Конспекты
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Валерия Николаевна Солодухина

Конспект по русскому языку  "Что такое имя существительное?", 2 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дата: 09.02.2020 г.

Учитель: Баева Валерия Николаевна

Тема урока: «Имя существительное»

Цели: создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением.

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)

Планируемые результаты:

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

Предметные:

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у имени существительного значение (конкретное или отвлечённое), опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные;

- находить признаки существительных;

- объединять имена существительные по лексическому значению

- знакомится с ролью существительных в предложении.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. ЭТАП МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас большой праздник, к нам на урок пришли гости. Повернитесь к ним и подарите свои улыбки. Спасибо, молодцы! Присаживайтесь.

Чтобы наш урок прошёл успешно, и Вы получили удовольствие от получения новых знаний, я предлагаю Вам взять друг друга за руки и произнести за мной следующие слова:

Я желаю тебе добра,

Ты желаешь мне добра,

Если тебе будет трудно,

Я помогу!

Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на протяжении всего урока.

Слушают учителя

Л: самоорганизация

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ

- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на протяжении последних нескольких уроков (Части речи).

- Какие же в русском языке выделяют части речи?

- Что обозначает имя существительное, прилагательное, глагол? На какие вопросы отвечает?

- Приведите примеры слов разных частей речи? (игра с клубком).

Отвечают на вопросы, приводят примеры слов разных частей речи.

П: структурирование знаний

П: ориентироваться в своей системе знаний

Р: действовать с учетом выделенных учителем

Р: определение целей урока самостоятельно, с помощью учителя

  1. ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Ребята и идя сегодня к вам на урок, я встретила почтальона, который передал вот это письмо.

Давайте его прочитаем.( один из учащихся читает).

-Внимание! Внимание!

Потерялась часть речи!

Просим помощи!

Царство Морфологии.

-Ребята, морфология –это наука о частях речи.

- Что будем делать?( искать)

- С чего начнём поиск? (со сбора информации)

-Какую информацию нам необходимо выяснить?

1. Как называется часть речи ?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?

4.Какие имеет постоянные признаки ?

5) Постановка учебной цели

-Какова же наша конечная цель? ( ответы детей)

- Наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней .

-А как называют тех людей, которые ищут, какой либо предмет или кого-то, добывая информацию? (ответы учащихся)

-МЫ БУДЕМ СЕГОДНЯ СЛЕДОПЫТАМИ. А КТО ТАКИЕ СЛЕДОПЫТЫ?

- Я ПОПРОСИЛА УЧЕНИЦУ НАШЕГО КЛАССА ЗАГЛЯНУТЬ В ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ И УЗНАТЬ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО СЛОВА

"Словарь Ожегова говорит о том, что слово следопыт имеет два значения:

1.Следопыт — охотник, выслеживающий зверя по следам 

2. Следопыт — человек, который собирает материалы о былых исторических событиях, об исторических лицах 

-Как вы думаете, какое значение слово больше подходит нам?

- Ну, полученную информацию нужно куда, то записывать!

- У вас на партах лежат Листы по сбору информации в виде таблицы. В эту таблицу вы и будете записать полученную информацию об этой части речи.

Ну, что же нам пора в путь, юные следопыты! Время не ждёт!

НА ДОСКЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ КАРТОЧКИ, ВАША ЗАДАЧА ДОГАДАТЬСЯ, К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ОНИ ОТНОСЯТСЯ? КТО ГОТОВ ДАТЬ ОТВЕТ?

КТО МОЖЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ И ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА?

Постановка ученой цели

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

  1. СОВМЕСТНОЕ ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

НА доске высвечивается тема «Имя существительное»

Орфографическая минутка:

- скажите, пожалуйста, какая буква встречается чаще всего в слове

«СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»  (БУКВА Е)

- ЗАПИШЕМ ЕЕ В ТЕТРАДЬ

Учитель показывает написание с проговариванием элементов, письмо в воздухе.

