Методическая разработка. Урок русского языка в 3 классе: "Склонение имен существительных в косвенных падежах"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Абузова Наталья Алексеевна

Технологическая карта урока русского языка 

Предмет: Русский язык

Класс: 3

УМК: начальная школа XXI века 

Тема: Склонение имен существительных в косвенных падежах.

Тип урока: Объяснение нового материала

Цель: создать условия для изучения понятия «Склонение имен существительных в косвенных падежах».


 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkog_oyazyka.docx574.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Абузова Наталья Алексеевна
Предмет: Русский язык
Класс: 3

Тема: Склонение имен существительных в косвенных падежах.

Тип урока: Объяснение нового материала

Цель: создать условия для изучения понятия «Склонение имен существительных в косвенных падежах».

Планируемые результаты:

Предметные

Знать термины «имя существительное», «род имен существительных», «число», «падеж», «начальная форма имени существительного», «склонение», «окончание», «косвенные падежи».

Понимать алгоритм определения склонения у имен существительных в косвенных падежах; как ставить имя существительное в начальную форму.

Применять (уметь) определять склонения имен существительных в косвенных падежах (единственное и множественное число)

Анализ словарных слов; правил на странице 41, 42, задания к упражнениям.

Синтез самостоятельно находить в тексте имена существительные и определять их склонения (самостоятельная работа - упр.4)

Оценка умения определять склонение имен существительных в косвенных падежах для проведения морфологического разбора.

Метапредметные

Регулятивные самостоятельно определять цели и задачи урока на этапе целеполагания; составлять алгоритм для определения склонения имени существительного, строить план урока

Познавательные умение определить круг своего незнания, четко следовать составленному алгоритму по определению склонения имени существительного.

Коммуникативные уметь строить свой ответ согласно образцу при выполнении упражнения №1, 2, 3, 4, грамотно задавать вопрос (при работе с правилом), отстаивать свою точку зрения при ответе на поставленный вопрос учителя.

Личностные

Формирование самооценки своей работы, сравнение правильности написания с эталоном.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Связь с разделами языкознания: морфология, орфография, пунктуация.

Основные понятия: имя существительное, склонение, падеж, косвенный падеж, начальная форма имени существительного.

Методы: учебный диалог, индуктивный метод, создание проблемной ситуации, работа с учебником русского языка.

Эскиз оформления доски:

Ресурсы урока

Для учителя: учебник, презентация.

Для учащихся: рабочая тетрадь, учебник, презентация.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

  1. Актуализация необходимых знаний

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Алексеевна, я рада сегодня провести у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебник, рабочая тетрадь и пенал с письменными принадлежностями.

1 – чистописание.

-Начнем мы наш урок с минутки чистописания. Отгадайте загадку:

После брата января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга.

-Как вы поняли, что речь идет именно о месяце феврале?

-К какому времени года относится этот месяц?

-Какой звук мы слышим первым в этом слове? Дайте его характеристику.

-Назовите парный согласный звуку [з’].

-Назовите их парные твердые звуки.

-Какой буквой на письме обозначаются звуки [з] и [с]?

-С этими буквами мы и будем работать на минутке чистописания.

-Откройте ваши тетради напишите сегодняшнее число – 9 февраля, классная работа на следующей строке.

-Пропишите узор, составленный из букв, продолжая закономерность.

-Теперь обратите внимание на доску. Прочитайте стихотворение, которое здесь представлено.

-Как вы думаете, какому месяцу года можно его адресовать? Почему вы сразу представили себе этот месяц, какие слова на него указали? Какие чувства у вас вызвало данное стихотворение? Как бы вы его озаглавили?  Спишите его себе в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии. В первом предложении этого стихотворения найдите грамматическую основу, подчеркните подлежащее и сказуемое.

-Назовите грамматическую основу этого предложения.

2 – словарно – орфографическая работа.

-Теперь мы проведем словарно – орфографическую работу. Как вы думаете, почему необходимо повторять правильное написание словарных слов?

-Теперь, я буду диктовать слова, а вы записывайте их в строчку, через запятую: Новый календарь, праздничный салют, на север, свежий картофель, интересная профессия, огромная территория, сапоги в подарок, красные помидоры, прогноз погоды, увидел девочку.

-Во всех словах поставьте ударение и подчеркните букву, которую нельзя проверить.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте, правильность написания слов по слайду презентации, посчитайте количество ошибок и выставьте отметку своему соседу карандашом на полях, согласно критериям:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 ошибки и более – «2».

-Поднимите руку те, кто не сделали ошибок в написании. Кто сделал одну ошибку. Две ошибки. В каких словах возникли трудности?

3 – Повторение.

