конспект урока по русскому языку 2 класс "Учимся определять начальную форму слова" (ПНШ)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Вахитова Вилена Рифатовна

Цели деятельности учителя: формирование умения ставить существительные в начальную форму; формирование умения определять начальную форму слов – названий предметов множественного числа; закрепление умения пользоваться Обратным словарем.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать начальную форму слов – названий предметов;

-уметь определять начальную форму слов – названий предметов, изменять слова – названия предметов по числам.

Личностные:

 - принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

 - проявлять мотивы к учебной деятельности;

 - осознавать личностный смысл учения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_opredelyat_nach_formu_slov_pnsh_2g_klass.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 21.01.2020                                                                                                                                     Учитель школы: Симинихина Ю.А.

Школа: № 148                                                                                                                                        Студент: Вахитова Вилена

Класс: 2 «г»                                                                                                                                             Методист: Кошкарова Л.С.

Кабинет: 203

Время: 15.50

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема урока: «Учимся определять начальную форму слов»

Цели деятельности учителя: формирование умения ставить существительные в начальную форму; формирование умения определять начальную форму слов – названий предметов множественного числа; закрепление умения пользоваться Обратным словарем.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать начальную форму слов – названий предметов;

-уметь определять начальную форму слов – названий предметов, изменять слова – названия предметов по числам.

Личностные:

 - принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

 - проявлять мотивы к учебной деятельности;

 - осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», учебник «Русский язык»: 2 кл., Чуракова Н.А., рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал.

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Самоопределение к деятельности

Словесный: беседа

1 мин

Здравствуйте, меня зовут Вилена Рифатовна. Сегодня я буду у вас вести урок русского языка. Давайте настроимся на активную работу и пожелаем друг другу успехов. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя

К: формирование навыков сотрудничества

Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: работа в тетради, работа в книге

5 мин

Ребята, запишите пожалуйста число.

Пока вы записываете число, я хочу сказать, что сегодня на уроке за хорошую работу, правильные ответы и отличную дисциплину я буду давать жетоны. В конце урока поставлю оценки. Напишем слова под мою диктовку.

(коты, дома)

Что вы можете сказать о данных словах?

Что их объединяет?

Поставьте теперь эти слова в единственное число. Все ли слова имеют форму единственного числа?

- Что же такое начальная форма слов? Для этого прочитайте подсказку Летучей Мыши в учебнике на странице 9.

Записывают дату, слова под диктовку учителя

- Они стоят во множ.числе

- Кот, дом

Затрудняются в ответе, обращаются за подсказкой в учебник

Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Р: прогнозирование

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа, ответы на вопросы

2 мин

- Какая же у нас тема урока будет сегодня?  

Да, темой нашего урока будет «Учимся определять начальную форму слов»

Поставьте цели, которые нужно достичь на уроке.

Итак, тему определили, цели поставили, а теперь вместе с вами мы посмотрим наш план действий на сегодняшний урок. То есть, что мы за урок должны сделать или же порядок наших с вами действий.

- «Учимся определять начальную форму слов»

- Узнать что такое начальная форма слов, уметь ставить слова в начальную форму слов

План действий:

  1. Познакомимся с определением «начальная форма слов»
  2. Выполним упражнения
  3. Поработаем в рабочей тетради
  4. Ответим на вопросы

Р: целеполагание

П: формулирование целей

«Открытие» нового знания

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа с книгой

Словесный: пояснение

Динамическая пауза

12 мин

- Ребята, найдите в учебнике упражнение 4. Прочитайте его.

Теперь открываем обратный словарь, находим букву И.

- Рассмотрим слова и прочитаем заново наш вопрос.

1. В какой форме стоят почти все слова?

Для того чтобы определить и не сомневаться в своем ответе, нужно задать к слову вопрос Они – что?кто? Или же он – что?кто? Она – что, кто?

2. Обратите внимание на 1 – ое, 3 – е, 4 – ое слово. Можно ли их поставить в форму единственного числа?

Это будет их начальной формой?

А 2 – ое слово можно поставить в форму единственного числа? А также 10 и 12 слова?

Объясните значение данных слов.

Ребята, у них нет начальной формы?

Для того, чтобы убедиться Мы обратимся за подсказкой к Летучей Мыши на странице 10.

Таким образом, данные слова нельзя поставить в форму единственного числа.

Слово деньгА – так в старину называли мелкую монету и так в просторечии называют деньги. Но это слово не является формой ед.числа от слова деньги.

