Урок русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

«Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова», 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целевой блок

Тема

«Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»

Педагогическая цель

Создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению правил правописания безударного гласного в корне слова.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова; подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными; расширять словарный запас обучающихся.

Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.

Метапредметные:

-регулятивные: самостоятельно формулировать тему и задачу урока после предварительного обсуждения, оценивание результатов выполненного задания.

-познавательные: формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, относить к известным понятиям; уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить дополнительную информацию по иллюстрации, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

-коммуникативные: проявление готовности слушать собеседника и вести диалог, умение формулировать и высказывать свое мнение.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные:  формировать навыки проверки правописания безударного гласного в корне слова, подбора проверочного слова.

Развивающие: развивать умения определять в слове ударение,  выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах развивать внимание, мышление, познавательную активность, речь учащихся.

Воспитательные: прививать любовь к родному языку, воспитывать любознательность, умение слушать и слышать, формировать положительные моральные качества.

Тип урока

Урок закрепления знаний

Методы и формы обучения

Словесные (беседа, объяснение).

Наглядные (показ).

Фронтальная, индивидуальная, парная формы работы.

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка 2 класс УМК «Начальная школа ХХI века»

Наглядно-демонстрационный материал

Иллюстрации

Оборудование

Для учителя: компьютер, проектор, доска, презентация.

Для учащихся: учебники; карточки «Лестница успеха» для рефлексии.

Организационно-деятельностный блок

Организация пространства

Классная комната

Действия обучающихся

Формулируют тему урока, определяют цель и задачи урока, подводят итоги урока, осуществляют самоконтроль и самооценку.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Проведение итогов беседы с обучающимися по содержанию урока.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

(мотивация к учебной деятельности)

-Здравствуйте, ребята!

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь соседу по парте, протяните ему руку и скажите:

Я желаю тебе добра.

Если тебе будет трудно, я помогу.

-Вот с таким хорошим настроением мы начнём урок русского языка.

Спасибо. Садитесь.

Проверьте, все ли на месте? Все ли в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

«Все, что надо под рукой»

-Все расселись по местам? Никому не тесно? По секрету вам скажу: «Сегодня будет интересно…»

Будем мы читать, писать, строить предложения, чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.

Приветствуют учителя, садятся

Мотивация учебной деятельности.

Актуализация знаний

-Прочитаем дату.

Открываем тетради. Но прежде чем начать писать  выполним пальчиковую гимнастику.

Наши алые цветки,

Распускают лепестки.

(Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно раскрывайте пальцы.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Покачивайте кисти рук)

Наши алые цветки

закрывают лепестки,

(Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)

Тихо засыпают,

Головой качают.

- Возьмите ручки

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За осанкою слежу

И красиво напишу!

Продолжим наш урок  минуткой  чистописания.  

- Для чего мы каждый урок работаем над чистописанием?

- Сегодня будем повторять написание строчных  букв.

- Смотрите за моей рукой и запишите по одному разу на строчке.

- Буква «а», « я», «о», «е», «и».  Посмотрите на буквы, оцените красным карандашом буквы, которые у вас получились не совсем красивые.  Продолжите до конца строки, учитывая допущенные ошибки. А сейчас зеленым карандашом обведите буквы, которые у вас получились лучше всех.

- 14 октября

Выполняют пальчиковую гимнастику

Работают в тетрадях

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Самоопределение к деятельности

- По какому признаку они объединились?  

- На какие группы их можно разделить?  

- Когда обозначают 2 звука?

 - Что ещё можем сказать про гласные?

- Когда эти буквы будут «опасные» на письме?

 -Как же мы должны действовать при написании таких букв?

- Сформулируйте тему урока.

- Ребята, какую  цель мы  сегодня поставим  на уроке?

- Составим план урока, опираясь на тему и цель урока.

- Ребята, а всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?

- А что такое корень?  

- В каких случаях мы не можем этого сделать?

-безударные гласные в корне слова

-закрепить правило написания безударной гласной в корне слова

План:

1. Правило проверки слов с безударными гласными в корне;

2. Применение правила проверки безударных гласных в корне слова;

Самостоятельно формулировать тему и задачу урока после предварительного обсуждения.

Открытие новых знаний

- Сегодня мы вспомним  словарные слова, с которыми познакомились  на предыдущих уроках.  

- Я буду читать вам толкование слова, а вы должны догадаться, о каком слове идёт речь и записать его в тетрадь. (нескольким учащимся раздаются индивидуальные карточки с пропущенными буквами в словарных словах)

1)Верхняя одежда длинного покроя, надеваемая поверх платья, костюма и т.п.;

2) Птица семейства воробьиных;

3) Птица семейства вороновых с длинным хвостом и черным с белым оперением, издающая характерные звуки – стрекотание;

4) Человек, дружески расположенный к кому-нибудь;

5) Крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр;

6) Первый день недели.  

