружье вьюга, коньки,, листья, воробьи, дождь, муравьи, ночь.

Слайд 8

соловей- воробей- дерево- брат- стул-



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в форме технологической карты на тему: «Безударные окончания существительных в единственном числе»,

Тема урока: «Написание слов с разделительным ь и ъ знаками. Разделительный ь.»

Тип урока: изучения нового материала.

УМК «Перспективная начальная школа»

ЦЕЛЬ: познакомить с правилом написания разделительного ь.

 ЗАДАЧИ:

- учить  учащихся находить в словах  разделительный ь и ъ знаки, их употребление на письме;

- развивать орфографическую зоркость учащихся, мышление, память, внимание;

-  воспитывать культуру речи, развивать компетентность общения;

Метапредметные:

1.Познавательные УУД:  совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структрировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

2. Регулятивные УУД: совершенствовать  умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника.

3. Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание

3. Коммуникативные УУД:

 - развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

-формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

- формирование навыков сотрудничества

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять правила написания слов с разделительными знаками; выполнять разбор слова по составу. 

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Применяемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровье - сберегающие, системно - деятельностный подход в обучении, технология оценивания учебных результатов

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формирование УУД

I.Организация класса

1 мин

-Здравствуйте, ребята, сейчас  урок русского языка проведу у вас я, зовут меня …..

-Тихо сядут девочки. Ещё тише сядут мальчики.

-Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

-Если у вас чего-то нет на парте, то поднимите руку.

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке, создание психологического климата.

Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II.Минутка чистописания

5 мин

III.Словарная работа

-Наш урок я бы хотела начать с загадки.

-То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним

Сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я?.. (Тетрадь).

-Откройте тетрадь и запишите:

Тринадцатое апреля.

Классная работа.

- Итак, покажите мне посадкой, что вы готовы все меня слушать.

- Посмотрите на доску, перед вами буквосочетания. Прочитайте их про себя.

- Вслух  громко  и четко прочитает ……

бе  ди ме то

- Назовите виды соединений?  

-Расположите тетрадь под наклоном, сядьте правильно, так, чтобы между вами и партой проходил кулачок.

- Пропишите буквосочетания до конца строчки, чередуя.

- Покажите посадкой, что вы готовы меня слушать.

-Кто справился с заданием, возьмите в руки простой карандаш и подчеркните  4 самых красивых  буквосочетания.

-Посмотрите ниже на доску, прочитайте предложение. Что это?

«Ешь пирог  с грибами,  а  язык держи  за зубами»

-Как  вы понимаете смысл пословицы?

- Назовите орфограммы, которые встречаются  в   данной пословице.

-Запишите предложение  с большой буквы, выделяя  орфограммы.

-Запишите ниже с большой буквы слово словарь и поставьте двоеточие. Сейчас я буду читать загадки, а вы разгадывать,  ответами будут словарные слова.

Будьте внимательными, не выкрикивайте.

-Слушаем первую загадку:

Всегда он в работе,

Когда говорим

А отдыхает,

Когда мы молчим.

-Правильно, язык.

Проговорите слово   по слогам, поставьте ударение, запишите с маленькой буквы после двоеточия, подчеркните букву которую необходимо запомнить и  поставьте запятую

- Следующая загадка:

Круглое, румяное

С дерева достану я

На тарелку положу,

 «Кушай, мамочка», - скажу

-Правильно, ягода. 

Проговорите слово   по слогам, поставьте ударение, запишите с маленькой буквы после двоеточия, поставьте точку.

-Теперь с одним из словарных слов составьте предложение.

- А я придумала вот такое предложение:

«Русский язык - самый  сложный и богатый  язык в мире»

-Назовите орфограммы, которые в нем встречаются.

Отгадывают загадку

бе (среднее)

ди (верхнее)

ме (среднее)

то (нижнее)

пословица

Не говори ничего лишнего; сперва хорошенько подумай, перед тем как говорить.

( Заглавная буква в начале слова; держи- жи, ши с буквой и;

пирог – словарное слово, держи –безударна буква в корне слова;

за зубами предлог пишется со словом раздельно)

Разбор слова:

я-зык

я –го -да

(Русский – удвоенная буква с; язык – словарное слово; богатый – проверочное слово Бог.)