НАУЧНАЯ СПРАВКА: каждое второе слово, что мы произносим – имя существительное. Например, из 100 произнесенных нами слов 40 будет существительных, 29 глаголов.

-Конечно, человек сначала придумал имя каждому предмету.

- А на какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?)

-Можете ли вы назвать имя этой части речи?

- Конечно это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

- Какую же информацию мы занесем в лист сбора информации?

Часть речи

Имя ……

Учебник на с.45 (правило). На какие вопросы отвечает имя существительное?

Часть речи

Вопрос

Имя ……

Кто? Что?

Записать слова в 2 группы

 (Корова, тюльпаны, снег, учительбабочки, линейка, змея, берёзы).

- По какому признаку еще можно разделить слова на группы? Объясните свой выбор.

- одушевленные и неодушевленные (!!! Роль вопроса)

Часть речи

Вопрос

Признаки

Имя ……, обозначает…….

Кто? Что?

Одушевленные

Неодушевленные

Мн.ч.

Ед.ч.

- можно выделить еще один признак среди этих слов!!!

- ЧИСЛО (ед.ч., мн.ч.)

Ведение записей в тетради

П: построение речевого высказывания

К: умение слушать других

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: осознанное слушание Т

П: анализ

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Р: контроль, коррекция

  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

А теперь мы отправляемся в одну из самых любимых мест всех детей в страну "Мультяшкино"

-Посмотрите сюжет из одного мультфильма.

- Как называется этот мульфильм? ( Трое из Простоквашино)

Вы помните всех его героев? Вот сейчас мы это проверим.

Возьмите карточку. Вспомни, как звали героев этого мульфильма и найди соответствия

РАБОТА в ПАРЕ!!!!

кот Шарик

пёс Мурка

корова Матроскин

почтальон Дядя Фёдор

мальчик Печкин

-Проверим, правильно ли вы справились с заданием.

-Чем различаются по написанию слова первого и второго столбика?

- Почему слова во 2 столбике написаны с большой буквы?

- Какие ещё слова называются именами собственными? Как называются остальные слова? (нарицательными)

Часть речи

Вопрос

Признаки

Имя ……, обозначает…….

Кто? Что?

Одушевленные

Неодушевленные

Мн.ч

Ед.ч.

Собств.,

Нариц.

Работа в паре

П: осознанное слушание Т

П: анализ

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Р: контроль, коррекция

К: построение речевого высказывания в соответствии с поставленной задачей

П: соотнесение

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Станция «Солнечный городок»

-Ну а сейчас мы отправляемся на последнюю станцию нашего путешествия "Солнечный городок"

-Кто жил в Солнечном городке? Назови главного героя этого городка, вокруг которого крутятся все события? Незнайка считал, что грамотно писать можно научиться очень легко и быстро. Знайка решил его проверить, и дал ему задание: Составить предложения из слов.

УЧЕБНИК С.47 упр.79

- Помоги Незнайке собрать предложения

- Что называется предложением?

-Когда будете составлять предложения, будьте внимательны! В каждом из них есть слово, в котором нужно изменить окончание - иначе предложение будет нарушена связь.

-Составление предложения.  **или 1 записать или все*

Взаимопроверка (обмен тетрадями).

Работа по учебнику

К: построение речевого высказывания

Р: осуществляют контроль

  1. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

Уч.с.47 страничка для любознательных

Читаем материал

-Ну, что же, юные следопыты, наше путешествие подошло к концу. Давайте вернёмся к поставленной цели и выясним, достигли ли мы её?

-Какова была наша цель?( наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней)

- Какую информацию вы собрали?

- Что такое имя существительное?

- Какие имена существительные относятся к одушевленным, какие к неодушевленным?

-Что такое собственные и нарицательные имена существительные?

***Записать 5 имен существительных, сверху карандашом указать вопрос КТО? ЧТО?

Отвечают на вопросы учителя

  1. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Сегодня мы много потрудились, чтобы собрать информацию. Преодолевали различные трудности. Это я думаю можно сравнить с поднятием на высокую гору.