-Теперь повторим, то, что вы уже знаете. Найдите в словосочетаниях имена существительные, подпишите сверху часть речи, определите склонение и докажите свою точку зрения.

-Назовите только существительные первого склонения. Второго, третьего.

-Февраль.

-Зима.

-Звук [з’], согласный, звонкий парный, мягкий парный.

-Звук [с’].

-Звуки [з] и [с].

-Буквы з и с.

-Прописывают в тетрадях: сзс З зсз С сзс З.

Ещё снежок по-зимнему искрится.

Ещё всё также резок скрип саней,

Но с каждым утром песенка синицы

Становится нежнее и длинней

(Тимофей Максимович Белозёров)

-Февралю, так как все еще есть снег, но птицы поют все громче, что означает приближение весны. Чувство радости прихода зимы. «Февраль».

-Ученики списывают стихотворение.

 -Снежок искрится.

-Для того, чтобы запоминать, как они пишутся и не допускать ошибок в написании, так как словарные слова нужно запоминать, их нельзя проверить.

-Учащиеся работаю в парах.

-Работа со словами в тетради.

- Первого: профессия, территория.

-Второго: календарь, салют, север, картофель.

  1. Мотивация познавательной деятельности

1 этап формирования ЛП – анализ языкового материала.

-У всех ли существительных вы смогли определить склонение?

-С какими возникли трудности?

-Ребята, пока вы умели определять склонение только у тех существительных, которые стоят в именительном падеже, но после нашего урока вы сможете определять склонения всех имен существительных.

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Какова цель нашего урока?

-Давайте составим план действий на сегодняшнем уроке.

-Нет.

-Сапоги, помидоры, погоды, девочку.

-Склонение имен существительных в других падежах, кроме И. п.

-Научиться определять склонение имен существительных во всех падежах, единственном и множественном числе.

-1.Что такое косвенные падежи. 2.Изучить правило. 3.Выплнять упражнения.

  1. Организация познавательной деятельности

4 - Изучение нового материала, формирование лингвистического понятия.

2 этап формирования ЛП – обобщение признаков, введение термина.

Осознание формулировки ЛП.

-Как же вы думаете, что такое «косвенные падежи» в русском языке, если до этого вы работали только с именительным?

-Давайте посмотрим на словосочетание, которое у вас вызвало затруднение «прогноз погоды». Как же нам определить склонение имени существительного «погоды»? Посмотрите, на то, в каком падеже оно стоит.

-Молодцы. Поставьте его в именительный падеж.

-И можем ли мы теперь определить к какому склонению оно относится? Докажите.

-Теперь так же поработаем со словосочетанием «увидел девочку». Что мы должны сделать, чтобы определить его склонение?

-Опередите его склонение.

-Теперь откройте ваши учебники на странице 41, прочитайте правило, которое там представлено. Сформулируйте один вопрос, который вы бы хотели задать вашему однокласснику к данному правилу.

-Давайте составим последовательность действий для определения склонения имени существительного, что необходимо сделать первым шагом?

-Вторым шагом?

-Третьим шагом?

-Какая часть слова поможет нам определить склонение?

-На что еще необходимо обратить внимание при определении склонения?

-Давайте вернемся к нашей словарно-орфографической работе. Посмотрите, у всех ли словосочетаний нам удалось определить склонение?

-А в чем здесь сложность, почему мы не можем сразу сказать, какое склонение у этих существительных?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы определить склонение имен существительных, которые стоят во множественном числе?

-Давайте определим склонение этих имен существительных. Сапоги в подарок. Найдем имя существительное в косвенном падеже.

-Поставим его в начальную форму – и.п., ед.ч.

-Определите склонение.

-Теперь попробуйте сами поработать со словосочетанием «зимние забавы». Что делаем сначала?

-Умницы. Откройте страницу 42. Прочитайте правило, которое написано на верху страницы.

-Ребята, что мы с вами сейчас узнали?

-Как же нам определить склонение имени существительного в косвенном падеже?

5 - Закрепление нового материала.

3 этап формирования ЛП - конкретизация изучаемого лингвистического понятия на новом языковом материале.

-Теперь давайте выполним упражнение номер два из учебника. Прочитайте задание. Будем по порядку выполнять записи в тетрадях по образцу учебника: первое словосочетание выполним вместе на доске: коза – им.п., ед.ч., ж.р., окончание а, значит первое склонение, ставлю имя существительное в и.п. мн.ч. – козы окончание ы. – затем ставлю имя существительное в р.п. мн.ч. – нет кого? Коз, нулевое окончание. Теперь давайте будем писать и устно проговаривать. Последние 4 сделайте самостоятельно.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Выполним взаимопроверку последних четырех слов. Правильный вариант представлен на доске.

-Кто не допустил ошибок при выполнении этого упражнения? Если есть ошибки, то в чем были затруднения?

