Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Число глаголов" ( УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Копытова Наталья Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Число глаголов»

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять  глаголы по числам; формирование умения определять число глагола

Планируемые результаты

Предметные

- знать понятие число глаголов;

- знать, как изменяются глаголы;

- знать грамматические признаки единственного и множественного числа глаголов.

- уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;

- уметь выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;

- уметь отвечать на  итоговые  вопросы и оценивать  свои достижения на уроке

Личностные:

  • формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
  • воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
  • воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация,  раздаточный материал.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Число глагола Цели : н аучиться определять число глаголов, научиться изменять глаголы по числам.

Слайд 2

Ручейки по улице Всё журчат и журчат. Журавли курлыкают . И летят, и летят.

Слайд 3

Ручеек по улице Всё журчит и журчит. Журавль курлыкает . И летит, и летит

Слайд 4

Труд (кормят), а лень (портят).

Слайд 5

Я узнал… Я учился… Я могу…



Предварительный просмотр:

льётся вода

льётся музыка

бежит мальчик

бежит время

бить тревогу

бить посуду

растут деревья

растут года

плывёт

читают

звенит

играют



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

                                                                                                                                                        Выполнила студентка 45 группы

                                                                                                                                  Ф.И: Масальских Наталья

                                                                                                                           Проверила: Ким А.Х.

                                                                                                                                                        Отметка:

                                                                                                                                                        Дата:

 

Челябинск, 2021

Дата: 14. 04. 2019

Школа: «№154»

Класс: 3

ФИО учителя: Ким А.Х.

ФИО студента: Масальских Н.А.

ФИО руководителя практики: Солопова Т.В.

Оценка_______________

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Число глаголов»

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять  глаголы по числам; формирование умения определять число глагола.

Планируемые результаты

Предметные: 

- знать понятие число глаголов;

- знать, как изменяются глаголы;

- знать грамматические признаки единственного и множественного числа глаголов.

- уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;

- уметь выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;

- уметь отвечать на  итоговые  вопросы и оценивать  свои достижения на уроке

        

Личностные:

  • формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
  • воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
  • воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация,  раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самоопределение к деятельности

Психологический настрой

1 мин.

-Доброе утро, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

-Сейчас тихо сядут девочки и еще тише сядут мальчики.

Приветствуют учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: самоопределение.

Актуализация знаний

Словесный: слово учителя, эвристическая беседа

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

3 мин.

Фронтальная форма работы

- Ребята, у меня для вас есть одно очень интересное задание, но для начала откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

-На доске представлены словосочетания. Прочитайте их и подумайте, на какие 2 группы можно их разделить.

Льётся вода, льётся музыка, бежит мальчик, бежит время, бить тревогу, бить посуду, растут деревья, растут года.

-По какому признаку мы можем разделить эти словосочетания на группы?

-Хорошо!

-Назовите мне из предложенных словосочетаний, те в которых глаголы стоят в неопределенной форме. Докажите, что это действительно так.

-Совершенно верно!

-Прочитайте данные слова.(Карточки со словами на доске)

Плывёт, читают, звенит, играют.

-Чем похожи все эти слова?

- Разделите слова на  группы.

-По какому признаку вы разделили слова на группы?

-Хорошо!Молодцы!

-Прямое и переносное значение.

-Бить тревогу, бить посуду. Отвечают на вопрос: что делать? Оканчиваются на ть.

Это глаголы.

1-Плывет, звенит. 2- Читают, играют.

В 1 группе  слова обозначают действие одного предмета, во 2 группе обозначают действие нескольких предметов.

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка учебной задачи

Словесн.:учебный диалог

2 мин.

Фронтальная форма работы

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Как будет звучать тема нашего урока?
-Какие цели мы можем поставить перед собой?

Отвечают на вопросы учителя.

Число глаголов.

Научиться определять число глаголов, научиться изменять глаголы по числам и тд.