- Я хотел бы себя похвалить за….

- Сегодня я узнал, что…

- Я научился…

- Я попробую…

 Перед вами Гора успеха. Вам необходимо прикрепить человечка…

Вершина горы - Всё отлично! У меня всё получилось! (на доске опора)

Склон горы - Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать!

Подножия горы - Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!

Продолжают фразу

К: построение речевого высказывания

Р: осуществляют итоговый контроль

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ТРЕНАЖЁР С.68, ВЫУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ В ТАБЛИЦЕ!

Спасибо за урок!

Запись задания в дневник

Р: осуществляют итоговый контроль

ХОД УРОКА

  1. ЭТАП МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас большой праздник, к нам на урок пришли гости. Повернитесь к ним и подарите свои улыбки. Спасибо, молодцы! Присаживайтесь.

Чтобы наш урок прошёл успешно, и Вы получили удовольствие от получения новых знаний, я предлагаю Вам взять друг друга за руки и произнести за мной следующие слова:

Я желаю тебе добра,

Ты желаешь мне добра,

Если тебе будет трудно,

Я помогу!

Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на протяжении всего урока.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ

- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на протяжении последних нескольких уроков (Части речи).

- Какие же в русском языке выделяют части речи?

- Что обозначает имя существительное, прилагательное, глагол? На какие вопросы отвечает?

- Приведите примеры слов разных частей речи? (игра с клубком).

  1. ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Ребята и идя сегодня к вам на урок, я встретила почтальона, который передал вот это письмо.

Давайте его прочитаем.( один из учащихся читает).

-Внимание! Внимание!

Потерялась часть речи!

Просим помощи!

Царство Морфологии.

-Ребята, морфология –это наука о частях речи.

- Что будем делать?( искать)

- С чего начнём поиск? (со сбора информации)

-Какую информацию нам необходимо выяснить?

1. Как называется часть речи ?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?

4.Какие имеет постоянные признаки ?

5) Постановка учебной цели

-Какова же наша конечная цель? ( ответы детей)

- Наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней .

-А как называют тех людей, которые ищут, какой либо предмет или кого-то, добывая информацию? (ответы учащихся)

-МЫ БУДЕМ СЕГОДНЯ СЛЕДОПЫТАМИ. А КТО ТАКИЕ СЛЕДОПЫТЫ?

- Я ПОПРОСИЛА УЧЕНИЦУ НАШЕГО КЛАССА ЗАГЛЯНУТЬ В ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ И УЗНАТЬ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО СЛОВА

"Словарь Ожегова говорит о том, что слово следопыт имеет два значения:

1.Следопыт — охотник, выслеживающий зверя по следам 

2. Следопыт — человек, который собирает материалы о былых исторических событиях, об исторических лицах 

-Как вы думаете, какое значение слово больше подходит нам?

- Ну, полученную информацию нужно куда, то записывать!

- У вас на партах лежат Листы по сбору информации в виде таблицы. В эту таблицу вы и будете записать полученную информацию об этой части речи.

Ну, что же нам пора в путь, юные следопыты! Время не ждёт!

НА ДОСКЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ КАРТОЧКИ, ВАША ЗАДАЧА ДОГАДАТЬСЯ, К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ОНИ ОТНОСЯТСЯ? КТО ГОТОВ ДАТЬ ОТВЕТ?

КТО МОЖЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ И ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА?

  1. СОВМЕСТНОЕ ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

НА доске высвечивается тема «Имя существительное»

Орфографическая минутка:

- скажите, пожалуйста, какая буква встречается чаще всего в слове

«СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»  (БУКВА Е)

- ЗАПИШЕМ ЕЕ В ТЕТРАДЬ

Учитель показывает написание с проговариванием элементов, письмо в воздухе.

НАУЧНАЯ СПРАВКА: каждое второе слово, что мы произносим – имя существительное. Например, из 100 произнесенных нами слов 40 будет существительных, 29 глаголов.