Оцените себя. Кто допустил одну ошибку- «4», две ошибки – «3», три ошибки- «2»

- Сейчас я хочу попросить у вас совета. Вчера я писала письмо подруге, и у меня встал вопрос, как писать слово "пятно". Помогите, подскажите, как написать правильно?

 - Какой звук мы слышим в слове "пятно"?

- Значит, пишем букву и?  

- Какой вывод сделаем?

 ЕСЛИ БУКВА ГЛАСНАЯ ВЫЗВАЛА СОМНЕНИЕ, ТЫ ЕЕ НЕМЕДЛЕННО СТАВЬ ПОД УДАРЕНИЕ.

 - Кто сможет подобрать проверочное слово?

Давайте запишем эти слова, вот только что надо сначала записать проверочное слово или слово с орфограммой?

Откройте учебник на 88 странице. Прочитаем правило. Кто может рассказать правило по памяти? Отлично!

-Выполним первое упражнение.

Первое слово читает Маша. Как ты проверила выбор буквы?  Маша записывает на доске, остальные в тетради.

-Следующее упражнение 2. Прочитай задание, Вика. Первый ряд 1 вариант поднимите руку. Вы записываете 1 группу родственных слов. Первый ряд 2 вариант поднимите руку. Вы записываете – 2 группу родственных слов. Третий ряд 1 вариант – 3 группу.  Третий ряд 2 вариант – 4 группу слов. Четвертый ряд 1 вариант – 5 группу родственных слов. Четвертый ряд 2 вариант – 6 группу родственных слов.

 Самопроверка на экране.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

-пальто

-воробей

-сорока

-товарищ

-город

-понедельник

- звук [и]

-нет

- пятна, пятнышко

- Пятна – пятно

Читают правило.

Гнезда – гнездо, лёд – ледок, лес – лесок, ряд – ряды, скрипка –скрипач, лица – лицо, сила – силач, тяжесть –тяжелый.

 

Выполняют гимнастику для глаз.

Формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, относить к известным понятиям.

Находить дополнительную информацию по иллюстрации.

Умение формулировать и высказывать свое мнение.

Проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Умение формулировать и высказывать свое мнение.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Первичная проверка знаний

Упражнение «Исправь ошибку». Работа по рядам.

  1. В густом лису я видел рыжую лесу.
  2. Гарняк нашёл руду.
  3. Сланенок хаботком рвал трову.

Учащиеся находят и исправляют ошибки.

1.Читают слово. Ставят ударение;

2.Подбирают однокоренные слова, выделяют корень;

2.Определяют слова с безударным гласным в корне;

3. Подбирают проверочные слова;

4.Исправляют ошибки.

Запишите эти предложения с исправленными ошибками. Поменяйтесь тетрадками и проверьте, как записал сосед, если он ошибся, то аккуратно исправьте.

В густом лЕсу я видел рыжую лИсу. ГОрняк нашёл руду. СлОненок хОботком рвал трАву.

Умение полно и точно выражать свои мысли.

Умение структурировать знания, построение рассуждений, доказательство.

Первичное закрепление знаний

Соедини слово с буквой.

Гр.чи                 а          др.зды

М.сной             я           с.сна

К.вёр                о           р.ды

П.ля                  е           пл.чо

Работа на доске.

Действуют по алгоритму:

1.Читают слово. Ставят ударение;

2.Подбирают однокоренные слова, выделяют корень;

3. Соединяют слово с буквой.

Грач – грачи, дрозды – дрозд, мясо – мясной, сосны – сосна, коврик –ковёр, ряд – ряды, поле – поля, плечи – плечо.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Подведение итогов

-Какова была цель урока?

-Мы выполнили все пункты плана? Значит достигли цель?

- Какое правило сегодня изучили?

- Кого из ребят вы бы хотели похвалить на уроке?

Ответы обучающихся.

-Правило проверки слов с безударными гласными в корне.

Умение формулировать и высказывать свое мнение.

Рефлексия учебной деятельности

-У вас на столе есть карточка «Лесенка успеха». Поставьте знак «+» на той лесенки, на которой находятся ваши знания после окончания урока от 1 до 4, где 1 – на уроке активно не работал, материал был не понятен, а 4 – работал быстро, правильно выполнял задания.

- Замечательно. Спасибо за урок! До свидания!

Оценивают деятельность на уроке.

Самооценка на основе критериев успешности учебной  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»

Цели урока:           Личностные:  проявлять  устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность  в получении совета с целью...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №35 "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова""

Презентация к уроку №35 русского языка во 2 классе  по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова", УМК "Начальная школа XXI века"

Технологическая карта урока русского языка   по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова". Урок открытия новых знаний. На уроке используются фронтальная, парная и групповая форм...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме "Буквы безударных гласных в корне слова"

Проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учётом требований к  организации урока в системно-деятельностном подходе....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» 2 класс "Начальная школа 21 века"

Цели и задачи:Формировать умение видеть орфограмму в корне слова;Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;Развивать орфографическую зоркостьРазвивать внимание, мыш...