Познавательные: отвечают на простые и сложные вопросы учи-теля.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и записи на доске.

Регулятивные: используют в своей деятельности простейшие приборы: линейку и простой карандаш.

Личностные: оценивают и

принимают следующие базовые

 ценности: «этики»

III. Постановка учебной задачи. Определение границ знания и незнания.

7 мин

-Внимание на экран.

- Прочитайте слова про себя

- Вслух громко и четко прочитает …

Боль, семья, день, тень, листья. 

- Что объединяет эти слова?

-На какие группы, по расположению мягкого знака можно  их разделить.

 - Расскажите о мягком знаке. Что знаете о нем?

- Так, кто же догадался, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

- Сегодня на уроке вы узнаете, когда пишется разделительный мягкий знак.

 

В каждом слове встречается мягкий знак.

Слова с мягким знаком в конце и в середине.

- Не обозначает звука.

- Показывает мягкость впередистоящего согласного.

- В сочетаниях чк, чн, щн, чт ь не пишется.

 (Разделительный  ь -знак) 

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

Познавательные УУД: постановка проблемы, нахождение путей решения проблемы.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи

V.Изучение нового материала.

10 мин

- Откройте учебник на странице 105- ой.

-Посмотрите на первый плакат.

- Обратите внимание на первую строчку, прочитаем все вместе вслух

ПОЛЁТ – ПОЛЬЁТ

- Чем различается произношение  слов?

-Слова имеют разное значение или одинаковое?

- В каком слове больше звуков, в первом или во втором?

- Какой новый звук появился?

- Как мы на письме передаем то, что звуков стало больше, что появился звук й?

Прочитаем вторую строчку

СОЛЮ – СОЛЬЮ

- Различаются ли в произношении два этих слова?

- Они имеют разное значение или одинаковое?

- В каком слове больше звуков, в первом или во втором?

- Какой новый звук появился?

- Как мы на письме передаем то, что звуков стало больше, что появился звук й?

- Посмотрите на второй плакат

- Первая колонка, буква Е в слове пьеса обозначает два звука, потому что стоит после Ь.

- Какие звуки образует буква Ё? буква Ю? буква Я?

- В каком слове Ь указывает на мягкость согласного?

- В каких словах Ь выполняет функцию разделительного?

- Что он разделяет?

- Скажите пред какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

-Посмотрите на плакат.

- На что показывает разделительный мягкий знак?

- Теперь вам необходимо продолжить высказывания, я начинаю, а вы заканчиваете.

  • Разделительный Ь пишется перед ….(какими буквами)
  • Разделительный показывает, что после него идут буквы, обозначающие два звука ( назови их: это согласный звук … + один из гласных звуков)
  • Разделительный Ь пишется ( сразу после приставки? не после приставки?)

- Найдите упражнение 116, на странице 106-ой.

- Произнесите слова: солови, мурави, вороби.

- Существуют ли такие слова?

- Как нужно изменить произношение этих слов, чтобы получились настоящие слова?

- А как на письме показать другое, правильное произношение этих слов?

- Запишите эти слова правильно в тетрадь.

- К доске пойдет записывать первое слово …, а остальные пишут в тетрадях.

- Посмотрите на третий плакат ниже, после упражнения.  

- Прочитайте слова про себя.

- Какие новые звуки появились в этих словах?

- В слове пьеса ( йэ), совьет ( йо), запью (йу), скамья (йа), муравьи (йи).

- Чем он отличается от второго плаката?

- Скажите, ребята, разделительный мягкий знак пишется сразу после приставки?

-Найдите на странице 107- ой правило.

-В слух громко и четко прочитает…

-Давайте повторим вместе…

- Кто может повторить сам, не подглядывая в учебник.

- Кто готов поднимите красиво руку.

В первое  слово произносится слитно, а второе слово  раздельно.

(разное)

(во втором)

(звук й) (йо)

При помощи мягкого знака.