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

«Открытие»  нового знания

Словесный: беседа

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

 8мин.

Фронтальная форма работы

-Приступим к достижению наших целей! Прочитайте четверостишье, которое представлено на слайде.

Ручейки по улице

Всё журчат и журчат.

Журавли курлыкают.

И летят, и летят.

-В каком числе стоят глаголы в этом четверостишье?

-Верно! Поставьте эти глаголы в единственное число и прочитайте четверостишие, изменяя текст.

-Какой вывод мы можем сделать?

-Давайте сверим наши выводы с правилом в учебнике. Откройте учебник на стр. 109.

-Прочитайте правило.

-Совпали ли наши выводы с правилом в учебнике?

-Как изменяются глаголы?

-Что обозначают глаголы в единственном числе?

-На какие вопросы они отвечают?

-Что обозначают глаголы во множественном числе?

-На какие вопросы они отвечают?

-Хорошо! Расскажите правило друг другу в парах.

-Кто попробует рассказать правило всем, без учебника?

-Хорошо, молодцы!

Читают четверостишье, отвечают на вопросы учителя.

Во множественном числе.

Ручеек по улице

Всё журчит и журчит.

Журавль курлыкает.

И летит, и летит.

Глаголы изменяются по числам.

Да.

По числам.

Действие одного предмета.

Что делает? Что сделает? Что делал?

Действие двух и более предметов.

Что делают? Что сделают? Что делали? и тд.

Рассказывают правило друг другу.

Рассказывают правило вслух для всех.

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К: управление поведением партенра – контроль, оценка его действий.

Динамическая пауза

1 мин.

-А теперь давайте с вами немного отдохнем.

Выполнять упражнения

Р: эмоциональный настрой.

Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

5 мин.

Фронтальная форма работы

- Продолжаем с вами работать по теме урока.

-Откройте стр.109, найдите упр. 190.

-Прочитайте упражнение.

-В чем различие каждой пары глаголов?

-Почему глаголы каждой пары имеют разное окончание?

Парная форма работы

-Прочитайте задание под второй точкой. Это задание вы будете выполнять в парах. Что нужно сделать?

-Как определить число глагола?

 -На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе?

Проверка:

Пара, которая быстрее всех справилась с заданием, читает пары глаголов  и называет число глаголов и окончания, которые выделили. Почему выбрали именно эти глаголы? Докажите.

-Как оценим работу ребят?

Окончание.

Потому что они стоят в разном числе.

Ответы детей.

Задать вопрос.

Что делает? Что сделает? Что делал?.

Что делают? Что сделают? Что делали? и тд.

К: умение сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К: аргументировать своё мнение.

Р: прогнозирование.

Р: коррекция.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

Письменное упр. с грам. заданием

7 мин.

Фронтальная форма работы

-Мы продолжаем работать. Откройте учебники на стр.110 ,найдите упр.191.

-Прочитайте задание. Прочитайте текст упражнения.

-Назовите мне первое предложение, которое мы выделим. (И  так далее пока все предложения не будут четко названы)

-Хорошо! Молодцы!

Индивидуальная форма работы

-Прочитайте задание под первой точкой. Это задание каждый выполняет самостоятельно.

- Что нужно сделать?

-Кому непонятно что нужно делать? Поднимите руку?

-Ребята, как определить число глагола?

-На выполнение задания у вас есть 4 минуты.

Проверка:

-Один ученик зачитывает предложения, которые у него получились.

-Назови глаголы и их число. Докажи!

-Как оценим работу учащегося?

-Как изменяются глаголы?

-Что обозначают глаголы в единственном числе?

-На какие вопросы они отвечают?

-Что обозначают глаголы во множественном числе?

-На какие вопросы они отвечают?

Определить сколько предложений.

Определяют предложения.

Списать, разделяя запись на предложения и вставляя пропущенные буквы в окончания глаголов, указать число глаголов.

Задать вопрос.

Мн.ч- трещат, воркуют, стучат, пища, поют.