Давайте ребята, немного отдохнем.

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп,

Мы глазами миг –миг,

Мы плечами чик –чик,

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки к вверху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

- Во мн.числе

- Слова деньги, ясли и сени нельзя поставить в форму ед.числа

- Сени – это помещение между жилой частью дома и крыльцом. Ясли – кормушка для скота, прикрепленная к наклонно к стене; или же воспитательное учреждение для детей до трех лет.

Деньги – средства, которыми можно оплачивать.

Выполняют физические упражнения

К: формирование навыков сотрудничества

П:построение речевого высказывания

Л: установка на ЗОЖ

Первичное закрепление

Практический: работа со словарем

Практический: выполнение задания

8 мин

А теперь вернемся к обратному словарю. Все ли слова имеют форму единственного числа? Для этого мы будем читать и проверять.

А теперь поработаем таким образом. Нужно выписать 5 слов, у которых есть форма единственного числа. Покажите это так: сапоги – сапог.

Затем выпишите 5 слов, у которых нет формы единственного числа. Покажите это так: деньги – нет ед.ч.

Для того, чтобы не писать длинные слова – нет единственного числа, будем писать так: нет ед.ч. это называется сокращением.

- Да

Выполняют задания

Выполняют задания

П: осмысление

П: умение высказывать свои мысли

Самостоятельная работа с самопроверкой

Наглядный: работа с презентацией

Практический: выполнение задания в рабочей тетради

6 мин

Среди всех записанных тобой слов найди слова в начальной форме и обведи их так:

(показано на слайде)

Ребята, а теперь откройте, пожалуйста, ваши рабочие тетради на странице 6. Упражнение 7.

Обратите внимание, представлено новое словарное слово, которое вам необходимо запомнить как правильно писать. Это слово – иней.

Что такое иней?

Да правильно.

Запишите данное слово в строчке.

Подчеркните в нем букву, написание которой нужно запомнить. Подчеркните основы предложений.

Выполните задания приведенные ниже.

Обводят так, как показано на слайде

Иней- кристаллы льда, намерзшие на деревьях, почве. Иней образуется при резком охлаждении влажного воздуха

Выполняют задания

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Р: планирование своих действий в соответствии с задачей

Включение в систему знаний повторение

Практический: работа с книгой

Словесный: ответы на вопросы

3 мин

А теперь вернемся к учебнике, на странице 11 упражнение 5. Прочитайте про себя, а теперь кто хочет  прочитать выразительно?

Ребята, какое слово здесь особо выделено?

Как вы думаете почему?

Верно, откройте словарь «Произноси правильно»

И посмотрите на это слово, оно пишется как, а произносим мы иначе. Запомните!

Возвращаемся к заданию и выполняем его

Читают выразительно

Мягко

Чтобы мы знали как его писать и произносить правильно

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К: выражение своих мыслей

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

3 мин

Ребята, что мы сегодня изучили?

Что нового вы для себя узнали?

Достаньте свои дневники и запишите пожалуйста домашнее задание.

В учебнике страница 9-10 выучить правила Летучей Мыши. В рабочей тетради страница 6, упр.7. вам нужно будет списать стихотворение, вставить пропущенные буквы и на последних строчках записать проверку тех слов, которые можно проверить, а потом подчеркнуть предлог «в» вместе  со словами – предметами, в форму которых он входит.

По ходу всего урока я давала вам жетоны за хорошую работу.

Хочу выделить таких ребят, как…

Дети, если вам понравился урок и вы узнали много нового поднимите пожалуйста красные карандаши, а если вам понравился урок частично, и не узнали ничего нового то желтые.

Начальную форму слов

Мы узнали что такое начальная форма

Записывают дом.задание и слушают его объяснение

Оценивают свою работу

Р:выделять и осознавать то ,что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Учимся определять начальную форму. 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универ...

Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»...

Карточка по русскому языку "Проверка определения начальной формы слова"

Карточка по русскому языку "Проверка определения начальной формы слова" используется на этапе проверки знаний и умений определять начальную форму слова...

Технологическая карта урока русского языка ПНШ Тема: «Начальная форма слов- названий действий предмета» 2 класс

Учащиеся   научатся: самостоятельно определять начальную форму слов- названий действий предмета, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания...

Конспект урока русского языка "Учимся определять начальную форму".

Урок направлен на формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества при осуществлении сравнения для подведение под понятие «начальн...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».

Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне   слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...