да

(разное)

(во втором)

(звук й) (йо)

Отвечают ученики

(звук йо, йу, йа)

 В слове пьеса

(польет, солью, семья)

корень и окончание

(Е, Ё, Ю,Я)

( разд. Ь показывает, что после него идут буквы, обозначающие два звука.)

Нет

Нужно произнести слова более мягче.

Нужно написать мягкий знак на конце слова.

Запись:

Соловьи, муравьи, воробьи.

В этом плакате появился новый новый звук (ий)

(нет, после приставки он не пишется)

Познавательные УУД: умение осуществлять логическое действие «классификация»

Коммуникатив-ные УУД: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. 

Познавательные УУД: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)

Коммуникативные УУД: умение адекватно оценивать поведение товарищей в ходе совместной деятельности

- А теперь проверим ваши знания на практике.

- Внимание на экран, перед вами слова.  Вам необходимо разделить слова на две группы так, чтобы первая была с разделительным  ь знаком, а вторая была с мягким знаком, которая  показывает  мягкость предыдущей буквы.

«деньки, вьюга, коньки, ружье, листья, воробьи, дождь, муравьи, ночь»

деньки          вьюга

коньки         ружье

дождь           воробьи

ночь              муравьи

                        листья

Физкульт-минутка

2 мин

 Вы наверное устали,

А сейчас все дружно встали .

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Еще попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись,

Сели очень тихо.

VI. Закрепление

8 мин

 - А сейчас поиграем в игру: «Будь внимателен»

У вас на столах лежат звездочки красного и зеленного цвета, я сейчас буду читать слова,  если услышите слова с  разделительный Ь знаком, то вы показываете зеленую звезду. А если мягкий знак в конце слова, то поднимаете красную звезду.

-Кому не понятно.

-Тогда начнем.

Листья, пень, день, прутья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, олень, семья, перья.

- Молодцы, вы были внимательны.

листья - зеленый

 пень –  красный

день – красный

 прутья, - зеленый

камень – красный

 стулья -  зеленый

 метель – красный

 вьюга – зеленый

 счастье – зеленый

 олень – красный

 семья – зеленый

 перья - зеленый.

 -Выполним следующее задание. Вам  необходимо записать следующие слова во мн. числе.

-К доске пойдет образовывать первое слово…

-Пишем в столбик, с маленькой буквы.

соловей- соловьи

- Молодец, садись на свое место.

- Следующий пойдет к доске…

воробей- воробьи

дерево- деревья

брат- братья

стул- стулья

Записывают слова в тетрадь.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

VII. Включение в систему знаний

3 мин

Ну что же, друзья, подведём итог.

-Давайте вспомним наш урок с самого начала.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

-- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

- На что показывает разделительный мягкий знак?

- Разделительный мягкий знак пишется сразу после приставки?

 Вы сегодня были большими молодцами! Я вами горжусь

-А сейчас оцените себя, у вас на столах лежат звездочки, если вам на уроке было все понятно, то поднимите красную звезду.

А если у вас возникали вопросы, вам не совсем было все понятно, то поднимите зеленую звезду.

-Спасибо за урок, всего доброго.

Разделительный Ь

( разделительный Ь показывает, что после него идут буквы, обозначающие два звука.)

(нет, после приставки он не пишется)

Познавательные УУД: умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком

Формировать навык правописания слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости, развивать орфографическую зоркость;  способствовать развитию речи учащихся; развива...

Написание слов с разделительным мягким знаком

Урок русского языка и развития речи, 2 класс по программе В.В. Воронковой. Тема: "Написание слов с разделительным мягким знаком"...

Дидактический материал по русскому языку по теме "Написание слов с разделительным твердым знаком".

Часто ученики допускают ошибки при написании слов с разделительным твердым знаком: замена твердого знака на мягкий знак или отсутствие твердого знака в слове. Поэтому для учащихся разработан дидактиче...

Упражнения в написании слов с разделительными мягким и твердым знаками.

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА УРОКА РУССГО ЯЗЫКА...

Дидактический материал по русскому языку по теме: «Написание слов с разделительным твердым знаком».

Материал можно отрабатывать, как для закрепления темы, так и для контрольного среза....

Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс

Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Задачи:Предметные: содействовать ...