Ед.ч – скрипит, жужжит, трещит.

По числам.

Действие одного предмета.

Что делает? Что сделает? Что делал?

Действие двух и более предметов.

Что делают? Что сделают? Что делали? и тд.

П: структурирование знаний

Включение в систему знаний

Практический:

письменное упр. с грам. заданием

Наглядный: учебная презентация

2 мин.

Фронтальная форма работы

-Откройте стр. 109, найдите упр. 189.

-Прочитайте упражнение.

-Что с чем сравнивается в стихотворении?

-Найдите однокоренные слова и  скажите, какими частями речи они являются.

-В чем сходство и различия глаголов в первом предложении?

-Спишите первое четверостишье. Подчеркните глаголы и укажите число.

Проверка:

-Назовите число  глаголов, которые подчеркнули? Докажите, что вы верно определили число!

-По каким признакам вы определили число глаголов?

Парная форма работы

-У вас на партах лежат карточки с заданием. Прочитайте задание.

Карточка

Распределите глаголы в два столбика. Задание выполняется в карточках!

Единственное число

Множественное число

Побежали, разбудил, посмотрели, распевают, светит, потемнели, прилетели, ловит, идёт.

-Что нужно сделать?

-Кому непонятно, что нужно сделать, поднимите руку.

-Приступайте к выполнению задания.

Проверка:

Пара, которая справилась быстрее всех, зачитывает, какие слова отнесли в первый столбик, а какие во второй. Докажите что это так.

-Как оценим работу ребят?

Выводы:

-Как изменяются глаголы?

-Что обозначают глаголы в единственном числе?

-На какие вопросы они отвечают?

-Что обозначают глаголы во множественном числе?

-На какие вопросы они отвечают?

Запишите домашнее задание в дневник.

Составьте и запишите в тетрадь два  предложения с глаголами в разных числах

Отвечают на вопросы учителя.

Опушки и пруд.

Глаголы и прилагательные.

Однокоренные слова, разное число.

Зеленеет, зеленеют.

Зеленеет(ед.ч), зеленеют(мн.ч).

-По вопросу.

Распределить глаголы в 2 столбика.

Единственное число

Множественное число

разбудил

побежали

светит

посмотрели

ловит

распевают

идет

потемнели

прилетели

По числам.

Действие одного предмета.

Что делает? Что сделает? Что делал?

Действие двух и более предметов.

Что делают? Что сделают? Что делали? и тд.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

К: аргументировать своё мнение.

Рефлексия деятельности

Словесный : беседа

2 мин.

-Наш урок подходит к концу.

-Ребята, скажите, как звучала тема нашего урока? Какие цели мы ставили?

-Посмотрите на экран. Здесь представлена пословица.

-Спишите, поставьте слова, данные в скобках, в нужную форму.

Труд (кормят) ,а лень (портят).

-Объясните смысл пословицы.

-Как изменяются глаголы?

-Что обозначают глаголы в единственном и во множественном числе?

-На какие вопросы отвечают глаголы в единственном и множественном числе?

-Хорошо, молодцы!

-Дополните предложения, представленные на экране.

Сегодня на уроке

Я узнал…

Я учился…

Я могу…

Спасибо за урок. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

Число глаголов.

Научиться определять число глаголов, научиться изменять глаголы по числам и тд.

По числам.

Действие глагола.

Что делает? Что сделает? Что делал? Что делают? Что сделают? Что делали? и тд.

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Что такое возвратные глаголы?» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о возвратных глаголах и их правописании в неопределённой форме; умения распознавать и правильно писать возвратные глаголы в неопределённой форме, ...

Конспект урока русского языка "Время и число глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Время и число глаголовЦели деятельности учителя: совершенствование умений определять время и число глаголов, изменять глаголы по временам и числам.Планируемые резуль...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...

Конспекта урока русского языка "Значение и употребление глагола" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Значение и употребление глагола» Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие уме...