-Конечно, человек сначала придумал имя каждому предмету.

- А на какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?)

-Можете ли вы назвать имя этой части речи?

- Конечно это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

- Какую же информацию мы занесем в лист сбора информации?

Часть речи

Имя ……

Учебник на с.45 (правило). На какие вопросы отвечает имя существительное?

Часть речи

Вопрос

Имя ……

Кто? Что?

Записать слова в 2 группы

 (Корова, тюльпаны, снег, учительбабочки, линейка, змея, берёзы).

- По какому признаку еще можно разделить слова на группы? Объясните свой выбор.

- одушевленные и неодушевленные (!!! Роль вопроса)

Часть речи

Вопрос

Признаки

Имя ……, обозначает…….

Кто? Что?

Одушевленные

Неодушевленные

Мн.ч.

Ед.ч.

- можно выделить еще один признак среди этих слов!!!

- ЧИСЛО (ед.ч., мн.ч.)

  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

А теперь мы отправляемся в одну из самых любимых мест всех детей в страну "Мультяшкино"

-Посмотрите сюжет из одного мультфильма.

- Как называется этот мульфильм? ( Трое из Простоквашино)

Вы помните всех его героев? Вот сейчас мы это проверим.

Возьмите карточку. Вспомни, как звали героев этого мульфильма и найди соответствия

РАБОТА в ПАРЕ!!!!

кот Шарик

пёс Мурка

корова Матроскин

почтальон Дядя Фёдор

мальчик Печкин

-Проверим, правильно ли вы справились с заданием.

-Чем различаются по написанию слова первого и второго столбика?

- Почему слова во 2 столбике написаны с большой буквы?

- Какие ещё слова называются именами собственными? Как называются остальные слова? (нарицательными)

Часть речи

Вопрос

Признаки

Имя ……, обозначает…….

Кто? Что?

Одушевленные

Неодушевленные

Мн.ч.

Ед.ч.

Собств.,

Нариц.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Станция «Солнечный городок»

-Ну а сейчас мы отправляемся на последнюю станцию нашего путешествия "Солнечный городок"

-Кто жил в Солнечном городке? Назови главного героя этого городка, вокруг которого крутятся все события? Незнайка считал, что грамотно писать можно научиться очень легко и быстро. Знайка решил его проверить, и дал ему задание: Составить предложения из слов.

УЧЕБНИК С.47 упр.79

- Помоги Незнайке собрать предложения

- Что называется предложением?

-Когда будете составлять предложения, будьте внимательны! В каждом из них есть слово, в котором нужно изменить окончание - иначе предложение будет нарушена связь.

-Составление предложения.  **или 1 записать или все*

Взаимопроверка (обмен тетрадями).

  1. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

Уч.с.47 страничка для любознательных

Читаем материал

-Ну, что же, юные следопыты, наше путешествие подошло к концу. Давайте вернёмся к поставленной цели и выясним, достигли ли мы её?

-Какова была наша цель?( наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней)

- Какую информацию вы собрали?

- Что такое имя существительное?

- Какие имена существительные относятся к одушевленным, какие к неодушевленным?

-Что такое собственные и нарицательные имена существительные?

***Записать 5 имен существительных, сверху карандашом указать вопрос КТО? ЧТО?

  1. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Сегодня мы много потрудились, чтобы собрать информацию. Преодолевали различные трудности. Это я думаю можно сравнить с поднятием на высокую гору.

- Я хотел бы себя похвалить за….

- Сегодня я узнал, что…

- Я научился…

- Я попробую…

????-Перед вами Гора успеха. Вам необходимо прикрепить человечка…

Вершина горы - Всё отлично! У меня всё получилось! (на доске опора)

Склон горы - Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать!

Подножия горы - Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ТРЕНАЖЁР С.68, ВЫУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ В ТАБЛИЦЕ!

Спасибо, дети за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...