Разработки уроков по русскому языку 2 класса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Колесникова Ольга Александровна

План урока по русскому языку для 2 класса "Имя существительное. Обобщение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Касторенская СОШ №1»

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «Б» классе.

Учитель Колесникова Ольга Александровна

Тема урока: «Имя существительное (обобщение)»

Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.

Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Оборудование: проектор, карточки с заданиями для учащихся.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Прозвенел звонок. Встали ровно. Давайте обернёмся и поприветствуем  наших гостей. А теперь тихо сели. Начинаем урок.

2.Подготовка к восприятию темы урока.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке.

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

3. .Массаж для пальчиков.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный,

Он стоит посередине.

Этот пальчик безымянный.

Он избалованный самый.

Этот пальчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

4.Минутка чистописания

Пропишем следующие буквосочетания.

Слайд №1-№2

Эти буквы мы друзья вставим в разные слова.

5. Орфографическая минутка. 

Ветер, снег, Россия, травка, река, сугроб, земля, заяц, весна.

-На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с парным согласным звуком).

1.Задание по группам.

Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова с парным согласным звуком .

2.Проверка

-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительныетак как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).

-На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова?(Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).

6. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.

-О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи).

7.Работа по теме урока

Сегодня мы ребята отправимся с вами в необычное путешествие ,а именно в КОРОЛЕВСТВО ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНО

Слайд №3-№7

-Сможете ли вы отличить имя существительное от других частей речи?

А)Замените фразеологизмы именами существительными в начальной форме. Определите их род и число.

Как селёдка  в бочке – теснота
Мурашки по коже – страх
Выеденное яйцо –
 пустяк
Держать язык за зубами – 
молчание
Замок из песка
– иллюзия

На какие вопросы отвечают имена существительные?

Б)Таким образом мы оказались перед замком КТО? И ЧТО?

Слайд №8-17

ИГРА « КТО? или ЧТО?»

Дети записывают в два столбика слова.

КТО?        ЧТО?

слон        карандаш

кошка        пенал

попугай        стул

ёжик        яблоко

Как называют слова, которые отвечают на вопрос КТО?

(Слова, которые отвечают на вопрос КТО? называются одушевлёнными.)

Как называют слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

(Слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?  называются неодушевлёнными.)

В)На нашем пути появился замок одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Словарно-орфографическая работа.

Слайд18-23

(Дети записывают слово  с объяснением, затем показывают сигнальную карточку, если предмет одушевлённый- зелёная карточка, если неодушевлённый- красная карточка.)

Г)Физкультурная минутка

Слайд №24

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы КТО? и ЧТО? отвечать оно должно!

КТО? ЗАЙЧОНОК, СЛОНЁНОК, БЕЛЬЧОНОК.

ЧТО? РУКА, НОГА и ГОЛОВА.

Это всё предметы простые

СУ-ЩЕСТ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫЕ.

Д)На пути нам встретился старичок, который охраняет это королевство.

Он хочет знать, кто мы такие и откуда.

Давайте ему расскажем.

Слайд №25

Существительное – ШКОЛА.

В ней ребята Катя, Саша, Лола.

А фамилий столько, что не счесть

Ивановы и Петровы, даже Сидоровы есть.

В уголке живом попугайчики Кеша и Рома чирикают весь день.

А двум Тортилам плавать всё время не лень.

На улице Парковой школа стоит

В посёлке  Касторное под номером 2.

Ребята, а почему некоторые слова выделены красным цветом?

(Эти слова называются именами собственными.)

Вывод: Имена, фамилии, улицы, клички, города-

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Е)Замок нарицательных и собственных.

(Девочки выписывают имена собственные, а мальчики нарицательные.)

Боря, машина, девочка, Настя, Иванов, школа, Россия, ёжик.  (Взаимопроверка.)

Ж)Определение рода имён существительных.

Далее на пути нам встречается избушка с названием «РОД»,  каждое окошко обозначает определённый род.

На какие рода делится имя существительное?

(Имя существительное бывает  мужского рода (он мой), женского рода (она моя) и среднего рода (оно моё).)

Дан ряд имён существительных. Надо каждое слово поставить в нужное окошко.

Медведь, тетрадь, яблоко, конь, сердце, вилка, окно, помидор, ваза.

(1ряд записывает слова женского рода, 2ряд- слова мужского рода, 3ряд-слова среднего рода.) Появился хозяин этой избушки. Господин Ёжик.

З)звуко-буквенный анализ  слова ёжик.

ЁЖИК – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 согл., 2гл. Ударение не ставим, так как Ё всегда ударная.

И)Составление играмматический разбор  предложения.

В избушке живёт ёжик.

(Запись  предолжения с объяснением.)

В- напишем с большой буквы. Это начало предложения.Это предлог, а предлоги со словами пишется раздельно.

Избушке- напишем с буквой ш в середине, проверочное слово избушечка.

Живёт- и в сочетании ЖИ.

Ёжик- и в сочетании ЖИ.

О чём говорится в этом предложении?

(В этом предложении говорится о ёжике. (Кто?) ёжик - это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Ёжик (что делает?) живёт. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

К) Задание ёжика.Разбор слова как части речи.

Работаем по плану:

Назвать слово

На какой вопрос отвечает?

Одушевлённый \неодушевлённый.

Собственное\нарицательное.

Определить род.

(запись в тетради)

Л)Игра «Один или много?»Работа в паре.

Волки, слоны, собаки, муха, жуки, стрекоза, соловьи, воробьи, вороны, гусеница,кошки, аисты,муравей.

М)Тестовое выполнение заданий.

8.Рефлексия. Игра «Светофор»

Красный-мне сложно было работать на уроке

Жёлтый-мне ещё не всё понятно

Зелёный-мне было легко

  9.Подведение итогов урока.

        Вещи, люди и цветы, 
Носороги и коты, 
Джинсы, майки и конфеты 
Шубы, шапки и зонты, 
Гвозди, гайки и винты, 
Сёла, города, планеты – 
Это тоже всё …  (предметы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...