-На доске представлены словосочетания, наша задача - распределить их на три группы, то есть на три склонения. Работу выполняем устно, читаем словосочетание, определяем число, род, спряжение, называем начальную форму и склонение:

Плавает по озеру, звучала музыка, помог другу, скучать по маме, пробежала мышь, весна наступает, выпечь из теста, летают ласточки, широкая степь, грачи прилетели, поет птичка, спрятался от мороза.

6 – Обобщение.

-Ребята, так какие же падежи называются косвенными?

-Как определить склонение в косвенном падеже?

-Как определить склонение у существительного во множественном числе?

-Теперь выполним упражнение номер 4. Давайте прочитаем текст. О чем он? Почему он так назван? Какая главная мысль текста, в каком предложении она заключена? Ребята, обратите внимание на автора данного текста. Знаком ли он вам? Ваша задача выписать из текста выделенные имена существительные и определить их падеж, род и склонение, выделить окончание, запись оформляйте по образцу учебника, каждое существительное на следующей строке.

-Давайте устно проверим упражнение.

-Все падежи, кроме именительного.

-Поставить его в именительный падеж.

- (что?) погода.

-Да. Существительное «погода» относится к первому склонению, т.к. ж.р., окончание – а.

-Поставить в именительный падеж имя существительное – девочка.

-Первое склонение, т.к. ж.р., окончание а.

-Что такое начальная форма имени существительного?

-1. Найти имя существительное (кто? кто?)

-2. Поставить в начальную форму (И.п., ед.ч.)

-3. Определить склонение по начальной форме (род, окончание)

-Окончание.

-На род имени существительного.

 

 -Нет. Мы не определили склонение у словосочетаний «сапоги в подарок» и «красные помидоры».

-Они стоят во множественном числе.

-Поставить в единственное число.

-Сапоги.

-Сапог.

-М.р., нулевое окончание – второе склонение.

-Находим имя существительное в косвенном падеже – помидоры. Ставим существительное в начальную форму – помидор, м.р., нулевое окончание, 2 склонение.

-Как определять склонения имен существительных в косвенных падежах и множественном числе.

-Поставить имя существительное в начальную форму, а затем определить склонение по окончанию и роду.

1 скл.: звучала музыка (ед. ч., ж.р., Им.п.), скучать по маме (ед.ч., ж.р., Д.п.), весна наступает(ед. ч., ж.р., Им.п.), летают ласточки (мн.ч.,Им.п), поет птичка (ед. ч., ж.р., Им.п.).

2 скл.: плавает по озеру (ед.ч., ср.р., Д.п.), помог другу (ед.ч., м.р., Д.п.), выпечь из теста(ед.ч., ср.р., Р.п.), грачи прилетели (мн.ч., Им.п.), спрятался от мороза (ед.ч., м.р., Р.п.),

3 скл.: пробежала мышь(ед. ч., ж.р., Им.п.), широкая степь (ед. ч., ж.р., Им.п.)

-Все, кроме именительного.

-Поставить в начальную форму – именительный падеж.

-Поставить в единственное число.

- Этот текст о уличном фонаре, который освещал улицу. Этот текст так назван потому, что в нем рассказывается о фонаре и в названии это отражено. Главная мысль текста – мы замечаем, как был важен предмет или человек, только тогда, когда он пропадает. Вначале урока мы работали со стихотворением этого автора.

4.Подведение итогов

-Итак, ребята, что вы сегодня научились делать на уроке?

-Что для начала нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного?

-Что такое «начальная форма имени существительного»?

-Какие падежи называются косвенными?

-Ребята, эти знания помогут вам выполнить домашнее задание – упражнение 3 из учебника. Просчитайте его. Что необходимо сделать в упражнение? У кого-нибудь остались вопросы по выполнению домашнего задания?

Рефлексия – незаконченные предложения: теперь я могу…, я понял, что…, я выполнил задания…, было трудно…, меня удивило…

Дополнительный материал

Морфологический разбор слов: (отвечаю на) уроке и (записываем в) тетрадях.

Диагностика достижения планируемых результатов

Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Дополнительные творческие задания

Составить собственные предложения, найти в них существительные и определить склонения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка по теме: "Склонение имен прилагательных"

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний...

Методическая разработка урока русского языка «Определение безударных окончаний имен прилагательных»

УМК «Гармония»4 классЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных...

Методическая разработка уроков русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам"

УМК «21 век». Русский язык. 3класс. В данной разработке представлена технологическая карта 4 уроков русского языка. Цели: Сформировать представление об изменение имен существительных по падежам. Вв...

Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже". 4 класс

Урок-путешествие по малой родине. При определении падежей применяется упражнение "График"....

Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окон...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...