Конспект урока по русскому языку "2 – е склонение имен существительных." (УМК Школа России" 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку

Цели деятельности учителя: знакомство с признаками имён существительных 2-го склонения.
Планируемые результаты
Предметные: знать признаки имен существительных 2 – го склонения и уметь их находить.
Личностные: осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат
 
Тип урока: урок изучения нового материала.
 
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация по теме урока.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        13. 11.2019.                                                                                    ФИО учителя: Шартон Ирина Александровна

Школа: МОУ Варшавская СОШ                                                            ФИ студента: Ефименко Анастасия

Класс:4                                                                                            ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

Кабинет: 4

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: 2 – е склонение имен существительных.

Цели деятельности учителя: знакомство с признаками имён существительных 2-го склонения.

Планируемые результаты

Предметные: знать признаки имен существительных 2 – го склонения и уметь их находить.

Личностные: осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация по теме урока.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

- Мы будем на уроке думать?

- Мы будем рассуждать?

- А может, будем спать?

- И в облаках летать?

- Друг другу будем помогать?

- И трудности преодолевать?

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

-Да

-Да

-Нет

-Нет

-Да

-Да

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

-Форма какого падежа является начальной?

-Какой падеж не употребляется без предлога?

-К какому падежу относится вопрос кому?

-Какой падеж имеет предлоги в, на, за, под, через, про, в?

-Какой падеж имеет вспомогательное слово нет?

-Какой падеж имеет предлоги к, по?

-Добавьте слово. Существительное – подлежащее всегда стоит в …

-Какой падеж имеет вопрос кого?

-Какой падеж имеет вопрос что?

-Какой падеж имеет предлоги о, об?

-Вы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня вы расширите ваши знания об имени существительном.

-П.п

-Д.п

-В.п

-Р.п

-Д.п

-И.п

-В.п и Р.п

- И.п и В.п.

-П.п

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

Рассмотрите таблицу.

И. п.

снежинка,  семья

снег, великолепие

Р. п.

снежинки, семьи

снега, великолепия

Д. п.

снежинке, семье

снегу, великолепию

В. п.

снежинку, семью

снег, великолепие

Т. п.

снежинкой, семьёй

снегом, великолепием

П. п.

о снежинке, о семье

о снеге, о великолепии

Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам.

Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце.

К какому склонению они относятся?

Как вы определили?

Назовите грамматические признаки второй группы слов.

Назовите их окончания в начальной форме.

К какому склонению относятся эти существительные? Как вы думаете? Сформулируйте тему урока?

Назовите цели урока? Чему должны научиться?

У них разные падежные окончания.

Снежинка, семья.

К 1-му.

Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.

Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.

В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о.

Отвечают.

Тема урока: Второе склонение имён существительных

Цель урока: Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать

– смыслообразование (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);  

– поиск и выделение необходимой информации (П);  

– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– учет разных мнений (К);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

- Прочитайте предложение, записанное на доске.

Обычная снежинка при изучении её под микроскопом представляет восхитительное зрелище и поражает правильностью и сложностью форм.

- Назовите имена существительные

 

- Давайте просклоняем первое существительное?

- В какой форме стоит это существительное?

- Ребята, слова помощники и вопросы можно проговорить устно, не записывая их .

-Проверьте свою работу. (Слайд)

(Самооценка) (Слайд )

Работа по учебнику

Упр. 162 (с. 93).

Прочитайте пары слов.

Чем похожи слова каждой пары?

 Чем они отличаются?

Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.)

У каких существительных нулевое окончание?

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». Какие существительные мы записали при выполнении упражнения?

Какие существительные относятся ко 2 склонению?

 Сравните с выводом учебника.

Физминутка.

Упр. 163 (с. 93).

Рассмотрите образец.

Назовите грамматические признаки первого слова в паре

Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению.

Что вы можете сказать о втором слове?

Назовите грамматические признаки этого имени существительного.

Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению.

(Комментированное письмо.)

Какие слова проиллюстрированы?

Что вы можете сказать об этих словах?

Подчеркните в них непроверяемые орфограммы. Разберите по составу слово горох.

Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов?

Снежинка, микроскоп, зрелище, форма, правильность, сложность

Склоняют.

Проверяют, оценивают.

Это однокоренные слова

Они разного рода

У существительных мужского рода.

Существительные 2-го склонения.

. Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.

Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -о.

Это однокоренное слово.

Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)

Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -е.

Горох, телефон.

Это слова из словаря.

Чередуются согласные ж//ш.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– волевая саморегуляция (Р);

– познавательная инициатива (Р);

– поиск необходимой информации (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– доказательство (П);

за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

Игра «Доскажи словечко»:

Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка) хлопок

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох) два притопа

3. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? … (ёж) два притопа

4. Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха) хлопок

Учащиеся выполняют задание стоя у стола

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

Выпишите имена существительные второго склонения.

I вариант

Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клён, вратарь, трамвай.

II вариант

Костёр, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолёт, базар, молодёжь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.

– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 94).

Прочитайте стихотворение.

Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи?

Какие ещё слова выделены в стихотворении?

Найдите в толковом словаре значение этих слов.

Выполните письменные задания к упражнению.

Натюрморт.

Сервиз - полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.

Самопроверка, самооценка. Далее несколько учеников зачитывают предложения с однородными членами, класс оценивает. На данном этапе урока  используется школьный толково- этимологический словарик.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– постановка вопросов (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

Над какой темой работали на уроке? Какие существительные относятся ко 2 склонению?

Что такое склонение? Как определить склонение имен существительных?  

Какую цель поставили перед собой?

Достигли поставленной цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- Что вам понравилось?

– Где возникли затруднения?

По начальной форме

Отвечают.

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

План конспект урока по русскому языку ФГОС " Род имени существительного" 3 класс

Урок открытия нового знания по учебнику Л.Я. Желтовская.Цель урока: сформироватьценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.На уроке исполь...

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

Конспект урока по русскому языку "Три склонения имен существительных"

Три склонения имен существительных Тип урока: урок «открытие» новых знаний. Цель. Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных, Задачи: Образовательные...

Конспект урока по русскому языку "Дательный падеж имен существительных" ( УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Дательный падеж имен существительныхЦели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, пред...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...